ФГОС НОО и трудности обучения при реализации ФГОС у младших школьников
учитель начальных классов
Вайст М.С.
МАОУ гимназия № 1 города Калининграда
Новый стандарт для начальной школы представляет собой комплекс условий, которые необходимо выполнять в ходе реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Целью нового стандарта НОО является не только повышение качества образования, но и достижение новых образовательных результатов, соответствующих веяниям времени.
Отличительной особенностью нового стандарта является отказ от традиционной трактовки результатов обучения как набора ЗУН. На первый план вышли реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к моменту окончания начальной школы.
Теперь важно не само знание как таковое, а умение применить его на практике в дальнейшей учебной деятельности или в жизни.
В основе новых ФГОС 2022 года лежит системно-деятельностный подход. Его суть заключается в том, что ученику отводится место равноправного участника познавательной деятельности. Активное участие школьников во всех этапах урока от целеполагания до рефлексии развивает их творческое мышление, активизирует познавательную деятельность, способствуя тем самым становлению гармоничной личности. ФГОС НОО 2022 года разработан с учетом возраста и индивидуальных особенностей младших школьников и расценивает усвоенный ими материал как базу для образования на последующих ступенях.
До 2022 года, когда вступили в силу новые образовательные стандарты, каждая школа вправе была самостоятельно выбирать программы по учебным дисциплинам, в то время как новые ФГОС НОО делают подготовку учащихся на всей территории России унифицированной. Предполагается, что благодаря такой системе школьники не будут испытывать затруднений при переходе из одной школы в другую.
Анализ работы по ФГОС НОО третьего поколения показывает, что изменения в работе коснулись учеников, их родителей, педагогический персонал. Основное нововведение касается необходимости использовать в своей работе цифровые образовательные ресурсы. Однако не все дети начальной школы имеют возможность доступа к цифровым технологиям в домашних условиях. Большая часть детей, в силу своего возраста, не допускается родителями до социальных сетей без присмотра. Многодетные родители работают до позднего вечера и после возвращения домой в приоритет ставят личные дела. Часть родителей, хоть и небольшая, не имеет желания приобретения отдельной цифровой техники с подключением интернета для своих школьников. Это же можно сказать и о педагогах. Не всем под силу приобрести домашнюю качественную аппаратуру для работы после уроков, по вечерам и на выходных.
А ведь учителя обязаны постоянно повышать свое мастерство и квалификацию путем прохождения онлайн-курсов, активно использовать на уроках цифровой контент, разрабатывать практические и лабораторные работы с использованием интерактивного электронного контента (симуляторов, виртуальных лабораторий и др.).
Все учебные методики должны приспосабливаются к IT, ведь это одно из главных профессиональных качеств современного педагогического работника.
Цифровые компетенции современного учителя выходят на первый план. Они очень важны, потому что позволяют принести пользу всем сторонам учебного процесса: учителю — усовершенствовать свою методическую базу, а ученикам — открыть множество новых возможностей для успешного освоения материала.
Современному учителю следует грамотно воспринимать идеи стандартов начального общего образования третьего поколения, владеть соответствующим понятийным аппаратом, отрабатывать приемы, направленные на решение задач, обозначенных в этом государственном документе.
Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами, технологиями обучения. В соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности. Реализуемые в начальной школе основы обучения требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников. Особую роль в процессе профессионального саморазвития педагога играет его готовность к новому, передовому.
Каким же должен быть учитель нового поколения? Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен быть другой формации. Он должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении.
В компетентность учителя входит осуществление обучения и воспитания учащихся, использование современных образовательных технологий обучения, в том числе информационно-коммуникативных, способность эффективно применять учебно-методические, информационные, иные ресурсы, постоянно развиваться профессионально и интеллектуально.
Итак, для того чтобы перейти на ФГОС третьего поколения, нужны педагоги, которые глубоко знают свой предмет, владеют разнообразными методическими средствами и имеют основательную психолого-педагогическую подготовку. Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личностным качествам.
Принципиально важным является изменение отношения учителей к контролирующей и оценочной деятельности в начальной школе. Речь идет об осознании важности формирования у школьника самоконтроля и самооценки, развития у него адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности, формировании умений осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий.
Не секрет, что решение этой задачи требует психологической перестройки учителя, осознания им того, что контроль и оценка педагога не только не противоречат, но и тесно связаны с уровнем сформированности самоконтроля и самооценки ученика.
Что изменилось в профессиональной деятельности учителя начальных классов в связи с реализацией ФГОС? Если до введения документа применение системно - деятельностного подхода было личной инициативой учителя, то в настоящее время, это обязательный компонент работы для формирования УУД. Теперь при подготовке к уроку учитель затрачивает почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами. Если раньше пытались выполнить то, что запланировали, то теперь нужно организовать деятельность детей. Ориентир на самооценку учащегося, формирование адекватной самооценки. Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.
В связи с реализацией ФГОС в профессиональной деятельности учителя изменился в первую очередь подход к обучению. Учитель – инструктор, куратор, наставник. Ученик должен стать активным участником образовательного процесса, уметь мыслить, рассуждать, свободно высказывать и доказывать свою точку зрения.
По новым стандартам главное - не просто создать условия для получения новых знаний и умений, наша задача научить детей учиться, создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития каждого ученика, научить детей применять, развивать эти знания и умения в урочное и внеурочное время.
Теперь, в начальной школе ребенок должен научиться не только читать, считать и писать, ему должны привить две группы новых умений: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа информации и формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Ребенок должен понимать, каких знаний ему не хватает, где и как можно получить дополнительные знания. Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний.
Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами - описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т. п.
Многое зависит от желания учителя, его характера, уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, то начать делать уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.