Использование Интернет ресурсов на уроках иностранного языка в профессиональном колледже
Дойникова Н.В., преподаватель иностранного языка
ГАПОУ СО «НТГПК им. Демидова»,
город Нижний Тагил Свердловская область
Сегодня в эпоху всемирной глобализации необходимы новые эффективные методы обучения иностранному языку. В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры студента, обучение практическому владению иностранным языком. Задача преподавателя состоит в том, чтобы выбрать такие методы обучения, которые позволили вызвать интерес у каждого студента, позволили бы ему проявить свою активность, свое творчество, активизировать познавательную деятельность в процессе обучения иностранным языкам.
Компьютерные технологии, а именно Интернет, оказался сегодня как нельзя более кстати, при изучении иностранного языка. Интернет предоставляет огромные практические возможности для учителей иностранного языка. Ведь обучать иностранному языку - это значит обучать общению, передаче и восприятию информации. Недаром Интернет называют всемирной глобальной сетью, всемирной означает многоязычной. Конечно, хотелось бы назвать современную глобальную сеть сокровищницей информации для преподавателей иностранного языка, но, по своей сути, Интернет является лишь свалкой той или иной информации. И задачей современного преподавателя иностранного языка становится умение выбрать из всего многообразия всемирной сети именно то, что поможет сделать его уроки интереснее, эффективнее и, безусловно, ярче. Это и различный видео и аудио материал на иностранном языке, фотографии, картинки, информация с иноязычных сайтов и форумов. С помощью программы Power Point возможно сделать множество презентаций нового материала или новой лексики, использовать тот же самый видео или аудио материал по определенной лексической теме как аудирование. Но прежде всего, необходимо помнить о дидактических задачах, особенностях познавательной деятельности студентов, обусловленными определенными целями образования. Поэтому следует определить, для решения, каких дидактических задач в практике обучения иностранного языка могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которая представляет всемирная сеть.
Цели использования Интернета, его возможностей и ресурсов различны. Например: для включения материалов сети в содержание урока; для самостоятельного поиска информации в рамках работы над проектом; для ликвидации пробелов в знаниях. Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке: совершенствовать умение аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет; пополнять словарный запас, как активной, так и пассивной лексикой современного языка; формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности.
Включение материалов сети в содержание урока позволяет студентам лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать в совместных исследовательских, научных и творческих проектах, развивать любознательность и мастерство.
Образование в наши дни органично связано с повышением уровня его информационного потенциала. Эта характерная черта во многом определяет как направление эволюции самого образования, так и будущее всего общества. Для наиболее успешного ориентирования в мировом информационном пространстве необходимо овладение учащимися информационной культурой, поскольку приоритет в поиске информации все больше и больше отдается Интернет. Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов, что включает в себя:
- электронную почту;
- телеконференции ;
- видеоконференции;
- возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички и размещение ее на Web-сервере;
- доступ к информационным ресурсам:
- справочные каталоги ;
- поисковые системы ;
- общение в сети.
Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке.
Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо. Виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственные рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы. Однако, нельзя забывать о том, что Интернет - лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс урока.
Но одно только наличие доступа к Интернету не является гарантом быстрого и качественного языкового образования. Следует сказать, что работа с Интернет-ресурсами, сопряжена с рядом трудностей.
Решающее значение имеют языковые трудности, такие как, недостаточный лексический запас у студентов, что затрудняет, а порой даже делает невозможным перевод, как некоторых слов, так и всего текста; незнание студентами идиоматических выражений, что часто приводит к искажению перевода; отсутствие языковой догадки: студент не всегда может перевести слова, состоящие из нескольких основ, хотя и знает значение этих слов по отдельности и т.д.
Материалы Интернет-ресурсов чаще всего представляют собой аутентичные тексты, поэтому важно, чтобы у студента уже были сформированы необходимые навыки и умения работы с такими текстами. Необходимо постоянно расширять словарный запас студентов и развивать языковую догадку. Поэтому на своих уроках я предлагаю студентам различные лексические упражнения, направленные на повышение уровня коммуникативной компетенции студентов. Например, задания, формирующие умения и навыки вести переписку с Интернет – другом из Германии, участия в различных Интернет форумах и чатах, умение корректно вводить информацию в строку поиска на немецком языке. В своей работе я часто использую видеоролики с сайта www.youtube, на котором представляется возможным найти информацию практически по любой лексической теме. Выбирая материал в сети Интернет всегда необходимо учитывать языковой уровень студентов той или иной группы, при подборе текстов для аудирования не следует забывать о сложности восприятия иноязычной речи на слух. Наиболее положительным в использовании Интернета на уроке является его информативность, а также велика его роль в повышении мотивации обучения. Если студенты занимаются с интересом, то, как правило, и успехи их улучшаются.
Например, на одном из уроках по лексической теме «Мода в средствах массовой информации» специальности «Моделирование и конструирование женской одежды», который проходил в форме пресс-конференции журнала «Бурда моден» студенты представляли описание новых моделей на немецком языке. Весь материал был взят из онлайн журнала «Бурда моден» Контроль усвоения лексического материала происходил в форме аудио теста. Материал был взят с сайта www.deutschewelle.com и был посвящен отличиям моды в Германии и России. Студенты на слух должны были выбрать правильный вариант перевода. При проведении подобных уроков студенты наглядно представляют себе, для чего им нужны хорошие языковые знания. Для уроков с использованием Интернета характерны самостоятельность студентов в выборе материала, их активность и заинтересованность
Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Более того, Интернет развивает навыки, важные не только для иностранного языка. Это, прежде всего, связано с мыслительными операциями анализа, синтеза, абстрагирования, идентификации, сравнения, сопоставления, вербального и смыслового прогнозирования и упреждения и т.д. Таким образом, навыки и умения, формируемые с помощью Интернет технологий, выходят за пределы иноязычной компетенции даже в рамках “языкового” аспекта. Интернет развивает социальные и психологические качества обучающихся: их уверенность в себе и их способность работать в коллективе; создает благоприятную для обучения атмосферу, выступая как средство интерактивного подхода.
Результатом использования Интернета является также создание творческой атмосферы общения, достижение автоматизма в процессе обучения, что приводит к активизации обучения. Преподавание иностранного языка с использованием Интернета дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности студентов. Правильно организованная работа студентов с ресурсами сети Интернет может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей работы обучаемых по овладению иностранным языком, как на уроке, так и во внеурочное время.
ЛИТЕРАТУРА
Драгайцева, А.О. Инновационные подходы к организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения иностранного языка [Электронный ресурс] / А.О. Драгайцева. – Режим доступа: http://www.orenport.ru/docs/281/work_stud/Members/Dragaiceva.htm.
Матронина Л. Ф. Организация самостоятельной работы студентов.- М.: МИРЭА, 2012 г.
Мясникова Т. И. « САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА: ЛИЧНОСТНЫЕ СТРАТЕГИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА» Оренбургский государственный университет, 2015г.
ГалиулинаТ.Н. «Обучение иностранному языку с помощью новых информационных технологий». Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе «Школа – Вуз», Новосибирск, 20 июня 2013г.