СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья - применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на внеурочном мероприятии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (далее РКМЧП) выделяется среди инновационных педагогических идей оптимальным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Используя данную технологию на учебных занятиях, педагог развивает личность студента, формирует его коммуникативную компетенцию, обеспечивает комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Статья - применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на внеурочном мероприятии»

Т.Н. Портнягина, мастер производственного обучения ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я. П. Осадчего», е-mail: pl10@mail.ru


Применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на внеурочном мероприятии


Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (далее РКМЧП) выделяется среди инновационных педагогических идей оптимальным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Используя данную технологию на учебных занятиях, педагог развивает личность студента, формирует его коммуникативную компетенцию, обеспечивает комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования обучающихся [1, с.62].

Методы и приемы технологии РКМЧП могут широко использоваться и на внеурочных мероприятиях. В качестве примера остановлюсь на разработке классного часа «Рецепты выживания», приуроченного празднованию дня Победы.

На этом внеурочном мероприятии были использованы следующие методы и приемы технологии РКМЧП. В целях актуализации и определения целей классного часа использовался прием «Верные/неверные суждения». Так, студентам были предложены утверждения, среди которых им предстояло выбрать правильные и ложные утверждения, например:

1. Первые полевые кухни появились в начале ВОВ.

2. Кулеш – это жидкая каша и густой суп.

3. Суррогатный хлеб состоял из дефектной ржаной муки, целлюлозы, солода, жмыха, обойной пыли, отрубей, соевой муки и др.

На этапе подведения итогов классного часа мы еще раз вернулись к этим суждениям и проверили их правильность. Так, например, некоторые студенты были убеждены, что в состав суррогатного хлеба не может входить обойная пыль и целлюлоза, а первые полевые кухни появились только в начале Великой Отечественной войны.

С целью более глубокого погружения в тему классного часа была использована стратегия «Зигзаг». Все студенты были разделены на три группы, каждой из которых было предложено проработать текст в соответствии с одной из тем: 1) История полевых кухонь, 2) Фронтовое меню, 3) Питание в блокадном Ленинграде. Студенты должны были выполнить это задание по следующему алгоритму:

  1. Внимательно прочитайте текст.

  2. Подчеркните ключевые (главные) слова.

  3. Приготовьте текст к пересказу.

  4. Составьте один «толстый» и один «тонкий» вопрос по тексту.

Далее, изучив материал, студенты перераспределились в группы другого состава и рассказали друг другу новый материал. Этот метод позволил включить студентов в процесс взаимообучения, а также способствовал в соответствии с ФГОС СПО формированию таких общий компетенций, как:

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

В целях контроля усвоения знаний использовался прием «Толстые/тонкие вопросы». В процессе работы с текстами студенты подготовили два вопроса: «толстый», предполагающий развернутый ответ, и «тонкий», предполагающий однозначный ответ. Так, например, студентами по первой теме были составлены такие вопросы:

- Каково назначение полевых кухонь? (Полевые кухни предназначены для приготовления пищи и организации питания в походных условиях, на удаленных объектах, в военных частях);

- В каком году появились полевые кухни? (в 1898 году).

Умение формулировать, задавать вопросы – одна из ключевых компетенций, которой должны обладать студенты.

На этапе рефлексии для установления обратной связи был использован прием «Синквейн», дающий возможность подытожить полученную информацию, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства самовыражения. На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом – в паре и затем индивидуально. Студенты могут составлять синквейн на занятии или дома. Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала, творчески переработать важные понятия темы; создает условия для раскрытия творческих способностей студентов [2, с.132].

Таким образом, технология РКМЧП позволяет включать студентов в такие виды деятельности, которые создают условия для развития критического мышления обучающихся и формирования общих компетенций в соответствии с ФГОС СПО.

Библиографический список

1. Киргинцева А.Е. Технологии критического мышления на занятиях по иностранному языку // Среднее профессиональное образование (Приложение). - 2015. - №3. - С. 62-66.

2. Шпилевая С.Н. Разработка внеаудиторного мероприятия «Внимание - туберкулез» // Среднее профессиональное образование (Приложение). - 2015. - №3. - С. 126-132.