Итоги тематического контроля
«Работа ДОУ по организации познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».
В соответствии с годовым планом работы МБДОУ «Детский сад № 5» г. Алейска в период с 19 февраля по 27 февраля 2018 года был проведён тематический контроль по теме: «Работа ДОУ по организации познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».
Цель контроля: определить эффективность образовательной работы ДОУ по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками
Проверку осуществляли:
Заведующий детского сада Соловьева М. В.
Зам. заведующего по воспитательной и методической работе Никитенко С. И.
Экспертная группа ДОУ
Тематический контроль был осуществлён во всех группах детского сада.
Содержание контроля состояло из 5 разделов:
- обследование у детей навыков экспериментальной деятельности
- уровень профессионализма воспитателей
- создание условий в группе
- планирование работы
- формы взаимодействия с родителями
1.Работая над годовой задачей, педагоги повысили уровень теоретических знаний и практических умений, участвуя в консультации на тему «Развитие познавательно- исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования», просмотр НОД, изучение литературы.
В ДОУ проводился тематический контроль, в процессе которой использовались такие формы и методы, как:
Посещение НОД;
Обследование у детей навыков экспериментальной деятельности
Анализ профессиональных навыков педагогов
Анализ развивающей среды
Анализ планирования воспитательно-образовательного процесса по экспериментальной деятельности
Анализ взаимодействия с родителями по данной теме
Дети первой младшей группе вместе с воспитателями исследуют различные объекты, включаются в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.
Во вторых младших группах дети учатся обобщённым способом исследовать различные объекты с помощью перцептивных действий
ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ — (от лат. perceptio восприятие...) действия, направленные на решение разнообразных перцептивных задач, таких как обнаружение, различение, идентификация, формирование образа, опознание. П. д. активный, динамичный, регулируемый задачами деятельности. Педагоги стараются включить детей в совместные практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.)
В средней группе дети получают сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.
Дети старшей группы устанавливают функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений, применяя различные средства познавательных действий. Самостоятельно используют действия экспериментального характера для выявления скрытых свойств.
Дети младшего возраста отличаются любопытством и любознательностью, НОД с элементами экспериментирования с детьми среднего возраста часто строится на стремлении вызвать удивление от открытий; дети старшего возраста задают много вопросов: " Отчего? "," Почему ? ", " Зачем ? "в этом возрасте работа направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимозависимости объектов и явлений.
Дошкольники учатся в процессе НОД ставить цели, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление дети испытывают от своих маленьких открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Посещение НОД, беседы с детьми с целью выявления деятельностно-субъектных проявлений, связанных с активностью и инициативностью ребенка в экспериментировании показали, что дети, проводившие опыты, считают их полезными и интересными хотели бы проводить их снова, некоторые рассказали как возобновляли эксперимент в домашних условиях.
2.Профессиональные умения воспитателя отслеживались в проведении НОД, режимных моментах, проведением открытых показов. Педагогами активно используется опытно-исследовательская деятельность (проектная деятельность, НОД и совместная деятельность с детьми. Активно используется в ходе проведения опытно-исследовательской деятельности демонстрационный, раздаточный, коллекционный материал. В ходе просмотра исследовательской деятельности отмечен продуманный выбор оборудования педагогами, удобное его размещение в зоне исследования. Дети находились в ситуации поиска, имели возможность выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения. Во время проведения открытых мероприятий использовались разнообразные методы обобщения и фиксирования полученных результатов в соответствии с возрастными особенностями детей.
Анализ НОД проводился по следующим критериям:
- постановка исследовательской задачи
- уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- уточнение плана исследования.
-выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
-анализ, обобщение и фиксирование полученных результатов экспериментирования.
Учет дифференцированного и индивидуального подхода
Создание ситуации успешности
Соответствие методического обеспечения поставленным задачам
В ходе НОД по детскому экспериментированию педагоги использовали игровые приёмы, сюжетные, которые увлекали и заинтересовывали детей, обеспечивали хороший результат экспериментальной деятельности.
Очень насыщенной, интересной была деятельность детей младшего дошкольного возраста (вторая младшая группе). Воспитатель Антонова И. И. взяла достаточно сложное направление – исследовательскую и экспериментальную деятельность с водой с детьми младшего дошкольного возраста. Формы работы были адекватны возрасту детей, тон воспитателя – эмоциональный, спокойный, взаимоотношения – партнерские.
Дети продемонстрировали хорошие и начальные экспериментально-исследовательские навыки.
Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе на тему «В царстве трех Ветров» (4 -5 лет) носила познавательный характер. Воспитатель - Зиновьева А. В. методически грамотно продумала непосредственно образовательную деятельность, отмечена большая подготовительная работа. Воспитатель организовала экспериментальную деятельность в тесном контакте с детьми. Высокий интерес сохранялся на протяжении всей НОД. Непосредственно-образовательная деятельность оказалась насыщенной, познавательной.
Для улучшения качества опытно-экспериментальной деятельности хотелось бы рекомендовать педагогам старших групп продумывать мотив деятельности экспериментирования - осознанный ребенком мотив (Для чего я это делаю, зачем мне это нужно?) который может обеспечить результат деятельности. При планировании необходимо предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента (речевая или продуктивная), его практическое применение, использовать больше методов.
В группах на основе анализа реализуемой программы разработаны картотеки опытов и экспериментов. Развивающая среда групп обеспечивает развитие комплексно обследовать предмет, в связи с этим педагогами пополнены центры экспериментирования: сериями картин с изображением природных сообществ; книгами познавательного характера, атласами; коллекциями материалами по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина".
Педагогам младших групп необходимо добавить момент заинтересованности — наличие персонажей, которые будут организовывать внимание детей.
Педагогам необходимо использовать материалы и продукты экспериментирования в уголках экспериментирования не только в процессе НОД, но и в самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности.
3. Педагоги планируют и применяют различные формы экспериментальной деятельности. Анализ календарных планов за ноябрь позволил сделать следующие выводы. В рамках НОД планируется детское экспериментирование, но отследить можно только на этапе постановки исследовательской задачи или темы эксперимента. В некоторых группах в планах не прописываются ни оборудование, ни методы организации исследовательской деятельности, нет и обобщения результатов опытов и наблюдений в различных формах, таких как речевая, продуктивная. Во всех группах в режимных моментах (особенно на прогулке) активно используются наблюдение, простейшие опыты и эксперименты.
Следует обратить внимание на систему планирования, а не от случая к случаю, на планирование индивидуальной работы с детьми по данному направлению. Кроме того необходимо продумывать и планировать другие формы работы с дошкольниками по развитию познавательно-исследовательской деятельности
Педагогам при планировании НОД учитывать тематику недели, интеграцию ОО, прописывать оборудование, методы организации исследовательской деятельности, фиксацию и обобщение результатов опытов и наблюдений, а также организацию детских экспериментов и занимательных опытов в утренние и вечерние часы, в самостоятельной деятельности детей.
4. Работа с родителями по данной теме следует обратить внимание на систему планирования.
Анализ системы работы МБДОУ «Детский сад № 5» г. Алейска по организации детского экспериментирования показал, что работа по данной теме ведётся планомерно, в соответствии с программными требованиями.
На основании выше изложенного рекомендовать:
1.Продолжать создавать в ДОУ условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту.
2. Педагогам младших групп добавить в центр экспериментирования момент заинтересованности - продумать участие в исследовательской деятельности определенных персонажей.
3. Педагогам при планировании НОД учитывать тематику недели, интеграцию ОО, прописывать оборудование, методы организации исследовательской деятельности, фиксацию и обобщение результатов опытов и наблюдений
4. Педагогам всех возрастных групп в планах учебно-воспитательной работы отразить работу с родителями по организации экспериментальной деятельности дошкольников.