СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья для родителей "Психологические особенности младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал представляет собой статью об психолого-возрастных особенностях малдших школьников, предназначенную для родителей и учителей начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Статья для родителей "Психологические особенности младших школьников"»

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

(для родителей)


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Младший школьник возраст (от 7 до 11 лет) соответствует годам обучения в начальных классах, дошкольное детство кончилось. Ко времени поступления в школу ребёнок уже, как правило, и физически и психологически подготовлен к обучению, к новому, важному периоду в своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа.

Семилетнему ребёнку, как правило, свойственны желание и стремление учиться в школе, своеобразная готовность к новым формам взаимоотношения со взрослыми. Сомнений в том, нужно ли учиться, у него нет. Но здесь очень велики индивидуальные различия. Одни дети так и рвутся в школу, считают дни до начала занятий, задолго до сентября начинают систематическую «осаду» родителей: просят заранее подготовить учебные пособия и школьную форму. Другие идут в школу охотно, но сдержанно и настороженно, а бывают и такие, которые заявляют: «Нет, мама, не уговаривай, в школу я не пойду!». Это вызвано тем, что некоторые родители устрашают детей школой: «Вот погоди, пойдёшь в школу, там за тебя возьмутся. Там ещё наплачешься!»

Немалое значение имеет и передача «опыта» от более старших к младшим, а так же наглядные впечатления ( вот отец буквально оттаскивает, старшего братишку от телевизора и усаживает учить уроки, а всё нетерпеливая мать раздражённо кричит и шлёпает своего сына, который, с её точки зрения, не хочет понять простых вещей или мажет тетради).

С поступлением ребёнка в школу резко изменяется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, в семье. Основной его деятельностью отныне становится учение, важнейшей общественной обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания, а учение- это серьёзный труд, требующие известной организованности, дисциплины, немалых волевых усилий со стороны ребёнка. Всё чаще и больше приходиться делать то, что надо, а не то, что хочется. Школьник включается в новый коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться, взрослеть целых 10 лет. Он должен научиться жить в коллективе, подчиняться коллективу.

Наши дети учатся по новым программам. Ныне действующие программы и учебники, гораздо более содержательные и глубокие; предъявляются значительно большие требования к психологическому развитию младшего школьника и активно стимулируют его развитие. Цель этих программ: опираясь на уже имеющиеся у ребёнка понятия, представления, знания на свойственную этому возрасту любознательность и пытливость, способствует развитию у младших школьников активного, самостоятельно мышления и познавательных способностей. С точки зрения психологии, действующие программы и учебники, построены вполне рационально.

Очень часто в педагогическом руководстве рекомендуется, чтобы дети дошкольного и младшего школьного возраста в семье обязательно имели постоянные обязанности. Родители не всегда понимают психологический подтекст этой рекомендации. Дело заключается в том, что поручение ребёнку определённых обязанностей с периодическим контролем за их выполнением повышает степень самоуважения ребёнка, внушает ему ощущение своей нужности, важности его внутренней позиции.

Обязанности ребёнка: покупка хлеба в магазине, проводы младшего
брата в сад и другое. Правильно оценивайте действия ребёнка, возьмите себе за правило как можно реже указывать на ошибки детей, наберитесь терпения и позвольте им обрести уверенность в том, что они способны хорошо выполнить порученное дело. Именно высокие и в то же время посильные требования стимулируют развитие психологии. Дети с ним справляются.



РЕЖИМ ШКОЛЬНИКА 6-9 ЛЕТ В УЧЕБНЫЕ ДНИ


Родителям необходимо учесть, что в этом возрасте дети должны соблюдать режим учения и отдыха. Нельзя чрезмерно переутомлять младшего школьника, однако, следует иметь в веду, что его физическое развитие позволяет ему без перенапряжения и особого утомления, заниматься 4-5 часов (4 урока в школе) - это три академических часа, а остальное на приготовление домашних заданий. Следует разумно чередовать умственную работу школьника с активным отдыхом, строго соблюдать режим дня, вставать в одно и тоже время и ложиться спать.


ПОДЪЕМ.........................................................................6.00 - 6.30

Утренняя гимнастика......................................................6.30 - 6.45

ЗАВТРАК.........................................................................7.00 - 7.30

Дорога в школу................................................................7.30 - 8.00

Учебные занятия..............................................................8.00 - 11.25

Дорога из школы домой................................................11.30 - 12.00

ОБЕД...............................................................................13.00 - 13.30

Послеобеденный отдых (сон).......................................13.30 - 14.30

Пребывания на воздухе (подвижные игры)................14.30 - 15.00

Выполнение уроков.......................................................15.30 -17.00

(перерыв по 5-10 минут через 30- 35 минут)

Пребывание на воздухе.................................................17.00 -18.30

Ужин (свободные занятия: чтение книги,

занятие музыкой, подготовка портфеля).....................19.00 - 20.00

Приготовление ко сну (вечерний туалет)....................20.00 – 20.30

СОН.................................................................................20.30 – 6.30


Часто дети приходят на занятия вялые, заспанные, с плохо выученными уроками. Это объясняется тем, что дети допоздна смотрят телевизор или сидят за компьютером. Несомненно, для большинства детей телевидение и компьютер стали большими друзьями, помогающим узнать много нового и интересного. Признавая несомненную пользу, которую может оказать телевидение в воспитании детей, необходимо и помнить, что эту пользу надо
ещё суметь извлечь. Количество времени, идущее на просмотр передач, должно быть определено режимом школьника. Для младшего школьника - это
3-4 передачи в неделю, которые специально проводятся для школьника.

В воспитательном отношении эффективны передачи, которые организуют деятельность детей. В телепередачах дают темы для рисунков: объясняют, как сделать занимательную поделку и так далее. Телепередачи помогают не только расширять общий кругозор детей, но и формировать их индивидуальные интересы. Дети, увлекающиеся рисованием, могут узнать много интересного о живописи; дети, любящие животных, черпают интересные сведения об их повадках и жизни, и таким образом получают материал для организации деятельности связанном с предметом увлечения. Поэтому важно родителям просмотреть программу телепередач на неделю вместе с детьми, наметить 3-4 передачи которые будут смотреть дети.

В каждой семье ребёнок твёрдо должен знать, что в определённые часы отводятся для прогулок и игр, чтения книг, просмотра телепередач. И ни в коем случаи нельзя одно подменять другим, например, чтение книг - просмотром телевизора.

На эту тему в каждом классе ведётся с учащимися беседа, учитель советует как лучше организовать учебный процесс и отдых. А в младших классах учитель - это такой авторитет, перед которым часто меркнет авторитет родителей. Дети знают, что учитель научит, поможет, посоветует, правильно разберётся в любой ситуации сложившейся в классе. Поэтому родителям не в коем случаи нельзя подрывать этот авторитет, критиковать учителя в присутствии ученика недопустимо. Если у вас, товарищи родители, возникли какие-то вопросы к учителю, вы усомнились в правильности его действий, с чем то не согласны с ним, придите в школу и в свободной беседе с учителем задайте интересующие вас вопросы.

Родителям надо помнить, что уже в младшем школьном возрасте начинается и заметно происходит формирование ребёнка. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребёнка. Складываются новые отношения с взрослыми (учителями), сверстниками (одноклассниками), ребёнок включается в целую систему коллективов (общешкольный, классный). Включение в новый вид деятельности предъявляет ряд серьёзных требований к ученику, заставляет его подчинить свою жизнь строгой ориентации, регламентации и режиму. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к окружающей действительности - другим людям, к коллективу, к ученикам и связанными с ними обязанностями, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, определяет развитие способностей.

1. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоения моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенное изменение от 1 к 3 классу.

Моральные знания, представления, суждения к концу возраста заметно обогащаются, становятся более осознанными, разносторонними, обобщёнными. К концу 3 класса значительно большее внимание приобретает чтение художественной литература, просмотр детских фильмов. Так же формируется и моральное поведение. Дети 7-8 лет совершают положительные моральные поступки, чаще всего, следуя прямым указаниям старших, в частности, учителя, а ученики 3 класса в гораздо' большей степени могут совершать такие поступки, по собственной инициативе не дожидаясь указаний со стороны.

2. В младшем школьном возрасте начинает складываться характер. Характеологическике проявления младших школьников могут отличаться противоречивостью и неустойчивостью. Иногда можно ошибочно, за черты характера принять временные психологические состояния. Например: учительница считала девочку П. настойчивой, умеющей преодолевать трудности, доводить всякое дело до конца, но длительное наблюдение показало, что настойчивость девочки - это временное психологическое состояние, которое возникает при определённых условиях: когда она видит пример свой подруги К., и когда к тому же её деятельность успешна. Неудачи выбивают её из колеи.

3. Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник (особенно 7-8 лет) ещё не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности и препятствия. Он может при неудачи потерять веру в свои силы и возможности. И вот тут-то родителям вовремя нужно помочь ребёнку поверить в свои силы, стоит только больше приложить труда.

Распространение в младшем школьном возрасте недостатки характера: капризность, упрямство - объясняется недостатками семейного воспитания. Ребенок привык к тому, что все его требования и желания удовлетворяются. Капризность и упрямство являются своеобразной формой протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа: против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

К возрастным особенностям характера младшего школьника относятся и такие положительные черты, как отзывчивость, любознательность, непосредственность, доверчивость. Важной возрастной особенностью является подражательность. Младшие школьники стремятся подражать взрослым и сверстникам, героям любимых книг и фильмов. Это с одной стороны дети подражают и плохому (особенно надо следить за своим поведением родителям, не ссориться в присутствии детей, не браниться, не осуждать поступки соседки в присутствии детей и так далее).

4. В первые годы обучения в школе очень заметно развиваются интересы, особенно познавательный интерес, к познанию окружающего мира, жадное стремление узнать больше, интеллектуальная любознательность. С развитием навыка чтения складывается интерес к чтению. Этот интерес надо прививать уже с 1 класса, читать больше с детьми, покупать им книги, знать то и как читают вами дети, беседовать с ними о прочитанном, рекомендовать им ту или иную книгу, записаться в библиотеку.

У многих школьников возникает интерес к технике — современные ракеты, луноходы , космические станции, этот интерес надо развивать, записать детей в соответствующие кружки и студии.

5. В младшем школьном возрасте заложены большие возможности
художественно-эстетического развития детей. Дети обычно очень интересуются рисованием, лепкой, пением, музыкой. Важно заметить, склонности детей и умело их развивать (определить в музыкальную школу, в
кружок изобразительного искусства, в кружок художественной самодеятельности).

6. Велико воспитательное значение труда младших школьников, они очень любят уроки труда, их приучаем к самообслуживанию, убирать своё рабочее место, дежурить по классу, по школе, а дома надо приучаться к посильному труду: ухаживать за цветами, мыть посуду, мыть и подметать пол, делать мелкие покупки в магазине.

Очень важно постепенно включать школьников в труд для других, для общей пользы, в доступные виды общественно-полезного труда (уборку класса, пришкольного участка, спортплощадки, изготовление полезных предметов для младших школьников, 3-ий класс для 1-го класса). Дети постепенно сознают, что своим трудом они могут приносить пользу людям- это вызывает у них гордость, радость и удовлетворение. Такие чувства надо закреплять.

Итак, в младшем школьном возрасте под влиянием обучения происходят серьёзные сдвиги в психологическом развитии детей, что подготавливает их к вступлению в переломный и, потому ответственный период в их жизни - подростковый возраст.



Литература:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия. Проект, 2001.

  2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 томах - М.: Педагогика, 1980

  3. Крутецкий В.А. Психология общения и воспитания школьников.- М.: Просвещение,1976