Просмотр содержимого документа
«Спецурс «Теория и практика успешного написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку»»
Планирование курса «Теория и практика успешного написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку»
10 класс
№ урока | Тема урока | Вид и тип урока | Вид контроля | Дата |
План | Факт |
1 | Текст как речевое произведение | Беседа. Практикум | | | |
2 | Типы речи | Урок систематизации знаний | Сочинение-миниатюра | | |
3 | Стили речи | Урок систематизации знаний | Определение стиля текста с выделением лексико-синтаксических особенностей | | |
4 | Критерии оценивания задания 25 | Практикум | | | |
5 | Фактические ошибки и способы их устранения | Практикум | Нахождение фактических ошибок | | |
6 | Логические ошибки и способы их устранения | Практикум | Нахождение логических ошибок | | |
7 | Речевые ошибки и способы их устранения | Практикум | Исправление речевых ошибок | | |
8 | Грамматические ошибки и способы их устранения | Практикум | Самостоятельная работа по редактированию речевых и грамматических ошибок | | |
9 | Структурные компоненты текста и типичные конструкции предложений в сочинении-рассуждении | Урок усвоения новых знаний и способов действия | | | |
10 | Вступительная часть сочинения. Виды вступлений | Практикум | Написание вступительной части сочинения | | |
11 | Схема основной части | Практикум | | | |
12 | Варианты заключения. Конструирование финальной части | Практикум | | | |
13 | Анализ вариантов текстов, представленных на ЕГЭ | Практикум | | | |
14 | Интерпретация исходного текста | Практикум | | | |
15 | Тема текста. Идея. Формулирование проблемы | Практикум | Самостоятельное формулирование проблем исходного текста | | |
16 | Комментарий к проблеме исходного текста | | | | |
16 | Комментарий к проблеме исходного текста | Практикум | | | |
18 | Анализ формы исходного текста | Практикум | Самостоятельная работа по комментированию проблемы | | |
19 | Анализ формы исходного текста | | | | |
20 | Позиция автора | Практикум | Формулирование авторской позиции | | |
21 | Позиция автора | | | | |
22 | Создание связного текста, выражение в нем собственного мнения, подбор аргументов | Практикум | Самостоятельный подбор аргументов к тексту | | |
23 | Создание связного текста, выражение в нем собственного мнения, подбор аргументов | | | | |
24 | Композиционные и изобразительно-выразительные средства публицистического текста | Практикум | | | |
25 | Композиционные и изобразительно-выразительные средства публицистического текста | | | | |
26 | Композиционные и изобразительно-выразительные средства художественного текста | Практикум | | | |
27 | Композиционные и изобразительно-выразительные средства художественного текста | | | | |
28 | Научный текст и его особенности | Практикум | | | |
29 | Комплексный анализ текста | Практикум | Самостоятельная работа | | |
30 | Написание сочинения на основе авторского текста | Урок контроля | Сочинение | | |
31 | Написание сочинения на основе авторского текста | | | | |
32 | Написание сочинения на основе авторского текста | | | | |
33 | Работаем экспертами. Комментирование и оценивание ученических работ | Практикум | Редактированный текст | | |
34 | Редактирование текста сочинения | Урок коррекции | Отредактированное сочинение | | |
Курс «Теория и практика успешного написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку»
Программа курса «Теория и практика успешного написания сочинения на ЕГЭ» разработана на основе учебно-методического пособия Н.А. Сениной «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки», а также в соответствии с методикой подготовки к выполнению задания №25 ЕГЭ и критериями его оценивания.
Цель курса: подготовить обучающихся к написанию сочинения по русскому языку на основе авторского текста.
Задачи: систематизировать теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения; совершенствовать умения и навыки работы с текстами публицистического и художественного стилей; привести в систему имеющийся опыт работы с различными текстами (выявление проблемы, авторской позиции, выдвижение аргументов, анализ строения текста и т. д.); формировать навыки редактирования и оценивания собственного речевого продукта.
В основу образовательной программы курса положена работа с текстами публицистического и художественного стилей. Вопросы и задания к текстам разработаны с учетом программы развития речи в старшей школе, на основе требований, предъявляемым к экзаменационному сочинению. Предлагаемый курс направлен также и на углубление и расширение знаний, умений и навыков по русскому языку в целом.
Программа имеет блочно-модульную структуру. Содержание модулей основано на линейной структуре. Курс рассчитан на 34 часа.
Разделы:
Блок 1. Введение. Текст как речевое произведение. Стили речи. Критерии оценки задания 25
Блок 2. Редактирование. Способы устранения речевых и грамматических ошибок
Блок 3. Композиция сочинения
Блок 4. Работа с текстами публицистического стиля
Блок 5. Работа с текстами художественного стиля
Блок 6. Создание сочинения на основе авторского текста
Ожидаемые результаты
В ходе изучения данного курса учащиеся должны достигнуть следующих результатов:
- повысить уровень речеведческих знаний, умений и навыков, необходимых для написания экзаменационного сочинения;
- знать критерии оценивания сочинения;
- уметь анализировать тексты различных стилей;
- определять тему, проблему, авторскую позицию в предложенном тексте;
- характеризовать композицию авторского текста;
- формулировать тезис и подбирать к нему аргументы;
- создавать сочинение на основе авторского текста публицистического или художественного стилей;
- владеть навыками редактирования текста.