СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы и направления поддержки детской инициативы согласно Федеральной программе дошкольного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Способы и направления поддержки детской инициативы согласно Федеральной программе дошкольного образования»

         « Способы и направления поддержки детской инициативы согласно Федеральной программе дошкольного образования»      Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ «ЯСЛИ-САД» № 313 Г. Донецка» Шумилина Н.В.

« Способы и направления поддержки детской инициативы согласно Федеральной программе дошкольного образования»

Подготовила

музыкальный руководитель

МБДОУ «ЯСЛИ-САД» № 313

Г. Донецка»

Шумилина Н.В.

 Для поддержки детской инициативы педагог поощряет свободную самостоятельную деятельность детей, основанную на детских интересах и предпочтениях.  Появление возможности у ребёнка: исследовать, играть, лепить, рисовать, сочинять, петь, танцевать, конструировать, ориентируясь на собственные интересы.  Позволяет обеспечить такие важные составляющие эмоционального благополучия ребёнка ДОО как уверенность в себе, чувство защищенности, комфорта, положительного самоощущения.  Наиболее благоприятные отрезки времени для организации самостоятельной деятельности: - утро - вторая половина дня.

Для поддержки детской инициативы педагог поощряет свободную самостоятельную деятельность детей, основанную на детских интересах и предпочтениях.

Появление возможности у ребёнка:

  • исследовать,
  • играть,
  • лепить,
  • рисовать,
  • сочинять,
  • петь,
  • танцевать,
  • конструировать, ориентируясь на собственные интересы.

Позволяет обеспечить такие важные составляющие эмоционального благополучия ребёнка ДОО как уверенность в себе, чувство защищенности, комфорта, положительного самоощущения.

Наиболее благоприятные отрезки времени для организации самостоятельной деятельности:

- утро

- вторая половина дня.

     Формы самостоятельной инициативной деятельности Свободные сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские игры Игры - импровизации и музыкальные игры Самостоятельная исследовательская деятельность и экспериментирование Логические игры, развивающие игры математического содержания Речевые и словесные игры, игры с буквами, слогами, звуками Самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры, выполнение ритмических и танцевальных движений Самостоятельная изобразительная деятельность, конструирование Самостоятельная деятельность в книжном уголке

Формы

самостоятельной

инициативной

деятельности

Свободные сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские игры

Игры - импровизации и музыкальные игры

Самостоятельная исследовательская деятельность и экспериментирование

Логические игры, развивающие игры математического содержания

Речевые и словесные игры, игры с буквами, слогами, звуками

Самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры, выполнение ритмических и танцевальных движений

Самостоятельная изобразительная деятельность, конструирование

Самостоятельная деятельность в книжном уголке

Условия поддержки детской инициативы:  уделять внимание развитию детского интереса к окружающему миру, поощрять желание ребёнка получать новые знания и умения, осуществлять деятельностные пробы в соответствии со своими интересами, задавать познавательные вопросы расширять и усложнять в соответствии с возможностями и особенностями развития детей область задач, которые ребёнок способен и желает решить самостоятельно, уделять внимание таким задачам, которые способствуют активизации у ребёнка творчества, сообразительности, поиска новых подходов организовывать ситуации, способствующие активизации личного опыта ребёнка в деятельности, побуждающие детей к применению знаний, умений при выборе способов деятельности; поощрять проявление детской инициативы в течение всего дня пребывания ребёнка в ДОО, используя приемы поддержки, одобрения, похвалы

Условия поддержки детской инициативы:

уделять внимание развитию детского интереса к окружающему миру, поощрять желание ребёнка получать новые знания и умения, осуществлять деятельностные пробы в соответствии со своими интересами, задавать познавательные вопросы

расширять и усложнять в соответствии с возможностями и особенностями развития детей область задач, которые ребёнок способен и желает решить самостоятельно,

уделять внимание таким задачам, которые способствуют активизации у ребёнка творчества, сообразительности, поиска новых подходов

организовывать ситуации, способствующие активизации личного опыта ребёнка в деятельности, побуждающие детей

к применению знаний, умений при выборе способов деятельности;

поощрять проявление детской

инициативы в течение всего

дня пребывания ребёнка в ДОО,

используя приемы поддержки, одобрения, похвалы

внимательно наблюдать за процессом самостоятельной деятельности детей, в случае необходимости оказывать детям помощь, но стремиться к её дозированию. Если ребёнок испытывает сложности при решении уже знакомой ему задачи, когда изменилась обстановка или иные условия деятельности, то целесообразно и достаточно использовать приемы наводящих вопросов, активизировать собственную активность и смекалку ребёнка, намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае

создавать условия для развития произвольности в деятельности, использовать игры и упражнения, направленные на тренировку волевых усилий, поддержку готовности и желания ребёнка преодолевать трудности, доводить деятельность до результата;

поощрять и поддерживать

желание детей получить результат деятельности, обращать внимание на важность стремления к качественному результату, подсказывать ребёнку, проявляющему небрежность и равнодушие к результату, как можно довести дело до конца, какие приемы можно использовать, чтобы проверить качество своего результата

поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого

ребёнка, побуждать к проявлению инициативы и творчества через использование приемов похвалы, одобрения, восхищения.

 В возрасте 3-4 лет у ребёнка активно проявляется потребность в общении со взрослым, ребёнок стремится через разговор с педагогом познать окружающий мир, узнать об интересующих его действиях, сведениях. Поэтому ребёнок задает различного рода вопросы.  Важно поддержать данное стремление ребёнка, поощрять познавательную активность детей младшего дошкольного возраста, использовать педагогические приемы, направленные на развитие стремлений ребёнка наблюдать, сравнивать предметы, обследовать их свойства и качества.   Педагогу важно проявлять внимание к детским вопросам, поощрять и поддерживать их познавательную активность, создавать ситуации, побуждающие ребёнка самостоятельно искать решения возникающих проблем, осуществлять деятельностные пробы.

В возрасте 3-4 лет у ребёнка активно проявляется потребность в общении со взрослым, ребёнок стремится через разговор с педагогом познать окружающий мир, узнать об интересующих его действиях, сведениях. Поэтому ребёнок задает различного рода вопросы.

Важно поддержать данное стремление ребёнка, поощрять познавательную активность детей младшего дошкольного возраста, использовать педагогические приемы, направленные на развитие стремлений ребёнка

  • наблюдать,
  • сравнивать предметы,
  • обследовать их свойства и качества.

Педагогу важно

  • проявлять внимание к детским вопросам,
  • поощрять и поддерживать их познавательную активность,
  • создавать ситуации, побуждающие ребёнка самостоятельно искать решения возникающих проблем,
  • осуществлять деятельностные пробы.
При проектировании режима дня педагог уделяет особое внимание организации вариативных активностей детей, чтобы ребёнок получил возможность участвовать в разнообразных делах:

При проектировании режима дня

педагог уделяет особое внимание организации вариативных активностей детей,

чтобы ребёнок получил возможность

участвовать в разнообразных делах:

С 4-5 лет у детей наблюдается высокая активность. Данная потребность ребёнка является ключевым условием для развития самостоятельности во всех сферах его жизни и деятельности.

Педагогу важно обращать особое внимание на освоение детьми системы разнообразных обследовательских действии, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать для поддержки самостоятельности в познавательной деятельности. Педагог намеренно насыщает жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы.

Всегда необходимо

  • доброжелательно и заинтересованно относиться к детским вопросам и проблемам,
  • быть готовым стать партнером в обсуждении,
  • поддерживать и направлять детскую познавательную активность,
  • уделять особое внимание доверительному общению с ребёнком.

В течение дня педагог создает различные ситуации, побуждающие детей проявить инициативу, активность, желание совместно искать верное решение проблемы.

Такая планомерная деятельность способствует развитию у ребёнка умения решать возникающие перед ними задачи, что способствует развитию самостоятельности и уверенности в себе.

 Педагог стремится создавать такие ситуации, в которых дети приобретают опыт дружеского общения, совместной деятельности, умений командной работы.  Важно, чтобы у ребёнка всегда была возможность выбора свободной деятельности, поэтому атрибуты и оборудование для детских видов деятельности должны быть достаточно разнообразными и постоянно меняющимися (смена примерно раз в два месяца). Ситуации волонтерской направленности взаимной поддержки проявления внимания к старшим заботы о животных бережного отношения к вещам и игрушкам

Педагог стремится создавать такие ситуации, в которых дети приобретают опыт дружеского общения, совместной деятельности, умений командной работы.

Важно, чтобы у ребёнка всегда была возможность выбора свободной деятельности, поэтому атрибуты и оборудование для детских видов деятельности должны быть достаточно разнообразными и постоянно меняющимися (смена примерно раз в два месяца).

Ситуации волонтерской направленности

взаимной поддержки

проявления внимания к старшим

заботы о животных

бережного отношения к вещам и игрушкам

 Дети 5-7 лет имеют яркую потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых.  Педагогу важно обратить внимание на те педагогические условия, которые развивают детскую самостоятельность, инициативу и творчество.  Для этого педагог создает ситуации, активизирующие желание детей применять свои знания и умения, имеющийся опыт для самостоятельного решения задач. Он регулярно поощряет стремление к самостоятельности, старается определять для детей все более сложные задачи, активизируя их усилия, развивая произвольные умения и волю, постоянно поддерживает желание преодолевать трудности и поощряет ребёнка за стремление к таким действиям, нацеливает на поиск новых, творческих решений возникших затруднений.

Дети 5-7 лет имеют яркую потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых.

Педагогу важно обратить внимание на те педагогические условия, которые развивают детскую самостоятельность, инициативу и творчество.

Для этого педагог создает ситуации, активизирующие желание детей применять свои знания и умения, имеющийся опыт для самостоятельного решения задач. Он регулярно

  • поощряет стремление к самостоятельности,
  • старается определять для детей все более сложные задачи, активизируя их усилия, развивая произвольные умения и волю,
  • постоянно поддерживает желание преодолевать трудности и поощряет ребёнка за стремление к таким действиям,
  • нацеливает на поиск новых, творческих решений возникших затруднений.

Для поддержки детской инициативы педагогу рекомендуется использовать ряд способов и приемов.

1) Не следует сразу помогать ребёнку, если он испытывает затруднения решения задачи, важно побуждать его к самостоятельному решению, подбадривать и поощрять попытки найти решение. В случае необходимости оказания помощи ребёнку, педагог сначала стремится к её минимизации:

  • лучше дать совет,
  • задать наводящие вопросы,
  • активизировать имеющийся у ребёнка прошлый опыт.

2) У ребёнка всегда должна быть возможность самостоятельного решения поставленных задач. При этом педагог

  • помогает детям искать разные варианты решения одной задачи,
  • поощряет активность детей в поиске,
  • принимает любые предположения детей, связанные с решением задачи,
  • поддерживает инициативу и творческие решения,
  • акцентирует внимание детей на качестве результата, их достижениях,
  • одобряет и хвалит за результат,
  • вызывает у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.

3) Особое внимание педагог уделяет общению с ребёнком в период проявления кризиса 7-ми лет : характерные для ребёнка изменения в поведении и деятельности становятся поводом для смены стиля общения с ребёнком. Важно уделять внимание ребёнку, уважать его интересы, стремления, инициативы в познании, активно поддерживать стремление к самостоятельности. Дети седьмого года жизни очень чувствительны к мнению взрослых. Необходимо поддерживать у них ощущение своего взросления, вселять уверенность в своих силах.

 4) Педагог может акцентировать внимание на освоении ребёнком универсальных умений организации своей деятельности и формировании у него основ целеполагания: -поставить цель (или принять её от педагога) -обдумать способы её достижения - осуществить свой замысел -оценить полученный результат с позиции цели Задача развития данных умений ставится педагогом в разных видах деятельности. Педагог использует средства, помогающие детям планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты.

4) Педагог может акцентировать внимание на освоении ребёнком универсальных умений организации своей деятельности и формировании у него

основ целеполагания:

-поставить цель (или принять её от педагога)

-обдумать способы её достижения

- осуществить свой замысел

-оценить полученный результат с позиции цели

Задача развития данных умений ставится педагогом в разных видах деятельности. Педагог использует средства, помогающие детям планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты.

способствует развитию самостоятельности у детей.  Сочетание увлекательной творческой деятельности и необходимости решения задачи и проблемы привлекает ребёнка, активизирует его желание самостоятельно определить замысел, способы и формы его воплощения.

способствует развитию самостоятельности у детей.

Сочетание увлекательной творческой деятельности и необходимости решения задачи и проблемы привлекает ребёнка, активизирует его желание самостоятельно определить замысел, способы и формы его воплощения.

 6)  Педагог уделяет особое внимание обогащению РППС, обеспечивающей поддержку инициативности ребёнка.  В пространстве группы появляются предметы, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть  детали незнакомых устройств новые игры и материалы сломанные игрушки, нуждающиеся в починке посылки зашифрованные записи письма-схемы новые таинственные книги и прочее

6) Педагог уделяет особое внимание обогащению РППС, обеспечивающей поддержку инициативности ребёнка.

В пространстве группы появляются предметы, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть

детали незнакомых устройств

новые игры и материалы

сломанные игрушки, нуждающиеся в починке

посылки

зашифрованные записи

письма-схемы

новые таинственные книги и прочее

Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети учатся: строить предположения испытывают радость открытия и познания рассуждать анализировать отстаивать свою точку зрения

Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети учатся:

строить предположения

испытывают радость открытия и познания

рассуждать

анализировать

отстаивать свою точку зрения