СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «фонды оценочных средств как составная часть нормативнометодического обеспечения системы контроля качества образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под фондом оценочных средств (ФОС) понимается комплект методических и контрольно-измерительных материалов, предназначенных для оценивания уровня сформированности компетенций обучающихся и выпускников на соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по направлению подготовки. Актуальность проблемы вызывает большой интерес исследователей, которые уделяют внимание принципам формирования ФОС, их задачам и функциям, процедурам разработки и порядку экспертизы, требованиям к содержанию.

Просмотр содержимого документа
«Статья «фонды оценочных средств как составная часть нормативнометодического обеспечения системы контроля качества образования»»

СТАТЬЯ «ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НОРМАТИВНОМЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

Нерсесян Лариса Темуровна

Преподаватель высшей категории

дисциплины СГ.02 Иностранный язык

в профессиональной деятельности

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»

В настоящее время средне профессиональное образование переживает период, когда вводятся новые критерии качества образования, меняются формы организации учебного процесса, трансформируются содержание и методы обучения. Одним из приоритетов преобразовательного процесса является смена модели выпускника, выраженная таким качеством, как компетентность, и связанная с готовностью и способностью выпускников к успешной деятельности в профессиональной сфере. В компетентностной модели результаты образования оцениваются не по показателям успешности освоения научных знаний, а по степени подготовленности личности к профессии и фиксируются в виде определенного набора компетенций.

Компетентностная ориентация определяет необходимость не только пересмотра самого образовательного процесса, но и требует разработки инструментария для оценки персональных достижений студентов. Решение этой задачи возможно посредством создания фондов оценочных средств.

Под фондом оценочных средств (ФОС) понимается комплект методических и контрольно-измерительных материалов, предназначенных для оценивания уровня сформированности компетенций обучающихся и выпускников на соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по направлению подготовки. Актуальность проблемы вызывает большой интерес исследователей, которые уделяют внимание принципам формирования ФОС, их задачам и функциям, процедурам разработки и порядку экспертизы, требованиям к содержанию.

С этой целью разработана богатая палитра критериев, раскрывающая основные характеристики фондов оценочных средств и нацеливающая преподавателей на эффективный контроль знаний студентов в ходе осуществления педагогической деятельности.

Первый критерий – уровень использования ФОС – отражает последовательность их применения. В данном случае ФОС выстроены в цепочку, обеспечивая их сопряженность.

На первом уровне располагаются фонды оценочных средств по учебным дисциплинам, модулям, практикам (ФОС УД). Представляя собой набор контрольных заданий разных типов, они отражаются в учебно-методических комплексах и предназначены для получения надежных данных о сформированности у студентов компетенций, закрепленных за конкретной дисциплиной, модулем или практикой. При формировании ФОС УД должно быть обеспечено их соответствие федеральному государственному образовательному стандарту, основной образовательной программе по направлению подготовки, рабочей программе дисциплины и образовательным технологиям, используемым в преподавании. В тоже время строго предметное структурирование ФОС не отражает компетентностную модель выпускника, поскольку компоненты компетенций могут формироваться при изучении различных дисциплин, а также в процессе самостоятельной и практической деятельности. Поэтому при формировании ФОС целесообразно выделять второй уровень – программный.

На втором уровне происходит аккумуляция всех комплектов оценочных средств в рамках основной образовательной программы по конкретному направлению подготовки (ФОС ООП). Включая в себя комплекты оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся и итоговой государственной аттестации выпускников, ФОС ООП являются центральным элементом оценивания уровня сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся и выпускников на соответствие целям основной образовательной программы и требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Третий уровень – это фонды оценочных средств образовательного учреждения (ФОС ОУ). Построенные на совокупности фондов оценочных средств основных образовательных программ, реализуемых в учебном заведении, они нацелены на формирование такого уровня контроля и управления качеством образования, который бы обеспечивал признание квалификации выпускников российскими и зарубежными работодателями, а также мировыми образовательными системами.

Следующий классификационный критерий связан с видами контроля. Проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Суть проверки результатов состоит в выявлении уровня освоения знаний обучающимися, который должен соответствовать стандартам. Контроль – часть дидактического процесса + дидактическая процедура. В рамках проблемы контроля возникает проблема в функциях контроля, критерии качества знаний, сформированности умений и навыков и проблема оценки качества обучения + проблема неуспевающих. Несправедливость отметок – самый актуальный аспект взаимоотношения преподавателя с обучающимися и самая частая причина конфликтов. Виды контроля:

1.Предварительный контроль проводится в начале года для того, чтобы преподаватель и обучающиеся смогли сориентироваться в уровне знаний и понять меру потерянного и скорректировать усилия в дополнительном повторении тем.

2.Текущий контроль осуществляется в ходе повседневной учебной работы. Идеальная тактика контроля.

3.Тематический контроль осуществляется при проверке качества усвоения материала по определенной теме.

4. Этапный контроль осуществляется в конце семестра. Учитывает результаты текущего и тематического контроля.

5. Итоговый контроль осуществляется в конце каждого учебного года и при окончании курса обучения с учетом результатов этапного контроля. Периодический контроль проводится после изучения логически завершенной части программы или в конце учебного периода с учетом данных текущего контроля.

Формы контроля:

1) фронтальная (ответ с места на вопрос, который был поставлен перед всей группой, возможны дополнения и исправления); плюсы: можно охватить значительную часть группы минусы: трудно обеспечить обстоятельность всесторонность

2) групповая;

3) индивидуальная;

4) комбинированная;

5) самоконтроль;

При индивидуальном контроле каждый обучающийся получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных студентов.

При групповом контроле учебная группа временно делится на несколько групп (от 2 до 10 студентов) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно графического задания, которое студенты выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой обучающихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания студентов на наиболее рациональных способах выполнения заданий.

При фронтальном контроле задания предлагаются всей учебной группе. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.

Особенно важным для развития обучающихся является самоконтроль, потому что в этом случае студентам осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.

Методы контроля:

1) устный (опрос, беседа, рассказ, объяснение, чтение текста, карты, схемы, чертежа);

2) письменный (контрольная работа, изложение, сочинение, диктант);

3) практический (лабораторные опыты, изготовление изделий, сборка оборудования);

4) дидактические тесты – наиболее эффективный метод контроля и оценки знаний;

5) наблюдение преподавателя.

На занятиях контроль знаний обучающихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки. При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний обучающихся всей группы по определенному вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется для:

 выяснения готовности группы к изучению нового материала,

 определения сформированности понятий,

 проверки домашних заданий,

 поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на занятии,

 при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ. Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи обучающихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений студентов. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность студентов.

В процессе устного опроса можно использовать коллективную работу группы, наиболее действенными приемами которой являются:

 обращение с вопросом ко всей группе,

 конструирование ответа,

 рецензирование ответа,

 оценка ответа и ее обоснование,

 постановка вопросов студенту самими студентами,

 взаимопроверка,

 самопроверка.

Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа студентов одновременно. Используется письменный контроль знаний обучающихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.

Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности обучающихся. Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи преподавателя. Контрольная работа Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу.

Педагогические требования к контролю:

 разнообразие форм и методов контроля; повышение интересов учащегося к его проведению и результатам;

 всесторонность (охват всех разделов программы; проверка теоретических знаний и интеллектуальных и практический умений и навыков);

 объективность;

 дифференцированный подход (учет особенностей каждого студента и каждого раздела каждого учебного предмета);

 единство требований преподавателей.

Резюмируя, отметим, что правильно подготовленные оценочные материалы при комплексном использовании могут не только определить готовность студентов к обучению, но и помогают сформировать индивидуальную траекторию обучения по выбранной образовательной программе.

Список литературы

1. Компетенции и образование: модели, методы, технологии / Бобырев А.В. и др. – М.: Перо, 2012. – 159 с.

2. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе / В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, О.П. Мелехова, С.Е. Родионова, В.А. Тарлыков, А.А. Шехонин. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 148 с.

3. Методические рекомендации по формированию фондов оценочных средств ФГБОУ СПО НИТПУ [Электронный ресурс]. – URL: http://portal.tpu.ru/standard/design/normativ/Tab/fos.pdf

4. Пермякова, О.Е. Диагностика формирования профессиональных компетенций / О.Е. Пермякова, С.В. Менькова. – М.: ФИРО, 2012. – 114 с.

5. Челышкова, М.Б. Оценивание компетенций в образовании: учебное пособие / М.Б. Челышкова, В.И. Звонникова, О.В. Давыдова. – М.: Изд. дом ГУУ, 2011. – 2