Роль художественной детали
в раскрытии образов помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
Материалы к изучению поэмы «Мёртвые души».
Из опыта работы учителя русского языка и литературы Чамурян И.Г.
МБОУ СОШ № 8 г. Туапсе
Гоголь – общепризнанный мастер художественных описаний.
В. В. Набоков (эссе «Николай Гоголь») писал, что для Гоголя пейзажи, портреты, интерьеры намного важнее, чем сами сюжеты. Описания в прозе Гоголя самоценны, их манера и стиль очень выразительны, прежде всего, благодаря обилию предметно – бытовых, языковых и других деталей.
Детализация – важный аспект реалистического письма, в русской литературе начало ему положил именно Гоголь. Мир Гоголя можно сравнить с мозаикой кривых зеркал. В каждом маленьком кусочке мир гротескно преломляется, становится пародией на себя. Вещь искажается под «микроскопически» точным описанием Гоголя. Писатель видит вещи как бы под микроскопом, так близко, что они меняют свой привычный облик.
«Мёртвые души» Н. В. Гоголь считал главным произведением своей жизни, её итогом. В письмах Жуковскому он подчёркивает важность, того, что должен совершить: «Вся Русь явится в нём. Это будет первая моя порядочная вещь, - вещь, которая вынесет моё имя». Рисуя в поэме сатирическую панораму феодально-чиновничьей России, Гоголь широко использует излюбленный им художественный приём – характеристику персонажа через деталь. Рассмотрим «помещичьи» главы поэмы.
Манилов с первого взгляда производит благоприятное впечатление на собеседника – он приветлив, любезен, словоохотлив. Однако после непродолжительного общения с ним становится очевидно, что за бесконечным потоком слащавых слов скрывается убогое, омертвевшее существо. Описание деревни и усадьбы красноречиво характеризует помещика. Смертельную скуку испытывал всякий, кто соприкасался с Маниловым. Это ощущение подготавливается уже пейзажем, который видит Чичиков, подъезжая к его усадьбе. «Поодаль в стороне темнел каким-то скучно-синеватым цветом сосновый лес». Даже сама погода безликая, унылая: «день был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета». Пародийно используя сентиментальные образы, Гоголь в процессе работы над характеристикой Манилова вводит в «аглицкий» сад маниловской усадьбы беседку, именуя её «храм уединённого размышления». Подчёркивая пошлость и безвкусие хозяина усадьбы, Гоголь умышленно придаёт этому нелепому сооружению «плоский (!) купол», «голубые (!) колонны», которые в сочетании с зелёным цветом купола создают сплошную какофонию. «Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть». В усадьбе - «пруд, покрытый зеленью». Многочисленные бытовые детали выразительно говорят о хозяине. В кабинете были горки золы на подоконнике, книга, открытая на четырнадцатой странице уже в течение двух лет, в гостиной пара кресел, обтянутых рогожей и т. п.
Мир вещей в поэме показан как хаос, бессмысленное нагромождение, куча-мала, своего рода кладбище вещей. Вещь часто находится не на своём месте, выглядит бессмысленной, потерявшей назначение.
Коробочку Гоголь относит к числу тех «матушек, небольших помещиц», которые «плачутся на неурожаи и убытки», а между тем набивают «деньжонками» мешочки, «размещённые по ящикам комодов». Отличительные черты Настасьи Петровны – тупость и жадность. Об этих качествах можно догадаться по многим деталям: её комнату украшают картины «с какими-то птицами», часы с нарисованными на них цветами и маленькие зеркала с рамами «в виде свернувшихся листьев», но стены обвешаны «старенькими» обоями, а «за всяким зеркалом» заложены «или письмо, или старая колода карт, или чулок».
В портрете Ноздрёва обращают на себя внимание детали его внешности: полные румяные щёки, белые «как снег» зубы, чёрные «как смоль» бакенбарды. Но физическая привлекательность этого героя лишь оттеняет его внутреннюю пустоту. Непредсказуемая агрессия Ноздрёва, непрочность связей, возникающих у него с другими людьми, символически передаются детализацией в описаниях и перечислении подробностей. Ноздрёв купил на ярмарке: «хомутов, курительных свечек, платков для няньки, жеребца, изюму, серебряный рукомойник, голландского холста, крупичатой муки… - на сколько хватило денег».
Вещь в изображении Гоголя часто наделена самостоятельной жизнью, даже характером (так, мебель в доме Собакевича словно бы кричит: «И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже очень похож на Собакевича!»). В свою очередь метафорическое сближение вещи с живым существом композиционно уравновешивается противоположным приёмом – включением «вещных» мотивов в портреты людей. Если в романтической традиции важны глаза, то у Гоголя их вовсе нет в портрете, или они ассоциируются с животным, вещью и т. п. У Плюшкина «маленькие глазки…бегали…как мыши». Глаза у Собакевича – дырочки, которые «натура…ковырнула большим сверлом». У Манилова манеры «заискивающие», улыбка «заманчивая»; «белокур, с голубыми глазами».
В описании Плюшкина доминирующая деталь – «прореха»: Плюшкин демонстрирует Чичикову «спину, запачканную мукой, с большой прорехою». Утратив человеческий облик и способность жить среди людей, Плюшкин действительно превратился в «прореху на человечестве». Если о предыдущих персонажах можно было судить по деталям окружающей их обстановки, то о комнате Плюшкина автор говорит: «Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо…». «На бюре…лежало множество всякой всячины: куча…исписанных бумажек, старинная книга, лимон, весь высохший, кусочек…тряпки, два пера, зубочистка…». Благодаря таким описаниям вещей, создаётся картина своеобразного «антимира» или «ада» в миниатюре.
Композиционная роль деталей в том, что именно через них постепенно узнаёшь характеры героев, именно мелочи помогают как можно шире раскрыть образы. С полным правом мы можем сказать, что Гоголь – «гений детализации».
.