Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района – Балманская основная общеобразовательная школа
Номинация: «Культура и фольклор родного края»
Старинные праздники села Балман

Выполнила: Юсупова Рамиза,8 класс
Руководитель: Турнаева Лариса Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
2017 год
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………2
Глава I. Коллективные праздники……………………………………………..3-4
Съезжие праздники…………………………………………………………3
Масленица………………………………………………………………......4
Глава II. Двунадесятые праздники…………………………………………….4-9
Святки……………………………………………………………………..4-7
а) Рождество……………………………………………………………….5-6
б) Крещение……………………………………………………………….6-7
2. Пасха…………………………………………………………………………7
3. Троица……………………………………………………………………….8
Глава III. Календарные праздники. Петров день.………………………….…..9
Заключение……………………………………………………………………..9-10
Использованные источники……………………………………………………..10
Приложения…………………………………………………………………..11-14
Введение
Праздники на Руси всегда любили, потому что народ, умея трудиться, умел и веселиться. Праздник всегда шагал в ногу с историей, являясь отражением жизни народа. Это часть нашей русской культуры. А старое нужно знать и беречь.
Жители нашего села тоже отмечали такие праздники. Нас заинтересовал вопрос: почему предки так любили праздники? И какое значение они им придавали? А когда их праздновали? А так ли мы стараемся их отмечать? Какую роль в этом играла природа? Мы решили об этом узнать подробнее. Цель нашей работы: показать умение народа ценить силу и значимость природы над человеком на примере балманских праздников. Для достижения целей нами были поставлены следующие задачи:
Изучить, какие именно праздники любили отмечать в селе Балман.
Описать, как выглядели данные праздники в старину.
Рассмотреть значимость природных явлений для русского народа.
Для получения дополнительной информации по данной теме мы изучили музейные альбомы с описанием старинных балманских игр, альбом «История села Балман», прочитали тетрадь с воспоминаниями Филиппова Ивана Николаевича о жизни в селе после революции 1917 года. Нам интересно было познакомиться с книгой из музея «Свадьба Обско-Иртышского междуречья» под редакцией Захарченко В.Г. и Мельникова М.Н., в которых описан свадебный обряд села Балман и есть сведения о вечёрках в Балмане. Мы изучили сборники под редакцией В.Г.Захарченко «Песни села Балман» и «Девичья песня». Нашли интересные сведения из книг «Поиски сокровищ» и «Хороводные и игровые песни Западной Сибири» М.Н. Мельникова. Также прослушали песни в исполнении фольклорной группы нашего села. Затем обратились к старожилам Филиппову И.И, Зоновой Ю.А., Алексеевой С.И. Рассмотрели фотографии из музея, а также фильм «Троица», записанный в Балмане. Собрав и проанализировав собранный материал, вот что нам удалось узнать.
Глава I.
Коллективные праздники
Съезжие праздники
Изучив книгу «Девичья песня», мы выяснили, что отмечали народные праздники в нашей местности не так часто, так как в суровых сибирских условиях нужно было постоянно работать, обеспечивая себя всем необходимым на долгую суровую зиму. Для веселья оставалось очень мало времени. Да и не любили балманцы тратить драгоценное время попусту. Но когда дело доходило до праздника, веселье лилось по всему селу, как огромная волна. Дело в том, что жители Балмана - очень гостеприимные и весёлые люди. Всегда с радостью встречали гостей, а провожали с песнями и подарками. Поэтому они всегда любили съезжие праздники, когда в село приезжали отовсюду. По воспоминаниям Филиппова Ивана Николаевича, в Балмане очень любили отмечать такие праздники: Николу Весеннего – 22 мая, Николу Зимнего – 19 декабря, и Масленицу.
Иван Николаевич рассказывал в своей тетради, что на Николу Весеннего угощали дорогих гостей хмельным корчажным пивом. Его готовили в специальной деревянной корчаге (Приложение 1), которую мы видели в своём музее. Его заквашивали хмельными дрожжами. Пиво «гуляло» три дня. И когда его наливали в кружки, оно сильно пенилось. Отсюда и стали говорить «пиво варить».
А на Николу Зимнего к балманцам съезжались родственники или хорошие знакомые, друзья. Они жили в нашем селе несколько дней. «Отгащивали» у всех родственников, переходя из дома в дом. Здесь «гащивали» (то есть гостили) жители Зоново, Михайловки, Чумаково и других окрестных сёл Балманского прихода. В такие «наезды» знакомились заочно со своими будущими сватовьями, стараясь узнать о них как можно больше, приглашали их в гости. Во время приёма гостей и на улице, и в домах неустанно пели песни, частушки. Ведь в нашем селе очень любят петь. Теперь такие праздники уже не отмечаются. О них забыли. А очень жаль.
Масленица
Алексеева Светлана Ивановна рассказывала нам, что самым любимым праздником у наших односельчан была Масленица, потому что уж слишком долго (почти 5 месяцев) длилась суровая зима. Её встречали блинами с маслом. Заранее готовили обилие пельменей. В течение недели в пищу употребляли разнообразные молочные блюда.
Ещё она рассказывала, что на берегу озера они делали «катушку», или попросту каток. Трудилась вся молодёжь, все ребятишки целый субботний день. (Приложение 2). Берег озера раньше так не зарастал камышом, поэтому расчищать лёд было легче. Да и людей было больше.
В субботний (прощальный) и воскресный день катались по селу на украшенных лошадях. На дорогах жгли костры, имитируя сожжение зимы. При этом пелись масленичные песни. А дети играли в разные игры на улицах, на озере, пели заклички.
До сих пор этот замечательный праздник остался у нас самым любимым детским праздником. Мы с удовольствием вместе со взрослыми собираемся на площади перед сельским клубом и играем, поём, атакуем снежную крепость, едим пироги и блины, катаемся на ряженых конях и сжигаем чучело зимы. (Приложение 3).
Глава II.
Двунадесятые праздники
Святки
Святки издавна считались временем, когда по миру свободно гуляет нечистая сила. Именно со Святками, Рождеством и Крещением связано множество суеверий и примет. Зимние Святки характерны двумя темами, волновавшими в это время ум и чувства наших предков: судьба будущего урожая и личная судьба. Об урожае думали все. О личной судьбе, прежде всего о замужестве или о женитьбе – молодёжь.
Юлия Александровна Зонова рассказывала, что в Балмане эти празднества длились 12 дней. Святочным гаданиям придавалось большое значение. Ими увлекалась молодёжь. Очень любили балманские девушки надблюдные гадания. Гадали в ночь под Новый год и на Крещение.
Рождество
А в ночь под Рождество молодёжь, вспоминает Юлия Александровна, ходила от дома к дому и пела колядки. (Приложение 4). Она сама со своими соседями и друзьями колядовала. Когда они шли по улице, встречали толпы «ряженых», которые ходили по домам и пели песни, частушки, желали хозяевам богатства, достатка, приплода, здоровья. Им подносили пироги, сырники, деньги, сало и другие подарки. А взрослым колядовщикам ещё и подносили чарочку вина или пива.
До сих пор мы с ребятами и молодёжь села Балман 6 января ходим колядовать. В этот вечер односельчане не закрывают ворота, пекут пироги, набирают в магазинах сладости и с нетерпением ждут нас. Мы приходим к ним наряженные, красочные, с песнями, плясками, поём колядки, частушки. А на Старый новый год ещё и поём «сеялки», поздравляем всех с Новым годом. Такая традиция существует у нас много лет, и мы её не нарушаем. (Приложение 5).
Филиппов Иннокентий Иванович рассказывал нам, как во времена молодости его родителей проходили в Балмане вечёрки. На все Святки (2 недели) парни «откупали» избу. Для проведения вечёрок нуждающиеся женщины-одиночки и старики за зерно, хлеб, дрова и любые продукты отдавали свой домишко молодёжи. Но заранее парни и девушки спрашивали на это разрешения у родителей. Поскольку зимние вечера были слишком холодные, а работы в эти дни было очень мало, молодёжи надо было где-то встречаться, хотелось повеселиться, отдохнуть. Вечёрки могли проводиться и не 2 недели, а только несколько дней. Даже иногда вечёровать приходилось у кого-нибудь в бане.
Девушки приходили с пряжей, шитьём. А парни – с гармошкой. Парни и девчата пели, плясали, играли.
Как рассказывал Иван Николаевич, на этих гуляниях был «заводила», он руководил играми. Все пели вечёрочные песни. Эти песни мы нашли в сборнике «Песни села Балман». (Приложение 6). Их пели в Балмане только зимой на Святках, то есть с Рождества до Крещения. В остальное время года их не пели. И назывались такие песни зимними.
Заканчивалась вечёрка игрой «в соседи». Парень подсаживался к приглянувшейся девушке и заводил с ней разговор. Эта игра способствовала знакомству, сближению молодых людей. И, расходясь с вечёрок, парни провожали своих «соседок». В книге «Свадьба Обско-Иртышского Междуречья» (Приложение 7) есть описание песен, которые обыгрывались на Святки и считались как бы свадебными, потому что они заканчивались поцелуем. После таких игр часто образовывались влюблённые пары, и дело заканчивалось свадьбой.
Иван Николаевич говорил, что такие же вечёрки устраивали осенью. Парни, которые уходили в солдаты, хотели оставить о себе память у ровесников и сохранить надолго память о них в своём сердце. Ведь служба их длилась 7 лет! (Приложение 8). Вечёрки устраивались и у невест за неделю до свадьбы. Эти игрища были прощанием новобрачной с девичьей беззаботной жизнью. Об этом рассказывается в книге «Девичья песня». (Приложение 9).
Крещение
По материалам музея (документам и фотографиям) известно, что в селе Балман до 1911 года была церковь. (Приложение 10). Поэтому для совершения обряда крещения сюда съезжались все люди из округи. Это жители деревень Павловка, Еланка, Шмаково, Зоново, Малозоново, Заречное, Кормачёвка.
Когда церкви в Балмане не стало, исчез в селе и этот обряд. Больше 100 лет в Балмане не крестили детей. Но несколько лет назад наш односельчанин, председатель местного совета депутатов Харин Евгений Геннадьевич добился того, чтобы в селе на берегу озера построили маленькую часовню. Она названа в честь Святой Матроны. Это небольшой уютный домик, который сразу освятили. Издалека видны красивые блестящие купола. (Приложение 11). Проводит обряд крещения отец Дионисий. (Приложение 12.) На крещение приезжают не только из окрестных деревень, но и Куйбышева, Барабинска и Новосибирска. Вокруг часовни посажено много цветов, за ней следят односельчане и сам Евгений Геннадьевич.
Пасха
Пасха – тоже один из самых почитаемых в Балмане праздников до сих пор. Только отмечали его в далёкие времена в нашем селе по-другому. Юлия Александровна Зонова говорила о том, что раньше в ночь на пасху не спали. Избы были полны гостей. К нам в село опять съезжались изо всех окрестных деревень Балманского прихода. К этому весеннему празднику люди готовились тщательно. Перед праздничным разнообразием пищи соблюдался Великий пост. Люди ели только рыжиковое масло, ягоды, сусла, пироги с ягодой и грибами, рыбу. Об этом рассказывается и в тетради Ивана Николаевича. К этому дню готовили всевозможные блюда, стряпали булочки, пироги, куличи, красили яйца. Днём все спали после бессонной ночи.
А с понедельника в селе начиналось настоящее веселье. Парни строили качели, где собиралась вся молодёжь. Когда трогался на реке лёд, берег был любимым местом для игр. Вечерами, после управы, деревня наполнялась песнями. (Приложение 13). Со всех концов села тянулись балманцы и их гости на прибрежный луг. Нередко бывали с ними старики, часто молодые женщины, любившие петь. (Приложение 14). Подростки играли в мяч, в игры «чижик», «прогон». Мужчины боролись между собой.
В памяти многих старожилов села остались плывущие в такой день плоты. В тетради Ивана Николаевича описано, как на них плыли «урманщики» - люди, заготавливающие красный лес в далёком таёжном Урмане. С ними были скромные пожитки. На плотах горели огни. Вечером это было такое зрелище!
Сейчас у нас уже так не отмечают этот праздник. Но осталась традиция, как и по всей России, стряпать пироги и куличи, красить яйца. У нас в школе иногда проводится такой праздник. Мы играем в игры, катаем яйца, пытаемся соревноваться и их разбить, смотрим фильмы об этом празднике. (Приложение 15).
Троица
Этим праздником завершался весенний цикл праздников. Начинался новый этап в жизни земледельца – начало цветения и колошения хлебов.
Вспоминая этот день, Иван Николаевич Филиппов рассказывал в своей тетради, что молодёжь уходила за село, в сторону деревни Еланка. (Приложение 16). Там очень хорошие места для игр, хороводов. В живописной берёзовой роще на берегу реки Омки пели, водили хороводы, играли. Девушки плели венки из берёзовых веток, из полевых цветов. Обязательно кумились. Потом парни срубали две берёзки, наряжали их, придавая им образы мужчины или женщины. Веточки берёзы в дни праздника украшались разными ленточками, игрушками. Возвращались в село с песнями и плясками. Впереди несли эти берёзки. Украшали ими и свои дома, вход в сени, ограду. У всех было прекрасное настроение. (Приложение 17).
По приходу в село девушки бросали в озеро Балман свои венки. Плывущий венок имел своё предзнаменование. Если венок утонет – ожидает девицу долгая незамужняя жизнь или обман жениха, а если плывёт по течению – скоро выйдет замуж. В Троицу заготавливали веники на всю долгую зиму. И делают это до сих пор.
Сам обычай отмечать Троицу в наши дни стал возрождаться в России. Мы в школе во время летних каникул иногда тоже проводим этот праздник. О том, как его отмечали, мы узнали из фильма «Троица», снятый в Балмане в 80-е годы областным фольклорным центром. Мы наряжаем берёзовую веточку, плетём венки, наряжаемся сами. И поём, играем, завязываем ленточки на берёзке и загадываем желания. (Приложение 18). А ещё, как в давние годы, кумимся: девочки выбирают себе куму, три раза целуются со словами «Покумимся, кума, покумимся» и дарят друг другу какой-нибудь подарок. В книгах «Поиски сокровищ» (Приложение 19) и «Хороводные и игровые песни Сибири» (Приложение 20) профессор Новосибирского педагогического института М.Н.Мельников описал часто обыгрываемые и хороводные песни нашего села, которые исполнялись только на Троицу.
Глава III.
Календарные праздники
Петров день
Вспоминая эти дни, Иннокентий Иванович говорил, что этот праздник – 12 июля - в Балмане был началом покосов. Перед этим днём и в этот праздник те семьи, где рабочих рук не хватало и была возможность заполучить их, играли свадьбы. Семьи пополнялись новыми родственниками. Поэтому можно было рассчитывать на их помощь. Молодёжь в такие дни тоже могла отдохнуть от работы после покоса: пела, плясала, играла, веселилась. А наутро – опять на покос.
Взрослые делили покосы в Петров день. На следующий день всеми семьями, торжественно, с песнями, смехом и шутками, на подводах выезжали на покосы, где безвыездно жили неделями. Женщины варили обеды, а все остальные, включая подростков, вручную косили и убирали сено. Работа была очень тяжёлой: жара, гнус. А скота балманцы держали много. В школьном музее хранятся специальные льняные порты для мужчин и поголёшки для женщин, которые шили специально для покосов, потому что часто свежая трава резала ноги покосников. (Приложение 21).
Заключение
На примере праздников села Балман мы увидели, насколько обряды и обычаи народа отразили в себе природные явления и приметы того времени. Мы установили, что влияние религиозных традиций на отношение крестьян к природе, к её использованию было велико. Каждый народный праздник способен, как мы увидели, сплотить людей, сделать их хотя бы на время одной общей семьёй. Люди в такие праздничные дни могли показать своё умение мастерить и петь, плясать и веселиться, раскрыть свои таланты, свою творческую натуру.
Мы считаем, что любой русский человек должен нести культуру своего народа из прошлого в будущее, передавать своим потомкам и знакомить с ней всех желающих. Поэтому ребята нашей школы на всех уроках и классных часах с удовольствием изучают устное народное творчество. Благодаря нашему замечательному музею мы стараемся проводить праздники, узнаём о них много интересного. Данный материал пригодится для проведения классных часов, для открытых мероприятий, на которые приезжают педагоги и учащиеся других школ. Мы будем очень рады рассказать о том, как умели работать и отдыхать наши предки, как они ценили то, что даёт им родная земля. Мы это должны знать и помнить. Ведь преданья старины забывать мы не должны!
Использованные источники
Альбом «История села Балман».
Альбом «Старинные праздники и игры села Балман.
Болонев Ф.Ф., Мельников М.Н. Хороводные и игровые песни Сибири. 1985 г.
Воспоминания Алексеевой С.И., Зоновой Ю.А., Филиппова И.И.
Грампластинка «Традиционный песенный фольклор Западной Сибири. Хоровая группа села Балман» (под ред. В.Г.Захарченко). 1979 г.
Захарченко В.Г. Девичья песня. 1969 г.
Захарченко В.Г. Песни села Балман. Сборник. 1969 г.
Захарченко В.Г., Мельников М.Н. Свадьба Обско-Иртышского междуречья. 1983 г.
Мельников М.Н. Поиски сокровищ. 1985 г.
Филиппов И.Н. Тетрадь с воспоминаниями.
Фильм «Троица».
Фотографии из музейного архива села Балман.
Приложения
Приложение 1. Корчага. Глиняный сосуд больших размеров. Применялся для нагревания воды, варки пива, кваса, браги, бучения - кипячения белья со щёлоком (щёлок-зола добавлялась в воду для её мягкости, т.к. вода в нашем селе – жёсткая и для мытья волос и стирки она не пригодна без щёлока). Корчаги были в каждом крестьянском хозяйстве, их обычно было по несколько штук разных размеров, от корчаг в полведра (6л) до корчаг на 2 ведра (24 л).

Приложение 2. Расчистка катка. Приложение 3. Масленица.

Приложение 4. Перед колядками.
Приложение 5. Мы колядуем!
Приложение 6. В.Г.Захарченко. Приложение 7. В.Г.Захарченко. 1977 г. 
Песни села Балман. 1969 г. Пластинка.

Приложение 8. Проводы в армию. Приложение 9. В.Г.Захарченко. 1969 г.
Деревня Еланка. 1960 г.
Приложение 10. Здание старой церкви в Балмане.
В 30-е годы в нём была открыта школа. Первыми
учителями были священник и его дочери.
Приложение 11. Часовня Святой Матроны в Балмане.


Приложение 12. Обряд крещения. Приложение 13. Сельская молодёжь.
Фото конца 50-х годов.


Приложение 14. Песни на лугу.1970 г. Приложение 15. Классный час
«Пасха».
Приложение 16. Перед праздником. Приложение 17. В роще. 60е годы.

Деревня Еланка. 60-е годы.

Приложение 18. Праздник Троицы Приложение 19. Книга под редакцией
в летнем лагере. М.Н.Мельникова. 1985 г. 
Приложение 20. Болонев Ф.Ф., Приложение 21. Порты, рубаха и 
Мельников М.Н. 1985 г. поголёшки. Вещи из льняной ткани.
Надевались для покоса.
2