Известный авиатор
На занятиях судомодельного и авиамодельного кружков рассказываю ребятам и об истории создания кораблей и самолетов и о выдающихся людях, известных и малоизвестных, которые обладали умом, знаниями, энергией и неиссякаемым трудолюбием. Удивительный человек, оставивший значительный след в истории науки и техники Лев Макарович Мациевич, прожил не долго, но очень ярко. Родился Лев Макарович в 1877 году. Учился в Харьковском политехническом институте, но был исключен за участие в студенческих «беспорядках» и поступил работать чертежником в мастерские Севастопольского порта. Увлекшись судостроением, он составляет проект коммерческого парохода, блестяще защищает его и получает диплом инженера-технолога. После этого Мациевич держит конкурсный экзамен в Кронштадтское морское инженерное училище и там разрабатывает проект броненосного крейсера, нехватка которых в российском флоте тогда ощущалась довольно остро. Уже после гибели Мациевича один из членов жюри, профессор Боклевский, говорил, что проект Мациевича был превосходен и в основных чертах предвосхищал тип линейного крейсера. Напомним, что постройка первого корабля этого класса началась в 1906 году — спустя несколько лет после появления проекта Мациевича.
По окончании училища Мациевич зачисляется в корпус корабельных инженеров и принимает самое деятельное участие в постройке черноморских крейсера «Кагул» и эскадренного броненосца Иоанн Златоуст». Служебное рвение молодого инженера было отмечено премией Морского министерства.
Не довольствуясь полученными знаниями, Мацисвич поступает на кораблестроительное отделение Морской академии, которую заканчивает в 1906 году.
...После русско-японской войны 1904 — 1905 годов многие военные специалисты в России занялись разработкой нового по тем временам боевого средства — подводных лодок. Мацисвич, китель которого теперь украшали три академических знака, также решает попробовать свои силы в этом. Он остается верен себе — сначала поступает в учебный отряд, где знакомится с различными типами субмарин, и только потом приступает к самостоятельной работе.
Поразительно — всего за два года он создает и подает на кон¬курс 14 проектов подводных лодок различного назначения. По мнению таких авторитетов кораблестроения, как Бубнов и Крылов, они отличались простотой и оригинальностью конструкции. Единственной причиной, помешавшей их осуществлению, было то, что Мациевич намеревался устанавливать на субмаринах единый для подводного и надводного хода двигатель, работавший но замкнутому циклу.
По замыслу автора, эта силовая установка должна была действовать следующим образом. Запасенный перед погружением воздух поступает с топливом в цилиндры дизеля, после чего продукты сгорания идут в резервуар, где углекислота и вода отделяются щелочами от азота и кислорода и выбрасываются за борт. Затем к оставшимся газам добавляется порция кислорода и смесь вновь подается к дизелю.
«Осуществление этого предложения позволило бы запасать лишь небольшое количество воздуха для начала работы, а затем расходовать лишь кислород в количестве, необходимом для сгорания,— писал Мациевич в объяснительной записке.— Замена воздуха сжатым кислородом позволила бы увеличить продолжительность действия мотора в 6 — 8 раз и довести дальность плавания под водой пятиузловым ходом до 700 миль. Вследствие малого количества и большой растворимости углекислоты в воде, быстро растущей с давлением, есть основания полагать, что лодка совершенно не будет иметь следа».
Ознакомившись с одним из проектов Мациевича, начальник Морского генерального штаба отметил: «Очень заманчивое предложение, требующее тщательных испытаний и проверки».
Однако Морской технический комитет предпочел другой проект, по которому можно было не мешкая приступить к серийному строительству дизель-электрических субмарин. Мациевич же исходил из принципа, что будущее — за лодками с единым двигателем. Надо сказать, что этот принцип намного обогнал технические возможности того времени: его осуществили спустя лишь полвека, когда на флоты начали поступать подводные атомоходы.
Диву даешься энергии и работоспособности этого человека. Попутно с составлением проектов субмарин он конструирует системы противоторпедной защиты кораблей, контролирует постройку по российскому заказу подводных лодок в Германии и умудряется в силу служебной необходимости отсиживать многочасовые заседания в Морском техническом комитете.
Затем деятельную натуру Мациевича захватывает новая отрасль — авиация. Мациевич был рожден летать. Осторожный, благоразумный, сдержанный, всегда внимательный. Мациевич за все время полетов не совершил ни одной поломки. Трагическая смерть этого всесторонне одаренного человека потрясла все слои российской общественности. На месте гибели авиатора сооружен памятник. Лев Макарович Мациевич находился в полном расцвете сил и был способен сделать еще очень многое для отечественного кораблестроения, авиации, флота, для России, которую любил бескорыстно и преданно