СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Специфика работы воспитателя в группах компенсирующей направленности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

сообщение на педсовете

Просмотр содержимого документа
««Специфика работы воспитателя в группах компенсирующей направленности»»

Выступление на тему:

«Специфика работы воспитателя в группах компенсирующей направленности»

                                                                          Составила

                                                                      Воспитатель Алексейкова И.В.

Специфика работы воспитателя в группах компенсирующей направленности заключается в том, что помимо общеобразовательных задач он выполняет и ряд коррекционно-развивающих задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает своё внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в конечном итоге влияет на эффективное овладение речью.

Важный аспект работы в логопедической группе – развитие познавательной активности и познавательных интересов у детей. При этом нужно учитывать своеобразное отставание в формировании познавательных процессов в целом, которое складывается у детей под влиянием речевого недоразвития, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.

 В задачу воспитателя, входит также создание доброжелательной обстановки   в детском коллективе, укрепление веры детей в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям. Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей.

Воспитателю необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения ребенка, вовремя замечать признаки повышенной нервозности, конфликтности, или, напротив, повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в группе коллективные, социально приемлемые отношения

 Также в задачу воспитателя входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных грамматических форм и т. п. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка.

В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения.

Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать сложных инвертированных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

Все занятия проводятся с учетом лексических тем, которые дети проходят с логопедом группы. Воспитатели пополняют, уточняют и активизируют словарный запас воспитанников, в процессе всех режимных моментов (во время дежурства, на прогулке, во время трудовой и самостоятельной деятельности детей); систематически контролируют грамматическую правильность речи детей, в течение всего времени общения с воспитанниками.

Специфика работы воспитателя в логопедической группе заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда.

Вечерние индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся во вторую половину дня, после дневного сна. Это так называемый логочас.

Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, которых логопед записал в «Тетради взаимосвязи». Логочас длится 30 — 40 мин. Из них 10 — 20 мин.- для заданий по коррекционно-образовательной программе, планируемой воспитателем, 20 мин -. для индивидуальной работы с детьми по коррекции звукопроизношения. Либо: обязательно в логопедический час выполнение индивидуальной работы с детьми по коррекции звукопроизношения, а коррекционная работа планируется по подгруппам, но проводится в удобное время утром, на прогулке, вечером и т.д.

 Рекомендуются следующие виды упражнений:

•        закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений); Воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребенок, и следить за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни.

•        повторение стихотворений, рассказов;

•        упражнения на развитие внимания, памяти, логическое мышление, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;

•        активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы.

В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое

 внимание:

•        Артикуляционной гимнастике (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течении дня 3-5 раз.

•        Пальчиковой гимнастике выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.

•        Корригирующей мини гимнастике для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.

Особое место в работе воспитателя занимает организация подвижных игр для детей с речевыми нарушениями, ввиду того, что дети данной категории часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Планируя работу по организации игровой деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры.

 Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. В них часто встречаются присказки, четверостишия, они могут предваряться считалкой для выбора водящего. Такие игры способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности и координированности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.

Работа воспитателя по обучению детей сюжетно-ролевой игре – также необходимый элемент педагогической деятельности в логопедической группе. В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь, обучает ритуальному взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых ситуациях (прием у врача, покупки в магазине, поездка в транспорте и пр.). Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и умения.

На основании выше изложенного следует заключить: что в работе воспитателя логопедической группы можно выделить 2 направления работы:

1.        коррекционно – развивающее

2.        воспитательно – образовательное

Задачи первого направления.

•        Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики

•        Закрепление произношения поставленных логопедом звуков

•        Целенаправленная активизация отработанной лексики

•        Упражнения в правильном употреблении сформированных грамматических категорий

•        Развитие внимания, памяти, рабочего мышления в играх и упражнениях

•        Закрепление навыков чтения и письма

Задачи второго направления.

•        Обучение по всем разделам программы массового детского сада (кроме раздела «Развитие речи»)

•        Воспитание в соответствии с программой массового детского сада

•        Работа с родителями