Расширить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;
сформировать представление об отличительных особенностях среды обитания и приспособленности организмов к жизни в этой среде.
Развивать у учащихся умение самостоятельно выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, извлекать информацию из дополнительных источников;
Формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
1. Выделить отличительные особенности водной среды.
2. Выявить особенности строения организмов в связи с местом обитания .
Интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Развиваемые УУД |
1.Организационный момент | Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности. | Учащиеся настраиваются на работу на уроке. | Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний. |
2. Актуализация | Проверка Д/з Слайд контроль (электронное приложение к учебнику) Взаимопроверка. Самопроверка. заполнение рабочих листов. приложение 1 Беседа задании стр.25 Биологические исследования | Отвечают на вопросы , оценка и обсуждение результата ( что необходимо сделать, чтобы лучше усвоить учебный материал?). | Регулятивные: оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Коммуникативные: оценка действий партнёра. |
3. Мотивация | Беседа Царства живой природы….. ( слайд) Основные среды жизни…… - Животные из каких сред жизни перечислены в песне. Звучит музыка Наталья Черненко «Биологическое разнообразие» | Предполагаемый ответ: - перечисляют царства природы - Называют среды жизни - Перечисляют животных, называют среды жизни.. | Регулятивные: Развивать у учащихся умение самостоятельно выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение |
4. Физ-культми-нутка | Физкультминутка: Раз – подняться, подтянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть Выполняют упражнения | Создание условий для снятия утомления различ-ных групп мышц, обеспечения эмоциональной разгрузки учащихся. | Познавательные УУД: поиск и выполнение уп-ражнений, способствующих снятию усталости определённых групп мышц. Регулятивные УУД: адекватная самооценка |
5.Формулировка темы, целей, задач. | Формулируем тему, цель урока, задачи. | Записывают тему в тетрадь. Формулируют цель урока, предлагают план достижения цели. | Познавательные, общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи. Познавательные, логические: синтез как составление целого из частей; |
5. Изучение нового материала. | Работа в группах Водная среда Наземно-воздушная Почвенная Организменная -задание -особенности среды обитания -животные - приспособление у животных к среде обитания. Приготовить схемы, рисунки, вопросы к классу по теме. При ответе можно использовать таблицы. | Поисковая работа в группах. Используя учебник, доп. источник информации словари, таблицы. | Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи. Познавательные, логические: синтез как составление целого из частей; Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации Логические: доказательство, построение логической цепи рассуждений. Познавательные, общеучебные: применение методов информационного поиска необходимой информации. умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: постановка вопросов. |
6. Первичное закрепление | Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы Слайдовое сопровождение. Слайд Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, И.Я.Колесникова. - М.: Просвещение, 2014. Доклады групп. Дополнение. Анализ групповой работы ( выставление оценок в рабочие листы. приложение 1 | Проговаривают определение вслух | Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения . |
7. Рефлексия учебной деятельности | Слайд: Сегодня я узнал…. Было интересно… Я научился… Я понял, что… Меня удивило… | Выбирают начало фразы и формулируют ответ | Познавательные, общеучебные: контроль и оценка процесса и результата деятельности. |
8. Оценивание | Отвечают на вопросы. Определяют оценку своего труда по количеству заработанных баллов по ходу урок . таблица в приложении 1 Закрепление знаний и способов действий. | Отвечают на вопросы. Определяют оценку своего труда по количеству заработанных баллов по ходу урок Самостоятельно ставят себе оценки в оценочных листах. Сдают рабочие листы | Регулятивные УУД: самооценка своей деятельности и степени комфортности на уроке. Коммуникативные УУД: взаимооценка. Личностные УУД: смыслообразование). (Познавательные, общеучебные УУД: контроль и оценка процесса и результата деятельности, поиск необходимой информации) |
9. Домашнее задание | Творческое задание: нарисовать фантастическое животное, которое обитает в одной из сред жизни и подумать, как оно приспособилось к условиям обитания? | | Познавательные, общеучебные: выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з. |