СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Создание условий развивающей предметно-пространственной коррекционной среды"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью организации образовательного процесса является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с тяжелыми нарушениями речи, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Создание условий развивающей предметно-пространственной коррекционной среды"»

Резникова Наталья Михайловна «Инклюзия»


Создание условий развивающей

предметно-пространственной коррекционной среды


Целью организации образовательного процесса является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с тяжелыми нарушениями речи, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией.

Комплексность педагогического воздействия направлена на коррекцию речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Педагогический процесс для детей с нарушением речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально- психологическими  особенностями развития  воспитанников. Бесспорно, ключевые позиции в организации коррекционно — речевой работы в условиях ОУ (класса) для детей с нарушениями речи принадлежит логопеду, деятельности которого оказываются присущи достаточно широкие и разнообразные функции:

- диагностическая;

- профилактическая;

- коррекционно- педагогическая;

- организационно- методическая

- консультативная

- координирующая

- контрольно-оценочная

Игнорирование хотя бы одной из них неизбежно приводит к дефицитарности других и снижению качества коррекционной работы с детьми в целом.

В число частных задач педагогического коллектива ОУ входят:

  • Обеспечение школьников с нарушениями речи комфортных во всех отношениях условий развития, воспитание и обучения, создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка;

  • Проведение необходимой работы по профилактике и коррекции недостатков речевого развития у детей, обеспечение их эффективной и общей речевой подготовке;

  • Повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной  деятельности по общему и речевому развитию школьников в семье

Особого внимания требует рассмотрение частных задач,  решение которых возлагается  руководство ОУ. Наиболее значимыми из них являются:

  • Соблюдение требований приема и комплектования групп для детей с нарушением речи;

  • Осуществление тесного взаимодействия педагогических и медицинских работников;

  • Создание оптимальных условий для организации преемственности в работе логопеда и педагогического коллектива ОУ;

  • Насыщение библиотеки ОУ специальной литературой, групповых комнат – учебными пособиями и специальным оборудованием;

  • Организация обмена опытом коррекционно-педагогической работы с другими ОУ для детей с нарушением речи:

  • Привлечение родителей к активному участию в коррекционно – педагогическом процессе;

  • Обеспечение связи со школами, принимающими выпускников ОУ

Задачи родителей:

  • В создании в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;

  • В проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков в этом развитии.

 Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, другие специалисты образовательного учреждения подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

В работе по образовательной области «Познавательное развитие» принимают участие классный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед. Педагог-психолог организует работу по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Учитель-логопед помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с нарушениями речи и этапа коррекционной работы.

Ведущими специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели и учитель-логопед при условии поддержки со стороны специалистов ОУ и родителей обучающихся.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие классный руководитель, музыкальный руководитель и учитель-логопед.

Работу в образовательных области «Физическое развитие» осуществляют учитель по физической культуре при обязательном подключении остальных педагогов и родителей школьников.

В логопедической группе коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители воспитанников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Воспитатели, музыкальный руководитель, учитель по физическому воспитанию осуществляют все мероприятия, предусмотренные Программой, занимаются физическим, социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим развитием детей.

Учебный год в логопедической группе для детей с нарушениями речи начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода:

I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период — декабрь, январь, февраль;

III период — март, апрель, май.

Как правило, первая половина сентября отводится всеми специалистами для углубленной диагностики развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения со всеми специалистами группы плана работы на первый период работы.

В середине сентября специалисты, работающие в логопедической группе, на психолого-медико-педагогическом консилиуме при директоре ОУ обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов утверждают план работы группы на первый период работы.

Со второй половины сентября начинается организованная образовательная деятельность с детьми во всех возрастных логопедических группах в соответствии с утвержденным планом работы.

Педагогический процесс в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи обеспечивает целостное всестороннее воздействие на ребёнка, организуется специальная речевая практика ребёнка, целенаправленное формирование предпосылок для овладения всеми компонентами языка и становления функции речи.

Помимо этого с детьми проводится комплекс оздоровительных мероприятий, особое внимание уделяется соблюдению режима дня, закаливанию организма, физическому воспитанию. Развитие двигательных функций и преодоление даже незначительных  двигательных нарушений, наряду с ранней стимуляцией моторного развития, способствует предупреждению выраженных трудностей в формировании речевой функции.

Таким образом, коррекционная работа по преодолению недоразвития речи у детей осуществляется в результате комплексной медико-психолого-педагогической помощи. Комплексное психолого-медико-педагогического сопровождение воспитанников предполагает выбор и реализацию образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка, преодоление затруднений в освоении образовательной программы дошкольного образования.  Устранение речевых нарушений у школьников  требует комплексного подхода,  объединения усилий всех специалистов ОУ, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так психологического и социального характера. Специалисты, осуществляющие сопровождение ребёнка, реализуют следующие профессиональные функции:

  • диагностическую (определяют причину трудности с помощью комплексной диагностики);

  • проектную (разрабатывают на основе принципа единства диагностики и коррекции индивидуальный маршрут сопровождения);

  • сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения);

  • аналитическую (анализируют результаты реализации образовательных маршрутов).

Учитывая  индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты ДОУ намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка-дошкольника.

Коррекционная работа включает время, отведенное на:

  • непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

  • образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;

  • самостоятельную деятельность детей;

  • взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Формы организации:

  • фронтальная

  • индивидуальная;

  • подгрупповая.

Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий (НОД) определяется тяжестью нарушения речевого развития воспитанников.

При планировании и проведении занятий( НОД) учителя-логопеда, воспитателей, других специалистов и определении их места в целостной системе работы ДОУ учитывается их соответствие СанПиН. Фронтальные, подгрупповые  занятия ( НОД) позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы . Дополнительно такие занятия формируют у воспитанников  умение войти в заданный темп работы, следовать общим инструкциям, оценивать достижения партнера, ориентироваться на лучшие образцы речи и т.д. Технология проведения фронтальных / подгрупповых/ занятий (НОД) варьируется в зависимости от задач и этапа коррекционной работы, возраста детей, уровня их речевого и общего развития. В основе занятий (НОД)  с воспитанниками  лежит тематический   принцип.


Тематический принцип организации познавательного и речевого материала занятия (НОД) предлагает выбор не языковой (или речевой) темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтении. Часть из них проводится учителем -логопедом, часть воспитателем и другими специалистами, поэтому происходит интеграция поставленных и решаемых разных задач при одновременном изучении темы.

Одно из важнейших условий реализации тематического принципа  — концентрированное изучение темы (например, в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи воспитанниками (пассив), так и для ее активизации. Оптимизация содержания логопедических занятий обеспечивается их полизадачностью (или комплексным, интегрированным характером), когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы дошкольников, а также дефицитарно развитых психических и психофизиологических функций. При этом цементирующим, обеспечивающим целостность занятий моментом могут выступать сквозная сюжетно-игровая линия, тематическая организация речевого и познавательного материала и т.д.



Список используемой литературы:

  1. Назарова Н. М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». 2010. № 4 (40).

  2. Рубцов В. В. Психолого-педагогическая подготовка учителей для новой школы // Психологическая наука и образование. 2010. № 1 - С. 5-12.

  3. Шипицина Л. М. Многоликая интеграция // Дефектология. 2002. № 4. - С. 19.