СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СССР в 1964-82 годах

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал включает раздел по истории ССР в 1964-1982 годах - времени "застоя".

Просмотр содержимого документа
«СССР в 1964-82 годах»

Эпоха Бреж­не­ва дей­стви­тель­но озна­ме­но­ва­на боль­ши­ми эко­но­ми­че­ски­ми до­сти­же­ни­я­ми:

  • В строй всту­пи­ло около 2 тысяч новых про­мыш­лен­ных пред­при­я­тий, в том числе очень круп­ных, таких как Крас­но­яр­ская ГЭС (рис. 2), Тю­мен­ский неф­те­га­зо­вый ком­плекс, Бай­ка­ло-Амур­ская ма­ги­страль, ав­то­мо­биль­ный завод в То­льят­ти и др.

  • Ве­лось мас­штаб­ное стро­и­тель­ство, в раз­ных го­ро­дах стра­ны по­яви­лось метро, в мос­ков­ском метро по­яви­лись новые линии и стан­ции.

  • Ши­ро­ко стала раз­ви­вать­ся лег­кая про­мыш­лен­ность, по­яви­лось много новых то­ва­ров на­род­но­го по­треб­ле­ния.

  • Улуч­ши­лось снаб­же­ние на­се­ле­ния про­до­воль­стви­ем.

  • По­вы­си­лось бла­го­со­сто­я­ние на­ро­да. Мно­гие граж­дане могли поз­во­лить себе ку­пить ма­ши­ну и дачу.

  • На­чал­ся мас­со­вый вы­пуск ав­то­мо­би­лей «Жи­гу­ли».

  • Про­дол­жа­лась по­ли­ти­ка предо­став­ле­ния ин­ди­ви­ду­аль­ных квар­тир в го­ро­дах.

  • Была вве­де­на 5-днев­ная ра­бо­чая неде­ля (1967), уве­ли­чи­лась про­дол­жи­тель­ность от­пус­ков, по­яви­лись новые вы­ход­ные дни (8 марта и 9 мая).

Пре­об­ра­зо­ва­ния в управ­ле­нии про­мыш­лен­но­стью на­ча­ли про­во­дить­ся с 1965 года, они свя­за­ны с име­нем пред­се­да­те­ля Со­ве­та Ми­ни­стров СССР А.Н. Ко­сы­ги­на (рис. 3), и по­то­му часто на­зы­ва­ют­ся «ко­сы­гин­ски­ми».

Целью про­ве­де­ния ре­форм была ре­а­ли­за­ция пунк­тов, обо­зна­чен­ных в Про­грам­ме КПСС: до­гнать и пе­ре­гнать США по ос­нов­ным по­ка­за­те­лям раз­ви­тия.

В рам­ках ре­форм про­мыш­лен­но­сти были ре­а­ли­зо­ва­ны сле­ду­ю­щие из­ме­не­ния:

  • Лик­ви­ди­ро­ва­ны сов­нар­хо­зы и воз­вра­ще­но от­рас­ле­вое управ­ле­ние пред­при­я­ти­я­ми.

  • Про­ве­де­но со­вер­шен­ство­ва­ние си­сте­мы пла­ни­ро­ва­ния с внед­ре­ни­ем эле­мен­тов хоз­рас­че­та:

  • со­кра­ще­ние пла­но­вых по­ка­за­те­лей;

  • со­гла­со­ва­ние пла­нов с пред­при­я­ти­я­ми;

  • вве­де­ние плана сбыта про­дук­ции;

  • вве­де­ние новой си­сте­мы рас­че­та с пред­при­я­ти­я­ми. Часть при­бы­ли оста­ва­лась за пред­при­я­ти­ем;

  • пре­кра­ти­лась вы­да­ча до­та­ций;

  • фи­нан­си­ро­ва­ние стро­и­тель­ства путем кре­ди­то­ва­ния;

  • Уси­ле­ние эко­но­ми­че­ско­го сти­му­ли­ро­ва­ния ра­бот­ни­ков:

  • со­зда­ние фон­дов ма­те­ри­аль­но­го сти­му­ли­ро­ва­ния;

  • жилье для при­ез­жих ра­бо­чих.

Вось­мая пя­ти­лет­ка (1966–1970) стала «зо­ло­той» по по­ка­за­те­лям раз­ви­тия про­мыш­лен­но­сти. То есть в пер­вое время от ре­форм Ко­сы­ги­на на­блю­дал­ся по­ло­жи­тель­ный эф­фект. 70-е стали вре­ме­нем удар­ных стро­ек. По­стро­е­ны гран­ди­оз­ные объ­ек­ты, такие как Бай­ка­ло-Амур­ская ма­ги­страль (БАМ), Крас­но­яр­ская ГЭС и дру­гие.

Сель­ское хо­зяй­ство также пре­тер­пе­ло мно­же­ство из­ме­не­ний в бреж­нев­ские вре­ме­на:

  • Был со­кра­щен план обя­за­тель­ных по­ста­вок зерна.

  • Уста­нов­лен твер­дый план за­ку­пок про­дук­ции на 5 лет.

  • По­вы­ше­ны за­ку­поч­ные цены на про­дук­цию сов­хо­зов и кол­хо­зов.

  • Вве­де­ны над­бав­ки за сверх­пла­но­вую про­дук­цию.

  • Кол­хо­зам спи­са­ны долги, ви­сев­шие со вре­мен обя­за­тель­но­го при­со­еди­не­ния ма­шин­но-трак­тор­ных стан­ций при Хру­ще­ве.

  • Вве­де­на га­ран­ти­ро­ван­ная опла­та труда кол­хоз­ни­ков вме­сто обя­за­тель­ных тру­до­дней.

  • Раз­ре­ше­ны уве­ли­чен­ные раз­ме­ры при­уса­деб­ных участ­ков

  • Кол­хоз­ни­ки при­об­ре­ли право на пен­сию и со­ци­аль­ное стра­хо­ва­ние

  • Про­дол­жа­лась за­куп­ка зерна за ру­бе­жом.

Развитие науки. Наиболее ярким свидетельством расцвета советской науки являются достижения в области освоения космоса. СССР продолжил изучение Луны с помощью космических аппаратов. В 1965 г. была сфотографирована обратная сторона Луны. Выдающимся достижением явилась доставка на Землю лунного грунта и его дальнейшее изучение. Советские космические аппараты достигли поверхности планеты Венера и передали на Землю ценные сведения о ее атмосфере. Выдающиеся открытия были сделаны в области плазмы, квантовой физики. 15 июля 1975 года в 15 часов 20 минут с космодрома Байконур запущен «Союз-19»

В 22 часа 50 минут с космодрома на мысе Канаверал запущен «Аполлон»

17 июля в 19 часов 12 минут была совершена стыковка «Союза» и «Аполлона»

19 июля была проведена расстыковка кораблей, после чего, через два витка «Союза», совершена повторная стыковка кораблей, ещё через два витка корабли окончательно расстыковались. (Леонов и Кубасов)

Социальная политика. В социальной политике упор делался на рост благосостояния населения. Реальные доходы в расчете на душу населения за 1965-1975 гг. выросли на 46%, в 1976-1980 гг. – еще на 18%, в 1981-1985 – на 10%. Соответственно, вырос уровень потребностей, которые советская промышленность удовлетворить была не в состоянии. Дефицит товаров восполнялся импортом, на который расходовались «нефтедоллары». Но и в этом случае выросшие запросы полностью не покрывались.

Важным социальным достижением явился перевод рабочих и служащих на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями и оплачиваемым отпуском. Советские люди пользовались бесплатным образованием, меди­цинским обслуживанием, государство несло большие расходы на со­держание жилищного фонда.

Главным достижением в этот период стало масштабное жилищное строительство. На протяжении 1970-х гг. в стране ежегодно вводилось более 100 млн. кв. м жилья, что позволило улучшить жилищные условия более чем 107 млн. человек. К началу 80-х гг. 80% семей имели отдельные квартиры, причем выдавались они бесплатно.

 Образование - С 1966 г. в стране начинался переход средней школы на новые учебные планы и программы. Их характеризовали: преемственность в изучении материала с 1-го по 10-й класс, начало систематического преподавания систем наук (предметное обучение) с 4-го класса. Была осуществлена подготовка высококачественных учебников, пособий и методических руководств для педагогов. В результате с середины 1960-х гг. завершился переход ко всеобщему обязательному восьмилетнему обучению, а затем в течение 10 лет (к середине 1970-х гг.) – ко всеобщему среднему образованию.

  • Причины кризиса экономики на рубеже 1970–1980-х гг.

  • Уже на ру­бе­же 1970–1980-х гг. эко­но­ми­сты осо­зна­ва­ли на­рас­та­ние кри­зис­ных яв­ле­ний.

  • При­чи­ны на­рас­та­ю­ще­го кри­зи­са та­и­лись в сущ­но­сти пла­но­вой эко­но­ми­ки, в уга­са­нии на­род­но­го эн­ту­зи­аз­ма, а также во вне­зап­ном по­до­ро­жа­нии цен на нефть.

  • Со­хра­ня­лись ад­ми­ни­стра­тив­ные ба­рье­ры. Они не да­ва­ли воз­мож­но­сти гиб­ко­го управ­ле­ния про­из­вод­ством, тор­мо­зи­ли внед­ре­ние новых тех­но­ло­гий и на­уч­ных до­сти­же­ний.

  • Эко­но­ми­ка СССР в усло­ви­ях «хо­лод­ной войны» про­дол­жа­ла та­щить огром­ный ВПК, необ­хо­ди­мый для уча­стия в гонке сверх­дер­жав.

  • Между тем эн­ту­зи­азм на­се­ле­ния, с во­оду­шев­ле­ни­ем го­то­во­го пе­ре­вы­пол­нить план в 10 раз во вре­ме­на пер­вых пя­ти­ле­ток, стре­ми­тель­но уга­сал.

  • В 1973 мир по­тряс неф­тя­ной кри­зис (рис. 4), вслед­ствие ко­то­ро­го ми­ро­вые цены на нефть вы­рос­ли в 4 раза.

Теневая экономика.

Масштабными были программы развития Нечерноземья (1974) и Продовольственная программа (1982). Химизация, мелиорация. Бичом народного хозяйства оставались отвлечение на «шефскую помощь» селу во время уборочной страды до 20% всего активного населения страны и огромные, до 30-40%, потери урожая. Сельское хозяйство все меньше справлялось с задачами продовольственного снабжения страны. С 1970-х гг. в разряд дефицита все чаше попадали мясо, колбасы, а в ряде районов – сыры и молочные продукты.

Политбюро, куда входили министр обороны Д.Ф. Устинов, министр иностранных дел А.А. Громыко – мистер «нет»., секретарь ЦК М.А. Суслов (идеолог), председатель КГБ Ю.В. Андропов, которые определяли внутреннюю и внешнюю политику.

Быстрый рост бюрократии обеспечивался многочисленными льготами и привилегиями. – номенклатура. «Застой» эпохи развитого социализма стал временем расцвета номенклатурных привилегий, которые включали госдачи, спецпайки, спецлечение и т.п. Расцвели такие явления, как кумовщина, клановость, коррупция. Ординарным явлением становится злоупотребление служебным положением, стремление пристроить родственников к «хлебной» должности, в элитарный вуз и пр.

Из Устава партии был исключен пункт о сменяемости кадров, ослаб контроль над номенклатурой. Начался кадровый «застой». Высшая элита страны с 1970-х гг. начинает все больше воспроизводить себя не за счет выдвиженцев снизу, а путем отбора и подготовки кадров в элитных школах. Таковыми были Академия общественных наук при ЦК КПСС, Высшая партийная школа и др.

К концу 1970-х гг. высшее руководство страны превратилось в настоящую геронтократию. 

В 1977 г. принята новая Конституция СССР. В ней отмечалось, что в СССР построено развитое социалистическое общество. 6-я статья официально закрепила положение КПСС как «ядра» советской политической системы, «руководящей и направляющей силы» общества развитого социализма. Важнейшей задачей провозглашалось формирование и укрепление новой интернациональной общности – советского народа. Отличие от 1936 г. Преамбула.

Диссидентами была налажена публикация за рубежом запрещенных в стране книг и нелегальное их распространение на территории СССР («тамиздат»). Возникла так называемая неподцензурная печать («самиздат»).