СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: «Этапы и принципы модернизации историко-обществоведческого школьного образования».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активная фаза реформирования историко-обществоведческого образования начинается в 1993 году и продолжается до настоящего времени. В целом можно обозначить следующие этапы модернизации: 1. Перевод российской системы школьного образования на обязательное основное общее образование и перевод преподавания истории на концентрическую систему. По Конституции РФ 1993 года обязательным для российских граждан было названо основное общее образование (1–9 кл.). Минобразования России отменяет существующую с 1967 года линейную структуру преподавания истории и вводит концентрическую: концентр основной школы (5–9 кл.), концентр полной средней школы (10–11 кл.). 

Просмотр содержимого документа
«Статья: «Этапы и принципы модернизации историко-обществоведческого школьного образования».»

Статья: «Этапы и принципы модернизации историко-обществоведческого школьного образования».

Активная фаза реформирования историко-обществоведческого образования начинается в 1993 году и продолжается до настоящего времени. В целом можно обозначить следующие этапы модернизации: 1. Перевод российской системы школьного образования на обязательное основное общее образование и перевод преподавания истории на концентрическую систему. По Конституции РФ 1993 года обязательным для российских граждан было названо основное общее образование (1–9 кл.). Минобразования России отменяет существующую с 1967 года линейную структуру преподавания истории и вводит концентрическую: концентр основной школы (5–9 кл.), концентр полной средней школы (10–11 кл.). В первом концентре предусматривалось изучение отечественной и всеобщей истории с древности до наших дней. Во втором концентре предполагалось «повторение и углубление на более высоком, проблемно-теоретическом уровне ранее изученного материала»1 . Переход на концентрическую систему осуществлялся трудно. Отрицательное восприятие учителями концентрической системы было обусловлено многими причинами. Это и концентрация всего курса истории в рамках основной школы, что привело к значительному увеличению объема и сложности изучаемого содержания для обучающихся, и неадаптированность содержания новых учебников для основной школы к возрастному развитию учеников, и непонимание многими учителями целей и задач второго концентра. Например, при всех своих достоинствах, учебник для первого концентра «История России. 9 класс. ХХ в.» 2 по тем временам был сложен для девятиклассников. Учителя часто использовали его не только в девятом классе, но и во втором концентре в одиннадцатом классе. Сам второй концентр (10– 11 кл.) воспринимался большим количеством учителей как простое повторение пройденного. Существующая на тот момент система повышения квалификации не сумела подготовить преподавателей к использованию новых технологий обучения, соответствующих задачам старшей школы. Все годы существования концентрической системы она подвергалась критике со стороны научного сообщества и учителей истории.

Следом за переходом на концентрическую систему последовало введение государственных образовательных стандартов. В школьные курсы истории и обществознания стандартизация пришла с введением в образовательный процесс Временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования, принятых приказом Минобрнауки РФ № 1236 от 19 мая 1998 года3 . Обязательный минимум содержания общего образования 1998 года нормировал содержательную базу и требования к уровню подготовки выпускников для начальной, основной и средней (полной) школы. Стандартизация предметного содержания сделала возможным проведение выпускной аттестации не только в традиционной форме, но и в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ), и с 2001 года сначала в пилотном режиме, а затем и во всех регионах РФ школьные выпускные экзамены по ряду предметов стали проводиться в форме ЕГЭ. 2. Введение федерального компонента государственных образовательных стандартов (ФК ГОС). Стандартом первого поколения, направленного на развитие общего образования, был назван федеральный компонент государственных образовательных стандартов (ФК ГОС) 2004 года. Это трехуровневый документ: - федеральный компонент, который устанавливается Российской Федерацией; - региональный (национально-региональный) компонент, устанавливаемый субъектом Российской Федерации; - компонент образовательного учреждения, который самостоятельно устанавливается образовательным учреждением. ФК ГОС был структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование) и разрабатывался с учетом:

 перехода к 4-летнему начальному образованию;

 введения профильного обучения на старшей ступени школы;

 соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;

 личностной ориентации содержания образования;

 деятельностного характера образования, направленности содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности.

Федеральный компонент прописывал: - цели изучения учебного предмета; - обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования по предметам; - требования к уровню подготовки выпускников; - максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, нормативы учебного времени. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования был представлен на базовом и профильном уровнях. Обеспечивали реализацию ФК ГОС: - федеральный базисный учебный план, устанавливающий нормативы учебного времени на освоение учебных предметов федерального компонента по ступеням образования и учебным годам; - региональный (национально-региональный) компонент государственного стандарта общего образования; - компонент образовательного учреждения; - примерные программы по учебным предметам федерального компонента; - контрольно-измерительные материалы для государственной (итоговой) аттестации выпускников на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования по учебным предметам федерального компонента государственного стандарта общего образования; - учебная литература, включенная в перечень допущенных и/или рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях Российской Федерации. ФК ГОС был призван перевести систему общего образования, в том числе и историко-обществоведческого, с репродуктивной системы обучения на личностно-ориентированную, направленную на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение опыта этой деятельности, на формирование ключевых компетенций обучающихся. Но несмотря на значительные изменения, привносимые ФК ГОС в систему общего образования, он не фиксировал обязательности результатов, связанных с воспитанием личности, духовнонравственным развитием молодежи, с межпредметными и надпредметными умениями и навыками. Задавая содержание образования, он не решал задачи, связанные с умениями применять эти знания, не определял условия, которые должны быть созданы в школе для достижения образовательных результатов. Не обеспечивал в полной мере условия социализации и профессиональной ориентации обучающихся, а также создание возможностей учета индивидуальных особенностей и интересов обучаемых. В целом содержание ФК ГОС акцентировалось на общеобязательной базе знаний и предметных умений, как общей содержательнокультурологической основы многонационального российского общества. 3. Введение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС). Провозглашенные в ФК ГОС, но не реализованные продуктивные идеи развития российского образования нашли свое отражение в федеральных государственных стандартах второго поколения (ФГОС). ФГОС 2010 кардинально меняет целеполагание школьного образования, определяя основными результатами обучения формирование универсальных учебных действий (УУД). УУД рассматриваются как инвариантная основа обучения, условие развития личности в системе образования. По ФГОС именно универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательновоспитательного процесса. В структуре учебного плана ФГОС выделяются три раздела: инвариантная часть, вариативная часть, внеурочная деятельность учащихся, осуществляемая во второй половине дня. Инвариантная часть призвана обеспечить приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, сформировать систему предметных навыков и личностных качеств, создать основу для непрерывного образования на протяжении всей жизни. Вариативная часть формируется участниками образовательного процесса и ее основной целью является обеспечение этнических, культурных, региональных особенностей содержания образования и индивидуальных потребностей учащихся. Внеурочная деятельность направлена на предоставление учащимся возможности широкого выбора занятий, направленных на развитие школьника (экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, олимпиады, школьные научные общества, соревнования, исследования и пр.). Психологической основой ФГОС выступает его преемственность в деятельностной парадигме образования. Деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» и «формирования универсальных способов учебных и познавательных действий»4 , которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования. В школьном историко-обществоведческом образовании процессы модернизации общего образования совместились с модернизацией научной основы содержания курсов истории России, всеобщей истории, обществознания, пересмотром концептуальных оснований и базовых принципов обучения истории и обществознанию. Были разработаны концепции новых УМК по истории (история России, всеобщая история) и обществознанию. В 2013 году разработана концепция по истории России (ИКС), с 2015 года она введена в систему школьного исторического образования; концепции по всеобщей истории и обществознанию находятся в стадии утверждения. Необходимо отметить, что историко-культурный стандарт по истории (история России, всеобщая история), ставший научной основой преподавания школьного курса истории, находится в подчиненном положении по отношению к ФГОС, он дополняет ФГОС и конкретизирует положения фундаментального ядра содержания исторического образования. По аналогии с ФГОС авторы рассматривают концепции как общественный договор, направленный на формирование единого культурноисторического пространства Российской Федерации, и подчеркивают их единство и преемственность с ФГОС в задачах изучения истории в школе, в направленности на развитие личностных, метапредметных, предметных компетенций учащихся. Общими для концепций истории и обществознания являются выработка общественно согласованной позиции по основным этапам развития человеческого общества, ключевым процессам и событиям, определяющим состояние мира, его регионов и стран, цивилизаций и культур. В концепциях основными условиями обучения в современной школе называются: развитие вариативности образования, системнодеятельностный подход, создание социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности. Подчеркивается, что современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников. В соответствии с новыми концепциями в курсах истории и обществознания расширено изучаемое содержание, введены новые темы, в том числе и интегрированные с другими курсами, поставлены новые акценты, введены новые понятия, новые источники. Концепции по отечественной и всеобщей истории изменили структуру преподавания учебного предмета и перевели преподавание истории с концентрической системы вновь на линейную. По линейной системе курс истории стал изучаться в 5–10 классах. Для 11 класса разработано несколько вариантов продолжения исторического образования: - учебный курс «Россия в мире»; - учебный курс «Современная Россия»; - подготовка к ЕГЭ по истории. Дополнительные варианты обсуждаются.

Изменения в преподавании историко-обществоведческих дисциплин столь значительны, что в практической деятельности учителя реализация требования ФГОС становится возможна только при кардинальном изменении подходов к целеполаганию урока, его методике и оцениванию учебных достижений обучаемых. Современные подходы в преподавании истории и обществознания в соответствии с требованиями ФГОС и ИКС порождают дефициты в профессиональной подготовке учителя и требуют ежедневной серьезной работы по их устранению.