СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Музыкотерапия как один из способов сохранения здоровья учащихся на уроках иностранного языка"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкотерапия- эффективное средство для сохранения внимания и релаксации на уроке

Просмотр содержимого документа
«Статья "Музыкотерапия как один из способов сохранения здоровья учащихся на уроках иностранного языка"»

Музыкотерапия как один из способов сохранения здоровья учащихся.

Номоконова М.П.

Учитель иностранного языка МОУ ИРМО «Максимовская СОШ»

Музыкотерапия - это целенаправленное применение музыки или музыкальных элементов для достижения терапевтических целей, а именно, восстановления, поддержания и содействия психическому и физическому здоровью. С помощью музыкотерапии пациент должен приобрести возможность лучше понимать себя и окружающий мир, свободней и эффективней в нем функционировать, а также достичь большей психической и физической стабильности.

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки была исключительно велика. Об этом говорят литературные и медицинские свидетельства излечения хореомании (пляски святого Витта) с помощью музыки.

Выделяют четыре основных направления лечебного действия музыкотерапии:

- Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии:

-Развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей);

- Регулирующее влияние на психовегетативные процессы;

- Повышение эстетических потребностей.

В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают: катарсис, эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок.

Музыкотерапия существует в двух основных формах: активной и рецептивной.

Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов.

Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью и существует в трех формах:

- Коммуникативной: совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия,

- Реактивной: направленной па достижение катарсиса.

- Регулятивной: способствующей снижению нервно-психического напряжения.

Чаще используется рецептивная музыкотерапия.

Начиная исследование по данной теме, я провела опрос учащихся нашей школы, задавая им следующие вопросы:

  1. Слушаете ли вы музыку?

  2. Какую музыку вы предпочитаете слушать?

  3. Слушаете ли вы музыку в трудных ситуациях, для отдыха, релаксации и т.д.7

Были опрошены учащиеся начальной школы, средней и старшей ступени обучения. Я получила такие результаты: 100% учащихся слушают музыку каждый день, дома и во время учебы. 50% учащихся предпочитают слушать современную музыку, танцевальные и ритмичные мелодии. Всего 20% учащихся знают, что музыка помогает расслабиться, излечиться от недугов, преодолеть неприятные жизненные ситуации.

На уроках иностранного языка, во время эковалеопаузы, я предлагаю ребятам слушать психотерапевтическую аюрведическую музыку, которая особым методом звуковых вибраций, гармонизирует работу центров эндокринной системы и всех жизненно важных органов биологического тела человека. Эта музыка оказывает психорелаксирующее действие, приводя в равновесие различные ритмы работы головного мозга, быстро устраняет последствия острых и хронических стрессов, стимулирует синтез мелатонина, эндорфинов, энкефалинов и самототропина, усиливающих регенирацию поврежденных тканей, тормозящих процессы старения и воссстанавливающих систему адаптации организма.

После прослушивания таких мелодий я просила учащихся изобразить свое состояние в виде картинки или описать словами. Дети с удовольствием рисовали картины природы, пейзажи, водопады, уносящие отрицательную энергию, небо, парящего в небе орла, т.е. было ощущение свободы, спокойствия и умиротворенности. После прослушивания мелодии число учащихся с отрицательным эмоциональным состоянием понижается, а оптимальное эмоциональное состояние испытывает большинство учащихся класса.

Знаменитый отечественный психоневролог – академик В.М. Бехтерев – еще в начале ХХ в. первым в России стал изучать влияние музыки на детей. Уже в те годы было очевидно, что для детей очень полезны классическая музыка и колыбельные песни. По словам ученого, музыка не только развивает детей, но и оказывает на них общеоздоравливающее действие. В.М. Бехтерев неоднократно подчеркивал очень важную роль именно колыбельных песен для полноценного развития ребенка.

Изучая литературу по данной теме, я нашла такие рекомендации по применению музыкотерапии для детей:

• Возбудимым, беспокойным детям полезны классические музыкальные произведения в медленном темпе – adagio, andante. /Такими обычно бывают 2-е части классических сонат, инструментальных концертов./

• Мелодии со словами (песни, арии) влияют на детей сильнее, чем мелодии без слов. А “живое” пение действует на них сильнее записанного на диск или кассету вокально-инструментального исполнения.

Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ ДАВАТЬ МАЛЕНЬКИМ ДЕТЯМ СЛУШАТЬ МУЗЫКУ ЧЕРЕЗ НАУШНИКИ! Наши уши природой приспособлены слышать рассеянный звук. От направленного звука (именно таким звук делают наушники) “незрелый” головной мозг ребенка может получить акустическую травму.

Музыкотерапия – может оказать большую помощь в решении проблем со здоровьем. Лечение музыкой становиться все более популярным и распространенным. Воздействие музыки на человека может быть многогранным!


Список используемой литературы:

Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. – Ташкент, 1985.

Копытин А.И. Основы арт – терапии. –СПб., 1999.

Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. – М., 2002.

Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М., 2000

Шушарджан С.В. Здоровье по нотам: практикум пути к духовному совершенству и бодрому долголетию. – М.,1994.