СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Комплексный анализ текста как форма эффективной подготовки учащихся к мониторингу качества знаний"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описан опыт работы с текстом. Материалы можно ипользовать с 5 по 11 класс

Просмотр содержимого документа
«Статья "Комплексный анализ текста как форма эффективной подготовки учащихся к мониторингу качества знаний"»

Комплексный анализ текста как форма эффективной подготовки учащихся к мониторингу качества знаний

Актуальность темы:

Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. В новом Законе «Об образованиив РФ» обозначена главная направленность ФГОС — это повышение качества образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В основе обучения лежит компетентностный подход, связанный с формированием ключевых компетентностей, одной из которых является коммуникативная компетентность. Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной форме, анализировать и совершенствовать написанное, умение грамотно высказать мнение по обсуждаемому вопросу — одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.

Практика показывает, что современные школьники, чрезмерно увлеченные компьютером, телефонами, все больше в своем общении используют сленговые выражения, сокращенные слова, зачастую заменяя живую, культурную речь мимикой и жестами. Такие дети затрудняются в создании самостоятельных связных устных, а особенно письменных высказываний. Поэтому с уверенностью можно сказать, что проблема культурного общения школьников — одна из самых важных на сегодня. Работа с текстом на уроках русского языка позволяет развивать творческий потенциал учащихся, пополнять их словарный запас, улучшать качество речи.

Текст — это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Использование текста при изучении русского языка обеспечивает решение таких важных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание бережного и вдумчивого отношения к слову. Кропотливая, постоянная работа с текстом на уроках должна, на мой взгляд, проводиться с опорой на произведения русской классической литературы. Обращение к «безукоризненным образцам» — одно из средств создания развивающей личность речевой среды, результативное средство, позволяющее сформировать у учащихся приемы построения текстов. Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:

  • комплексный и лингвостилистический анализы текста,

  • сочинение-рассуждение,

  • редактирование текста,

  • различные виды диктантов,

  • работа с текстами-миниатюрами,

  • различные игровые ситуации.

В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы, как комплексный анализ текста.

Почему именно работа с текстом является актуальной и эффективной формой при подготовке учащихся к мониторингу качества знаний?

Если традиционно при изучении материала мы шли путём, который условно можно назвать от теориик практике, то работа с текстом предполагает иной путь познания: от практики к теории. Практика — это комплексная работа с текстом, это общение, диалог с текстом, что всегда начина­ется с внимательного чтения, когда мы стараемся понять замысел автора, тему, основные мысли текста. Задания, предлагаемые к тексту (иногда их очень много — ком­плекс вопросов и заданий), и направлены на то, чтобы учащиеся глубоко осмыслили содержание текста, увидели, что именно в тексте прояв­ляется живая сущность слова, поняли, что именно общение с тек­стом показывает нам, как в языке всё взаимодействует, всё взаимо­связано: и лексика, и фонетика, и морфология, и синтаксис, что и проверяется в мониторинге как в 8-м, так и в 10-м классе. Текст — это речевое произведение, это «язык в действии», так что в процессе комплексной работы с разными текстами мыразвиваем устную и письменную речь и углубляем знания о русском языке, о литературе, о культуре.

Тексты стараюсь подбирать такие, чтобы они были интересными с точки зрения орфографии, содержали различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, И. А. Бунина, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина и других признанных мастеров слова. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии, об окружающем мире, о ровесниках, взаимоотношениях между людьми и т. п.В этом плане хорошим источником являются дидактические материалы Т.М.Пахновой«Русский язык. Комплексная работа с текстом», пособие для учителей С.И.Львовой «Уроки словесности», рабочие тетради под редакцией Александра Борисовича Малюшкина для 5-9 классов «Комплексный анализ текста», сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля для 5-9 классов авторов: В.И.Капиноса, М.Н.Махониной, Л. Н.Пучковой, А.О.Татур, пособия для подготовки к ГИА «Экзамен в новой форме», учебные пособия для 5-11 классов «Практикум по орфографии и пунктуации» авторов: С.В.Драбкиной, Д.И.Субботина.

Из произведений русской классической литературы я подобрала около двадцати неадаптированных текстов, которые уже в течение нескольких лет использую в работе на уроках русского языка и во внеурочное время (дополнительные занятия, факультативы). Задания к текстам охватывают все темы курса русского языка, все орфограммы и пунктограммы.

Работа с текстом начинается с 5-го класса. Задания дляанализа подбираю таким образом, чтобы учащиеся уже с 5-го класса знакомились со структурно-содержательным аспектом контрольно-измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ, что имеет важное пропедевтическое значение. Тексты подбираю различные по объёму и тематике. Всё зависит от вида деятельности, этапа урока, темы урока, вида урока. Формы работы различны – от коллективной до самостоятельной, при этом различны виды проверки: взаимопроверка, самопроверка. Иногда учащимся предлагается материал для самопроверки. Это не подсказки, не шпаргал­ки. Ученик может обращаться к ответам, чтобы проверить себя, понять, что именно усвоено недостаточно хорошо, и научиться это делать лучше, точнее, правильнее. Некоторыесправочные материалы слу­жат образцом, опираясь на который учащиеся подобные заданиявыполняют уже самостоятельно (по аналогии). Особенно это актуально в работе с детьми с ОВЗ.

Вот примерный план анализа текста любого типа речи:

  • Выразительное чтение текста.

  • Словарная работа.

  • Работа по орфографии

  • Работа по синтаксису и пунктуации

  • Тема текста.

  • Идея текста.

  • Тип текста.

  • Стиль текста.

  • Выразительные средства речи и их роль.



Работая с текстами-миниатюрами, сравнивая два текста, ученики через восприятие и понятие текста идут к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития внимания, мышления учащихся.

На практике это выглядит так:

5 класс.

Повторение в начале года

Текст

Самые мя..кие и трогательные ст..хи, книги и к.ртины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени Левитан ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года осень снимала с л..сов, с п..лей, со всей пр..роды густые цв..та, смывала д..ждями зелень рощ., де­лались сквозными темные краски лета сменялись ро. .кимз..лотом, пурпуром и серебром изменялся не только цвет земли, но и самый воздух он был чище х..лоднее, и дали были гораздо глу..же, чем летом осень на к..ртинах Левитана очень разнообразна.

(К. Паустовский.)

1. Прочитайте текст. Найдите границы предложений, поставьте нужные знаки препинания.

2. Вставьте пропущенные буквы.

3. Озаглавьте текст.

4. Разделите текст на четыре абзаца.

5. Тема текста (о чём?)

6. Основная мысль текста

7. Составьте план текста

7. В тексте обозначьте склонение имен существительных.

8. Разберите по составу слова:тёмные, зелень, снимала










Синтаксис и пунктуация


Текст

Настала теплая пр..зрач..наяноч.. . Та..л снег. В бледном небе чуть заметно м..рцалире..кие звез­ды. Внизу, в деревн.., один за другим гасли мутные красные огоньки.

Было тихо кругом. Из т.мнотыдон.силсятольколе..кий звон неведомо куда бегущих ручейков. Над самой д..ревней прозвучал с неба звонкий трубный гогот казарки.

Во дв..ре на окраин., деревн.. всполошились домаш­ние гуси. Громко захлопали крыльями и закр..чали пронзительно и тоскливо. В ле.ком сумрак. ночи им померещилась неясная тень прол.тающей вдаль стаи.

(В. Бианки.)

  1. Озаглавьте текст.

  2. Тема текста

  3. Основная мысль текста

  4. Стиль текста

  5. Составьте план текста

  6. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

  7. Выпишите из текста 5 словосочетаний «прилагательное + су­ществительное»:

  8. В предложениях первого абзаца подчеркните главные члены предложения.

  9. Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор

  10. Выпишите из текста существительные IIIсклонения:

  11. Разберите по составу слова:доносился, трубные, звон


(Задания к анализу текста можно менять, увеличивать или уменьшать количество. Для детей с ОВЗ достаточно вставить пропущенные буквы, составить план текста)















6 класс

Текст

(1) Алеша с восхищением взял любезное свое семечко из лапок курицы и обещался употребить все силы свои, чтоб исправиться!

(2) Ты увидишь, милая Чернушка, — сказал он, — что я сегодня же совсем другой буду.

(3) Не полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. (4) Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому, если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою. (5) Но прощай, пора нам расстаться!

(6) Алеша, оставшись один, начал рассматривать свое зернышко и не мог им налюбоваться. (7) Теперь-то он совершенно спокоен был насчет урока, и вчерашнее горе не оставило в нем никаких следов. (8) Он с радостью думал о том, как будут все удивляться, когда он безошибочно проговорит двадцать страниц, — и мысль, что он опять возьмет верх над товарищами, которые не хотели с ним говорить, ласкала его самолюбие. (9) Об исправлении самого себя он хотя и не забыл, но думал, что это не может быть так трудно, как говорила Чернушка.(10) «Будто не от меня зависит исправиться! — мыслил он. — Стоит только захотеть, и все опять меня любить будут...»

(11) Увы, бедный Алеша не знал, что для исправления самого себя необходимо начать с того, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность.


  1. Прочитайте текст. Из какого произведения этот отрывок? Назовите автора.

  2. К какому стилю речи относится этот текст

  3. Из предложений 1-5 выпишите слово с приставкой, значение которой определяется правилом «Близка по значению к приставке пере»

  4. Найдите в тексте слово (слова) с чередующейся гласной в корне.

  5. Определите способ образования слова обыкновенно

  6. Подберите синоним к слову самолюбие

  7. Объясните смысл 4-го предложения







Текст

Алексей Кондратьевич Саврасов родился в 1830 году в Москве в (не) богатой купеческой семье Кондратия АртемьичаСоврасова. Последнее слово – не описка, именно через «о» писал свою фамилию отец будущего художника. К.А.Саврасов был человеком суровым, не терпел возр..жений и сына своего предпол..гал определить «по торговой части». Однако маленький Алёша очень любил рисовать и хотел стать художником.

А.К. Саврасов учился в Московском училище живописи, в..яния и зодчества, а затем 25 лет препод..вал в нём. В 1862 году художник побывал во Франц.., Герман.. и Швейцар... К. А.Коровин в своих воспоминаниях ц..тируетА.К.Саврасова: «В Швейцар.. я был, был и в Итал... Прекрасно. Нокому что. А мне, конечно, в Росс.. нравится. В Росс.. природа поёт, разнообразие: весна какая…»

Решающей для творчества Саврасова оказалась поездка на Волгу зимой 1870 года. Её итогом стала картина «Грачи прилетели» …

  1. Озаглавьте текст.

  2. Тема текста

  3. Основная мысль текста

  4. Стиль текста

  5. Составьте план текста.

  6. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы

  7. Запишите все числительные словами. Определите разряд числительных, встретившихся в тексте.

  8. В каком значении в тексте употреблено выражение «природа поёт». Как называется это средство выразительности?




















7 класс

Текст

  1. Она никому не принадлежала; у нее не было собственно­го имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась. (2) От теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она, но гордые и сильные своею принадлежностью к дому; когда, гонимая голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на улице, — ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали. (3) Не помня себя от страху, переметываясь со стороны на сторону, натыкаясь на заго- рожи и людей, она мчалась на край поселка и прята­лась в глубине большого сада, в одном ей известном месте.

  1. Прочитайте текст. Из какого произведения этот отрывок? Назовите автора.

  2. К какому стилю речи относится этот текст?

  3. Укажите способ образования слова никому(предложение 1)

  4. Выпишите все деепричастия, встретившиеся в тексте

  5. Укажите количество грамматических основ в предложении 3








































7 класс

Наречие как часть речи.
Октябрь

Месяц жёлтых метелей. Сначала листок за листком тихо валятся книзу. Но вот покрепчал мороз – и клён на опушке как будто за ночь остригли. Рыжая причёска ворохом лежит возле ног. И всё кругом теряет лист за листом. В тихий день разлита между деревьями жёлтая музыка. Листья кружатся в медленном танце, повисают на паутинах, золотым шитьём ложатся на ёлки, на зелёные подушки кукушкина льна, на тёмные шары можжевельника и тихие окна лесной воды. Лесные дороги покрылись жёлтым ковром. Листья не поблекли и не подсохли ещё, глушат шаги, мягкой подстилкой лежат в колее, в сырую погоду липнут на тележное колесо, вертятся мохнатым кругом. Листья ещё не успели прикрыть грибы, ещё можно найти опёнки, грузди, россыпи пахучих рыжиков. Напоказ стоит ядовитая красота мухоморов.

Дожди. Туман. Белая соль мороза. С каждым днём всё гуще огонь листопада. И приходит наконец день жёлтой метели. Закружилось, перепуталось всё в лесу. Шорох, мелькание желтого, красного. Вихри, круговороты. Листья кружатся в просеках, с опушки уносятся в поле, сугробами собираются по канавам…

Стихло всё. Лес тот и не тот. Стоит прозрачный и грустный, как после пожара. Далеко видно и далеко слышно. Листья жухнут и начинают шуршать. И всё в лесу настороженно слушает этот шорох…


В. Песков

Вопросы по содержанию.

  1. О чём текст?

  2. Что вы увидели, читая текст?

  3. Что вы услышали?

  4. Что почувствовали?

  5. Какие мысли возникли у вас при чтении текста?

  6. Какое настроение создаёт эта миниатюра?

  7. Нарисуйте словесную иллюстрацию.

  8. Как вы объясните выделенную фразу?

  9. Определите стиль текста, обоснуйте своё утверждение.

  10. Какие предложения встречаются наиболее часто?

  11. Каким предстаёт автор данного текста?

  12. Определите главную мысль текста. Чему учит данный текст?


Вопросы по теории языка (переход к новой теме).

    1. Найдите и назовите орфограммы, встретившиеся в тексте.

    2. Укажите слова, обозначающие признак действия, предмета.

    3. Уберите данные слова из предложений, что получилось?

    4. Где вы смогли понять смысл сказанного, а где нет?

    5. На какие вопросы отвечают эти слова?

    6. От какой части речи к ним задаются вопросы?

    7. Можно ли изменить данные слова?

    8. Укажите наречия в тексте. Почему данные слова являются наречиями? Произведите морфемный разбор слов: сначала, книзу, напоказ, настороженно.



































































Повторение темы «Причастие».


Обыкновенный случай.

Тополь, по воле человека посаженный для тени и радости около дома, вырос в гордое могучее дерево и начал раскачивать ветвями электрические провода, протянутые рядом.

Приехала в фургоне бригада электриков, спилила, обрубила нависшие сучья.

И стал тополь похож на вопросительный знак, как бы спрашивающий недоумённо:

-Чем я виноват, люди?



(Ф. Нестеров)



Вопросы по содержанию.

  1. Что вы увидели, читая текст?

  2. Что вы услышали?

  3. Что почувствовали?

  4. Какие мысли возникли у вас при чтении текста?

  5. Нарисуйте словесную иллюстрацию.

  6. Как вы понимаете заглавие текста?

  7. Определите значение слова «обыкновенный» (работа со словарём). Является ли произошедшее «обыкновенным» (частным) случаем?

  8. Почему в дереве, приносящем радость и ПОСАЖЕННОМ ПО ВОЛЕ ЧЕЛОВЕКА, САМ ЧЕЛОВЕК перестал нуждаться?

  9. Какие средства художественной выразительности использует автор в тексте? (олицетворение, сравнения, эпитет) С какой целью?

  10. Объясните, что означает выражение РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС? Можем ли мы дать ответ на вопрос, поставленный в конце текста?















Вопросы по теории.

  1. Какие орфограммы встретились вам в тексте?

  2. Какие пунктограммы?

  3. Выпишите из текста причастия, рядом запишите их постоянные и непостоянные признаки.

  4. Выполните морфологический разбор последнего причастия.

  5. Слова ПОСАЖЕННЫЙ, ПРОТЯНУТЫЕ, НАВИСШИЕ, СПРАШИВАЮЩИЙ разберите по составу.

  6. От каких записанных причастий можно образовать краткую форму?...

Сочетая вопросы по содержанию и теории, готовим семиклассников к восприятию текста и к его осознанному пониманию. Чтобы ответить на вопросы первого блока и подготовиться к сочинению, ученики должны уметь пользоваться разными видами чтения: ознакомительным, просмотровым и изучающим. Выразить текст помогают словесные иллюстрации. Изобразительно-выразительные средства, оформляющие тексты, тоже оказывают эмоциональное воздействие на читателя. Умение определять средства художественной выразительности даёт возможность уже в седьмом классе вести целенаправленную подготовку к ОГЭ и ЕГЭ. Вопросы по теории языка, орфографии и пунктуации, составленные с целью проверки навыков, полученных учащимися при изучении той или иной темы, играют ведущую роль в разборе текста. Совмещение разных видов работы на уроке даёт ученикам возможность целостно воспринять текст.





















8 класс

Приведу пример работы с текстом на уроке русского языка в 8 классе. Изучая тему «Назывные предложения», которая является завершающей в разделе «Односоставные предложения», учащиеся работают с предложенным текстом (текст спроецирован на экран и у каждого ученика лежит на столе):

«Проснувшись и взглянув в окно П. И. Чайковский был поражен светом и ослепительной белизной. Ясный морозный денек! Чувства композитора затрепетали будто струны. Снегопад. День как гнездышко весь пуховый мягкий свежий. Серо-белое небо пушистый непримятый снег на земле крупные снежные хлопья в воздухе. Снега намело почти до крыш. Тихо. Мягко. Бело. Великолепный пейзаж! И вдруг прерывая царящую вокруг тишину слышатся едва уловимые звуки музыки композитора наполняя сердце очарованием. Усиливается снегопад, усиливаются аккорды. Услышав раз никогда не забудешь их. Смягчают душу, оживляют сердце, вдохновляют любовь. Хочется наслаждаться этими звуками вечно».

Прослушав текст, ученики отвечают на вопросы:

  1. Действительно ли это текст? Докажите.

  2. К какому стилю и типу речи принадлежит данный текст?

  3. Какие слова помогают описать красоту природы?

  4. Расставить в тексте знаки препинания.

  5. Найти в нём все односоставные предложения, выписать их, определив вид предложения.

  6. Озаглавить текст назывным предложением.

После этого демонстрируются слайды с изображением зимних пейзажей. Задаю вопрос: «Какие чувства у вас просыпаются, когда вы видите зимние картины? Могли бы эти картины стать своеобразной иллюстрацией к нашему тексту?» В заключение я предлагаю учащимся побыть в роли творцов слова: опираясь на текст, с которым они только что работали, ребята сами сочиняют небольшой текст, используя односоставные предложения. Данную работу они выполняют под музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года». Такая работа не только развивает навыки анализа предложенного текста, создания собственного текста, но и воспитывает чувства, будит в душах детей любовь к прекрасному. К тому же это органичный элемент интеграции живописи, музыки и слова.



9-11 классы

В рамках подготовки к ГИА, мониторингу качества знаний в 10-м классе комплексный анализ текста приобретает еще большее значение, давая возможность систематизировать знания учащихся, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость. Задания ЕГЭ включают часть С, выполнение которой заключается в написании сочинения-рассуждения с опорой на прочитанный и осмысленный текст.Такая работа необходима при подготовке к написанию сочинения на лингвистическую тему на экзамене в 9 классе (Комплексный анализ текста помогает осуществлять целенаправленную подготовку к данному заданию, готовит учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и умению аргументированно высказывать собственные мысли).



Примерная структура комплексного анализа

  1. Подготовка к выразительному чтению текста, определение места логического ударения, пауз, выбор нужного тона, темпа чтения.

  2. Определение темы, основной мысли текста. Нахождение ключевых слов (словосочетаний), которые отражают тему текста.

  3. Выбор заглавия текста. Объяснение смысла названия: на что указывает заглавие – на тему или на основную мысль текста?

  4. Определение стиля текста. Аргументация мнения.

  5. Доказать, что это текст. Какова роль первого и последнего предложения? 6. Определение типа речи (повествование, описание, рассуждение), аргументация выбора.

  1. Какие средства связи между предложениями используются в тексте? Определение типа связи (параллельная, цепная)

  2. Объяснение значений выделенных слов (с использованием словарей)

  3. Подбор к выделенным словам синонимов, антонимов. Почему из ряда синонимов в тексте используется именно это слово?

  4. Нахождение многозначных слов, определение их значения, доказательство многозначности.

  5. Нахождение в тексте (если есть) синонимов, антонимов, слов, употребленных в переносном значении, стилистически окрашенных слов. Определение их роли в тексте.

  6. Нахождение в тексте заимствованных слов, диалектизмов, профессионализмов, архаизмов, фразеологизмов. Объяснение их значение.

  7. Составление плана текста, подготовка к пересказу (устному или письменному).

14. Произвести разные виды разбора на материале текста.

15. Анализ орфограмм и пунктограмм в тексте.



Эти вопросы могут быть дополнены в зависимости от особенностей текста.

Уже много лет ЕГЭ по русскому языку является обязательным для всех выпускников, поэтому целесообразно широко использовать работу с текстом на протяжении всего школьного курса и отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой, обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров. Поэтому (особенно в старших классах) очень важно проводить многоаспектный анализ текста:композиционно-содержательный (определение темы, главной мысли текста, выделение микротем и т. д.); стилистический (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов); типологический (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов); лингвистический анализ отдельных элементов текста (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор указанных слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений); анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений (орфографический и пунктуационный разбор). Эту работу для подготовки к ОГЭ, мониторингам, ЕГЭстараюсь вести, начиная с 5 класса, и результат очевиден на выпускных экзаменах в 9 и 11 классах.

Особенно эффективна работа с данными текстами в старших классах, где идёт углублённое повторение русского языка, комплексный анализ текста. Данные тексты с пропусками орфограмм и пунктограмм, что позволяет проводить не только диктанты, но и индивидуальную работу, работу с группой, классом. Относительно полный языковой разбор текста требует много времени и возможен только на специальных уроках. На обычных же уроках русского языка при изучении фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса, на уроках повторения, при обобщении и систематизации изученного материала часто использую частичный языковой разбор текста, связывая эту работу с усвоением норм правописания, с проведением разных видов разбора слов, предложений. Комплексная работа с текстом даёт возможность обеспечить на уроке органическую взаимосвязь изучения нового материала и повторения, создавая условия для реализации внутрипредметных и межпредметных связей.
























Выводы:

Таким образом, комплексный анализ текста:

  • Является эффективным способом проверки знаний учащихся;

  • Проверяет формирование коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций;

  • Даёт возможность объективно оценить знания учащихся.


Систематически работая с текстом, учащиеся:

  • Отрабатывают не только новый, но и повторяют пройденный материал;

  • Отрабатывают умения и навыки грамотного письма и грамотной речи;

  • Оперативно проверяют свои знания;

  • Поэтапно готовятся к мониторингу качества знаний, ОГЭ и ЕГЭ

Данная форма работы позволяет учителю:

  • Существенно экономить учебное время;

  • Получить дополнительный дидактический материал к уроку;

  • Получить вариант самостоятельной или контрольной работы;

  • Организовать текущий и итоговый контроль с учётом особенностей и способностей каждого учащегося (Дифференцировать задания для детей с ОВЗ);

  • Планомерно готовить учащихся к ГИА















Приложение:


Памятка для анализа текста любого стиля речи

  1. Определите, что перед вами: слова, предложения или текст. Докажите свою точку зрения.

  2. Озаглавьте текст(Объясните имеющееся заглавие. Придумайте свое, сопоставьте).

  3. Составьте план.

  4. Выделите начало текста, укажите его особенности.

  5. Укажите окончание текста. Есть ли смысловая и языковая связь между началом и окончанием текста? 6. Придумайте свои начало и окончание текста.

  1. Укажите тему текста

  2. Укажите идею.

  3. Определите, о чем текст: о развитии действия, о признаках предмета или это вывод на основе приведенных аргументов к высказанному утверждению. На какой вопрос отвечает текст? Тип речи текста.

  4. Определите стиль текста: разговорный или книжный (официально-деловой, художественный, научный, публицистический).

















Памятка для анализа текста - рассуждения

1). Рассмотрите структуру текста.

1. Выделите части текста. Как они связаны? Какие средства связи?

2. Выделите введение, определите его назначение.

3. Выделите тезис. Охарактеризуйте его соответствие теме, особенности его формулировки.

4. Найдите доказательства, определите, достаточно ли их. Что они собой представляют (суждение, умозаключение, факт, чужое высказывание)? Каков порядок указания доказательств?

5. Рассмотрите вывод: его формулировка, подготовка читателя к восприятию вывода; соответствие вывода тезису.

6. Охарактеризуйте заглавие текста; отражение в нем темы, идеи; соответствие заглавия типу речи, стилю речи.

2). Рассмотрите языковые средства- зависимость их выбора от темы, идеи, типа речи, стиля, жанра. Есть ликакие-либо особенности данного типа речи в употреблении лексических и грамматических средств (термины, восклицательные, вопросительные предложения, сложные предложения).

3). Сделайте общий вывод по анализу текста.





















Памятка для анализа текста - описания

1). Рассмотрите структуру текста. 1. Найдите начало текста (общее представление объекта, введение или иное начало).

2. Охарактеризуйте выбор признаков (полнота перечисления, значимость признаков, зависимость от стиля речи; порядок указания признаков целесообразность этого порядка).

3. Найдите окончание описания (указан последний признак, дан вывод).

4. Охарактеризуйте заглавие, его соответствие типу речи, теме, стилю речи.

5. Определите, есть ли в описании элементы других типов речи (повествование, рассуждение). Нужны ли они? Каково их назначение?

6. Назовите средства связи слов и частей текста.

2). Охарактеризуйте языковые средства

1. Найдите типичные средства (определения, синонимы- определения, несогласованные определения, неполные и назывные предложения), укажите время признаков.

2. Найдите другие языковые средства. 3). Сделайте общий вывод об описании (передайте общее впечатление от текста).



















Памятка для анализа текста - повествования

1. Назовите главные особенности типа речи – повествования. Есть ли в нем диалог?

2. Определите стиль речи.

3. Назовите жанр (рассказ, басня, поэма, повесть, сказка).

4. Укажите тему. Что можно сказать о полноте её раскрытия?

5. Назовите идею, ее рабочую формулировку.

6. Определите, от какого лица ведется повествование

7. Назовите основные действия и порядок их указания.

8. выделите основные части текста, составьте его план.

9. Укажите начало текста. Как быстро и надежно оно вводит читателя в текст?

10. Найдите окончание текста. В чем его особенности? (Нейтральноеуказание на последнее действие? Эмоциональное указание на последнее действие? Вывод? Призыв к размышлению?)

11. Охарактеризуйте заглавие, его связь с темой и идеей.

12. Объясните особенности использования языковых средств.

13. Составьте заключение по характеристике текста.



























10 класс

ТЕКСТ 1

1. Наконец он нашел себе занятие. 2. Однаж­ды в его присутствии Василий Иванович перевя­зывал мужику раненую ногу, но руки тряслись у старика, и он не мог справиться с бинтами. 3. Сын ему помог и с тех пор стал участвовать в его прак­тике, не переставая в то же время подсмеиваться и над средствами, которые сам же советовал, и над отцом, который тотчас же пускал их в ход. 4. Но насмешки Базарова нисколько не смущали Васи­лия Ивановича, они даже утешали его. 5. Придер­живая свой засаленный шлафрок двумя пальцами на желудке и покуривая трубочку, он с наслажде­нием слушал Базарова, и чем больше злости было в его выходках, тем добродушнее хохотал осчаст­ливленный отец. 6. Он даже повторял эти иногда тупые и бессмысленные выходки в течение не­скольких дней.

7. Мысль, что он имеет такого помощника, при­водила его в восторг, наполняла гордостью, 8. «Да, да, — говорил он какой-нибудь бабе, - ты, голу­бушка, должна Бога благодарить за то, что сын мой у меня гостит: по самой научной и новейшей мето­де тебя лечат теперь, понимаешь ли ты это? 9. Им­ператор французов Наполеон, и тот не имеет луч­шего врача».

(По гл. XXVII романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

1. Из предложений 3—5 выпишите существи­тельное, образованное приставочно-суффиксальным способом.

2. Из предложений 1—4 выпишите отглаголь­ное прилагательное.

3. В 1-м абзаце найдите производный предлог. Выпишите его.

4. Во 2-м абзаце найдите сложноподчиненное предложение с одним придаточным. Определите его вид. Запишите номер предложения.

5. Найдите в тексте предложение с обращени­ем. Запишите номер предложения.

6. Найдите в тексте среди предложений 1—7 про­стое предложение с однородными определениями.

7. Запишите номера тех средств выразительно­сти, которые использованы в тексте.

1) Синекдоха.

2) Умолчание.

3) Эпитеты.

4) Сравнительная синтаксическая конструк­ция.

5) Гипербола.



КЛЮЧ

ТЕКСТ 1

1. Наконец он нашел себе занятие. 2. Однаж­ды в его присутствии Василий Иванович перевя­зывал мужику раненую ногу, но руки тряслись у старика, и он не мог справиться с бинтами. 3. Сын ему помог и с тех пор стал участвовать в его прак­тике, не переставая в то же время подсмеиваться и над средствами, которые сам же советовал, и над отцом, который тотчас же пускал их в ход. 4. Но насмешки Базарова нисколько не смущали Васи­лия Ивановича, они даже утешали его. 5. Придер­живая свой засаленный шлафрок двумя пальцами на желудке и покуривая трубочку, он с наслажде­нием слушал Базарова, и чем больше злости было в его выходках, тем добродушнее хохотал осчаст­ливленный отец. 6. Он даже повторял эти иногда тупые и бессмысленные выходки в течение не­скольких дней.

7. Мысль, что он имеет такого помощника, при­водила его в восторг, наполняла гордостью, 8. «Да, да, — говорил он какой-нибудь бабе, - ты, голу­бушка, должна Бога благодарить за то, что сын мой у меня гостит: по самой научной и новейшей мето­де тебя лечат теперь, понимаешь ли ты это? 9. Им­ператор французов Наполеон, и тот не имеет луч­шего врача».

(По гл. XXVII романа КС. Тургенева «Отцы и дети».)

Задание

1. Из предложений 3—5 выпишите существи­тельное, образованное приставочно-суффиксальным способом.

(Насмешки.)

2. Из предложений 1—4 выпишите отглаголь­ное прилагательное.

(Раненую (ногу)

3. В 1-м абзаце найдите производный предлог. Выпишите его.

(В течение.)

4. Во 2-м абзаце найдите сложноподчиненное предложение с одним придаточным. Определите его вид. Запишите номер предложения.

(7, придаточное определительное.)

5. Найдите в тексте предложение с обращени­ем. Запишите номер предложения.

(№ 8.)







ТЕКСТ 2

(1)Хороши избы на севере! (2) В защиту от весенней хляби от январских снежных завалов высоко подняты их фундаменты над землей. (3) В такую избу не ступишь с улицы перешагнув через порожек. (4) Надо подняться на высокое резное крыльцо, ступеней десять-пятнадцать, да из сенцев – три ступени и тогда войдешь в деревянные, пахнущие смолой хоромы.

(5) А уж чистота в этих избах! (6) Половичок исхожен до осно­вы а чист хоть хлебы на него из печи выкладывай. (7) От частого мытья сосновые полы и столы и лавки словно подернулись сине­вой. (8) Иконы обернуты белоснежным рушником с вышивкой кре­стиком по краям.

(9) А запахи в этих избах!

(10) Запахи домовитости и довольства. (11) В сенях пахнет осе­нью огуречным рассолом; в кадке, в зеленоватой мути, вперемежку с желтым укропом и разными травами у каждой хозяйки есть свои излюбленные мокнут, насыщаются солью и пряным духом скользкие крепкие огурцы. (12) Зимой здесь пахнет овчиной и вой­локом. (13) Весной молоком и влажной шерстью. (14) На вой­лочной подстилке лежит новорожденный телок вылизанный теп­лым материнским языком с мягкими копытцами и большими девичьими глазами. (15) Летом здесь пахнет многими лесными и полевыми запахами чайной ромашкой что сушат для целебных на­добностей ягодой разной грибом затем их замещают сочные запа­хи яблок груш...

(16) В избе запахи не только по временам года но и на дню сколько раз сменятся. (17) На рассвете утреннее тесто, всю ночь тя­жело дышавшее в деже заложит нос своим плотным телесным ду­хом утром печеным хлебом пахнет в полдень молоком из дере­вянного ведра щами пахнет в обед и человечьим потом пришедших с работы мужиков и тогда раскрывают окна и в комнату летят дур­маны леса фиалковые ландышевые... (18) А к ночи потянет горь­коватым деревянным маслом от лампадки...

(По Ю. Нагибину)

1.Прочитайте и озаглавьте текст.

2.Расставьте недостающие знаки препинания.

3.Определите стиль данного текста.

- Что помогает создать яркое, образное опи­сание в этом тексте?

- С какой целью автор использует их?

- Какую картину жизни вы увидели в этом фрагменте?

- Какие чувства, эмоции вызвала у вас эта картина?

- Являются ли тропы средством выражения авторского отношения к тому, о чем он пишет?

4.Определите тип текста. Докажите свое мнение.

5.Определите способ связи между предложениями первого абзаца.

6.Подберите к первому предложению синтаксический синоним.

7.Произведите фонетический разбор слова ОСЕНЬЮ.

8.Произведите морфологический разбор причастия ПРИШЕДШИХ.

9.Составьте схему выделенного предложения.

10.Определите значение слова ДЕЖА.

11.Разберите по составу слово ИЗЛЮБЛЕННЫЕ.





КЛЮЧ

ТЕКСТ 2



(1)Хороши избы на севере! (2) В защиту от весенней хляби, от январских снежных завалов высоко подняты их фундаменты над землей. (3) В такую избу не ступишь с улицы, перешагнув через порожек. (4) Надо подняться на высокое резное крыльцо, ступеней десять-пятнадцать, да из сенцев – три ступени, и тогда войдешь в деревянные, пахнущие смолой хоромы.

(5) А уж чистота в этих избах! (6) Половичок исхожен до осно­вы, а чист, хоть хлебы на него из печи выкладывай. (7) От частого мытья сосновые полы, и столы, и лавки словно подернулись сине­вой. (8) Иконы обернуты белоснежным рушником с вышивкой кре­стиком по краям.

(9) А запахи в этих избах!

(10) Запахи домовитости и довольства. (И) В сенях пахнет осе­нью: огуречным рассолом; в кадке, в зеленоватой мути, вперемежку с желтым укропом и разными травами — у каждой хозяйки есть свои излюбленные — мокнут, насыщаются солью и пряным духом скользкие крепкие огурцы. (12) Зимой здесь пахнет овчиной и вой­локом. (13) Весной — молоком и влажной шерстью. (14) На вой­лочной подстилке лежит новорожденный телок, вылизанный теп­лым материнским языком, с мягкими копытцами и большими девичьими глазами. (15) Летом здесь пахнет многими лесными и полевыми запахами: чайной ромашкой, что сушат для целебных на­добностей, ягодой разной, грибом, затем их замещают сочные запа­хи яблок, груш...

(16) В избе запахи не только по временам года, но и на дню сколько раз сменятся. (17) На рассвете утреннее тесто, всю ночь тя­жело дышавшее в деже, заложит нос своим плотным телесным ду­хом; утром печеным хлебом пахнет, в полдень — молоком из дере­вянного ведра, щами пахнет в обед и человечьим потом пришедших с работы мужиков, и тогда раскрывают окна, и в комнату летят дур­маны леса — фиалковые, ландышевые... (18) А к ночи потянет горь­коватым деревянным маслом от лампадки...

(По Ю. Нагибину)

Определим стиль данного текста.

- Как ты думаешь, что помогает создать яркое, образное опи­сание в этом тексте?

( различные тропы: эпи­теты, олицетворения, метафоры.)

- С какой целью автор использует их? (Чтобы мы могли луч­ше, зримее, нагляднее представить изображаемое)

- Какую картину жизни ты увидел в этом фрагменте?

- Какие чувства, эмоции вызвала у тебя эта картина?

- Как ты считаешь, являются ли тропы средством выражения авторского отношения к тому, о чем он пишет? ( Конечно, с их помощью автор выражает свое отношение к изображаемому).

Итак, автор словами рисует образы, картины, мысли, поступки, действия для того, чтобы:

а) дать возможность читателю представить описываемые со­бытия;

б) передать свои эмоции;

в) вызвать у читателя ответные чувства и мысли.

И талант писателя в том, что он умеет находить такие слова, синтаксические конструкции, которые заставляют нас рисовать и действия персонажей, и мир их переживаний, и чувства самого автора. Определим этот стиль как художествен­ный.

Яркая образность, наглядность, эмоциональность, своеобра­зие языка писателя — приметы художественного стиля речи.

* Дежа – емкость для замешивания текста.















ТЕКСТ 3

(1)Щемит сердце, хоть кричи... (2)Сева - наш сын, единстве…ый сын в благополучной семье. (3)Я держу в руках фотографию которую сделал когда(то) на нашей даче там ему двенадцать у него светлые волосы аккуратная ч…лка открытый ясный взгляд. (4)Милый ласковый домашний мальчик послушный почти отличник. (5)Нам было так хорошо вместе в то лето! (6)Но для подростка наставало такое время, когда каждая семья начинает казат…ся ему (не)благополучной. (7)Каждая, даже самая идеальная! (8)В её рамках становит…ся тесно внешний мир манит к себе опека матери и отца угн…тает хочет…ся свободы и самостоятельности. (9)Ст…новление человека неизбежно создаёт этот (не)исключительный кризис, у одних он проходит (не)заметно, у других перер…стает в трагедию. (10)Сева стал проп…дать из дома... (11)Он отпустил волосы наотрез отказался стрич…ся сразу утратил ухоже…ый домашний вид. (12)В какой(то) женской кофте с бубенчиками в потёртых с б…хромой внизу джинсах с (не)опрятными жиденькими косицами, пада…щими на плечи, - странная однако забота о собственной внешности: стараться не нравит…ся другим, походить на ог…родное пугало. (13)Наш сын... (14)Вряд ли он ждал что мы станем умилят…ся, но наши (не)доумение досаду презрительность воспринимал болезне…о, стал повыше…о раздр…жительным. (15)Теперь любая мелоч… выводила его из себя неодобрительный взгляд, горькая ухмылка на моём лице, просьба матери вынести мусорное ведро всё воспр…н…малось как посягательство на его достоинство. (16)И самые простенькие вопросы для него выр…стали в мучит…льнейшие проблемы праздновать или (не)праздновать дома день рождения, ехать(ли) вместе с классом на экскурсию в Коломенское, просить(ли) у матери денег на покупку новой пластинки? (17)Сакраментальный к…нфликт отцов и детей родился не вчера. (18)«Я утратил всякие надежды отн…сительно буду…щего нашей страны если сегодняшняя молодеж… завтра возьмёт в свои руки бразды правления ибо эта молодёж… (не)выносима, (не)выдержа…а, просто ужасна». (19)Эти слова произнёс Гесиод ещё в VII веке до нашей эры. (20)Но отцам последу…щихпок..лений от столь древнего пр…знания легче (не)станови лось.

(По В. Тендрякову)

  1. Прочитайте и озаглавьте текст.

  2. Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания.

  3. Разделите текст на абзацы.

  4. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.

  5. Определите тип текста. Докажите свое мнение.

  6. Произведите фонетический разбор слова УГНЕТАЕТ.

  7. Разберите по составу слово ПЕРЕРАСТАЕТ.

  8. Произведите синтаксический разбор предложения №3.

  9. Укажите способ образования слова КАКОЙ-ТО.

  10. Определите значение слова САКРАМЕНТАЛЬНЫЙ (предложение №17).



*Напишите сочинение по этому тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором, сформулируйте позицию автора. Выразите свою точку зрения на поставленный вопрос.



КЛЮЧ ТЕКСТ 3

(1)Щемит сердце, хоть кричи... (2)Сева - наш сын, единственный сын в благополучной семье. (3)Я держу в руках фотографию, которую сделал когда-то на нашей даче: там ему двенадцать, у него светлые волосы, аккуратная чёлка, открытый ясный взгляд. (4)Милый, ласковый, домашний мальчик, послушный, почти отличник. (5)Нам было так хорошо вместе в то лето!

(6)Но для подростка наставало такое время, когда каждая семья начинает казаться ему неблагополучной. (7)Каждая, даже самая идеальная! (8)В её рамках становится тесно, внешний мир манит к себе, опека матери и отца угнетает, хочется свободы и самостоятельности. (9)Становление человека неизбежно создаёт этот неисключительный кризис, у одних он проходит незаметно, у других перерастает в трагедию. (10)Сева стал пропадать из дома...

(11)Он отпустил волосы, наотрез отказался стричься, сразу утратил ухоженный домашний вид. (12)В какой-то женской кофте с бубенчиками, в потёртых, с бахромой внизу джинсах, с неопрятными жиденькими косицами, падающими на плечи, - странная, однако, забота о собственной внешности: стараться не нравиться другим, походить на огородное пугало. (13)Наш сын...

(14)Вряд ли он ждал, что мы станем умиляться, но наши недоумение, досаду, презрительность воспринимал болезненно, стал повышенно раздражительным. (15)Теперь любая мелочь выводила его из себя: неодобрительный взгляд, горькая ухмылка на моём лице, просьба матери вынести мусорное ведро - всё воспринималось как посягательство на его достоинство. (16)И самые простенькие вопросы для него вырастали в мучительнейшие проблемы — праздновать или не праздновать дома день рождения, ехать ли вместе с классом на экскурсию в Коломенское, просить ли у матери денег на покупку новой пластинки?

(17)Сакраментальный конфликт отцов и детей родился не вчера. (18)«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмёт в свои руки бразды правления, ибо эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». (19)Эти слова произнёс Гесиод ещё в VII веке до нашей эры. (20)Но отцам последующих поколений от столь древнего признания легче не станови лось.

(По В. Тендрякову)

  1. Прочитайте и озаглавьте текст.

  2. Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания.

  3. Разделите текст на абзацы.

  4. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.

  5. Определите тип текста. Докажите свое мнение.

  6. Произведите фонетический разбор слова УГНЕТАЕТ.

  7. Разберите по составу слово ПЕРЕРАСТАЕТ.

  8. Произведите синтаксический разбор предложения №3.

  9. Укажите способ образования слова КАКОЙ-ТО.

  10. Определите значение слова САКРАМЕНТАЛЬНЫЙ (предложение №17).