Автор: Мурзабекова Нина Сергеевна
Организация: МАДОУ Детский сад №74 «Теремок»
Населенный пункт: Республика Коми г.Сыктывкар
Спортивная гимнастика для дошкольников в рамках кружковой работы детей 5-7 лет.
В России наступило такое время, когда первые люди страны и республики обращают внимание на необходимость здорового образа жизни и занятия спортом.
«Результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом. Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех»
Современное дошкольное образование требует от детей значительных физических и психических усилий. В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания людей и занимает в ней важное место. Она популярна благодаря ее доступности. Наряду со сложными, даже очень сложными, упражнениями, которые есть в современной спортивной гимнастике, в ней имеется множество самых разнообразных простых упражнений, вполне доступных любому человеку, независимо от его возраста и пола
Теоретическая часть:
Спортивная гимнастика является наиболее массовым видом спорта, увлекательна и близка молодежи. Неисчерпаемое число постоянно новых и интересных упражнений делают ее популярной и заманчивой. Беспрерывное продвижение вперед в спортивной технике, разучивание все новых и новых упражнений, преодоление неудач и успехи, выполнение ряда упражнений, связанных с риском - все это укрепляет волю, воспитывает важные черты характера. Спортивная гимнастика доводит координацию движений, двигательные навыки и морально-волевые качества до высокой степени совершенства, технику исполнения - до уровня мастерства. Особое место в спортивной гимнастике занимают акробатические и хореографические упражнения, являющиеся ценным средством общей и специальной технической подготовки гимнаста.
Теоретическая часть так же включает (рассказ с мультимедийным сопровождением, рассказ и одновременный показ упражнений , беседы с детьми), так и практические – занятия-тренировки, сюжетные тренировочные занятия. Для каждого отрезка занятия подбираю наиболее эффективные элементы спортивной гимнастики, которые будут указанны в практической части.
Я занималась спортивной гимнастикой с 11 до 17 лет. Так как, я являюсь КМС по спортивной гимнастике, темой моего самообразования стала «Спортивная гимнастика с детьми дошкольного возраста», 2021-2023учебном году в нашем детском саду был организован кружок «Спортивная гимнастика с детьми дошкольного возраста»
Цель кружка: Создание оптимальных условий для всестороннего, полноценного развития двигательных способностей и укрепления здоровья детей.
Задачи:
1. Воспитывать здоровых, волевых и дисциплинированных детей, стремящихся к занятиям физической культурой.
2. Формировать необходимые умения и навыки для дальнейшего совершенствования в спортивной гимнастике;
3.Обучать основам техники акробатических упражнений.
4.Обучать основам техники акробатических упражнений.
5. Совершенствовать двигательную активность детей и формировать правильную осанку.
6. Развивать физические качества: скоростные, силовые, гибкость, выносливость, координацию движений, и творческие способности.
Практическая часть:
Занятия спортивной гимнастикой в дошкольном учреждении направлены на развитие движений. Совершенствование двигательных навыков, физических качеств: ловкость, гибкость, силу, выносливость. Движения доставляют занимающимся радость и могут служить хорошим средством повышения умственной работоспособности. Акробатические упражнения содействуют всестороннему развитию всех органов и систем и в первую очередь двигательного аппарата, повышают возбудимость мышц, темп, силу, мышечный тонус и общую выносливость ребенка.
Занятия проводятся один раз в неделю, группой по 5 - 10 человек, продолжительностью 15-30 минут. Основной формой работы являются групповые учебно-тренировочные занятия. Индивидуальная работа проводится во время учебно-тренировочных занятий.
Практическая часть:
Первый этап начальное обучение новому движению. Обучение на данном этапе направлено на создание общего представления о новом движении. Предварительное представление о движении служит основой для предстоящих двигательных действий.
Второй этап обучения углубленное разучивание движения. Он направлен на овладение основами техники нового движения. Деятельность педагога здесь складывается из следующего:
1. Постоянного наблюдения за ходом выполнения движения.
2. Сопровождения выполнения упражнения словесными и иными сигналами.
3. Оказания непосредственной помощи для облегчения выполнения.
4. Обеспечения безопасности обучения.
5. Исправления ошибок путем коррекции действий ребенка в процессе выполнения движения.
6. Планирования последующих заданий.
В результате активной работы взрослого и ребенка на втором этапе обучения уточняется представление о новом движении, происходит овладение основами двигательного действия. Результатом обучения на данном этапе является технически правильное и самостоятельное выполнение движения. При этом возможны еще неточности в деталях техники, нестабильность.
Третий этап обучения закрепление и совершенствование движения. В результате последовательного решения трех задач обучения гимнастическое упражнение выполняется технически правильно, стабильно и совершенно.
Данный этап направлен на стабилизацию техники и совершенствование выполнения изучаемого движения. Для сохранения достаточно высокого качественного и технического уровня исполнения каждое упражнение необходимо периодически повторять их.
Есть сложные упражнения, а есть легкие, которые можно использовать на занятиях:
Складка ноги вместе -стоя на полу, ноги прямые, соединены вместе, колени прижаты друг к другу, спина прямая, руки вниз. Выполняем наклон вперед.
Складка ноги врозь - сидя на полу, ноги врозь, колени прямые, прижаты к полу, носки натянуты, выполняем наклон вперед, стараемся животом достать до пола или наклоняемся к каждой ноге.
«Корзиночка» - лежа на животе, обхватить руками голени ног, как можно выше стараться поднять плечи и ноги вверх.
«Бабочка» - сидя на полу, ноги поджаты к торсу, спина прямая, руки на коленях, ноги максимально касаются пола, выполняются раскачивающиеся движения ногами.
«Ласточка» - упражнение на равновесие. Стоя на полу вытянув ногу назад, носок натянут, спина прямая, руки в стороны.
Также мы разучиваем спортивные танцы с элементами акробатики и ритмических движений. Такой уровень овладения движением можно считать завершением процесса обучения. Как я уже сказала ранее, есть сложные упражнения, а есть легкие, которые можно использовать на занятиях по физической культуре, в физминутках и на занятия в ДОУ. Полученные знания и умения дети демонстрируют на различных спортивных соревнованиях и праздниках, физкультурных досугах и развлечениях.