Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами визуализации информации на уроках русского языка
Пономарева И.Ю., учитель начальных классов
Уханова А.Д., учитель начальных классов
МАОУ «Школа № 187»
Короткие мысли тем хороши, что они
заставляют серьезного читателя самого думать.
Л.Н.Толстой
Одна из главных задач образования ― подготовить молодых людей к вхождению во взрослую жизнь, научить решать жизненные проблемы и профессиональные задачи.
В современном мире ребёнка окружает лавинообразный поток нестабильной несистематизированной информации, что оказывает влияние на формирование особого вида мышления - клипового. Для образовательной деятельности это становится значительным минусом. Информация детьми усваивается фрагментарно, хаотично и задерживается в памяти, если воспринимается ими как яркое пятно, образ. Ребёнку трудно сосредотачиваться, усваивать объёмный школьный материал, а также глубоко погружаться в тему и систематизировать полученную информацию. Поэтому задачей учителя становиться помочь детям правильно находить, отбирать и сжимать нужную информацию, запоминать ее и правильно пользоваться.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования заложены особые требования к умениям школьника. Ребенок должен уметь извлекать нужную информацию из различных источников, в ходе решений учебных задач анализировать, синтезировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, понимать и трансформировать информацию в различном виде. А также должен овладеть знаково-символическими средствами (замещение, моделирование, кодирование и декодирование информации и др.)
Для того чтобы не потеряться в современной сложной противоречивой реальности, необходима системная работа с привлечением средств визуализации на уроках. Это станет опорой для детей и даст им возможность самостоятельно делать логические умозаключения и выводы, осознавать и аргументированно доказывать свою точку зрения.
Под визуализацией учебной информации мы понимаем отбор, структурирование и оформление учебного материала в визуальный образ. Она опирается на различные способы предъявления информации, взаимосвязи между ними, способствует активной работе мышления учащихся при зрительном восприятии, осмыслении и/или преобразовании содержания представленного материала. Визуализация помогает уплотнить учебную информацию, большой объем информации скомпоновать в маленькую блок-схему, увидеть причинно-следственные связи, создать зрительную модель. Визуализация открывает большие возможности для развития познавательных универсальных учебных действий, мобилизует и интенсифицирует учебно-познавательную деятельность. А также позволяет эффективно ликвидировать или минимизировать потерю информации.
Как показывает практика, материал уроков русского языка сложен для восприятия и усваивания детьми. Использование различных форм и методов визуализации повышает результативность обучения. Сложный учебный материал становится эстетически привлекательным, более доступным и запоминаемым. Позволяет систематизировать полученную информацию на уроке.
Наряду с традиционными способами визуализации урока: схемы, таблицы, планы, алгоритмы, презентации, видеоролики, получают более широкое применение и новые средства визуализации: скрайбинг, инфографика, интеллект-карты, облако слов, лента времени, коллаж, различные интерактивные задания. Их предназначением становится предъявление и структурирование основного учебного материала; его дополнение; обеспечение логичности в изложении информации; демонстрация взаимосвязи между текстом и графическими изображениями, способствующими активному восприятию учебного материала.
Наиболее эффективными инструментами визуализации на уроках русского языка, на наш взгляд, являются: фишбоун, кроссенс, мнемодорожка, интеллект–дерево, инфографика, облако слов. Рассмотрим их более подробно.
Фишбоун — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета, которая делится на четыре блока. Дословно слово фишбоун переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы». Голова обозначает вопрос или проблему; косточки сверху фиксируют причины и основные понятия, проблемы; косточки снизу показывают суть причин или понятий, а хвост – содержит выводы по проблеме или ответ на вопрос.
Р
ешения проблем выстраиваются по степени актуальности: чем ближе к голове, тем насущнее. Учащиеся в наглядно-содержательной форме трансформируютучебную информацию, преобразуя ее в «скелет рассуждений».
Кроссенс - увлекательная головоломка, состоящая из ассоциативной цепочки 9 взаимосвязанных картинок. Само слово «кроссенс» переводится как «пересечение смыслов», оно аналогично английскому слову кроссворд, что в переводе значит «пересечение слов».Ученику необходимо определить закономерность изображений и выявить проблему. Рисунки замкнуты в стандартное игровое поле из девяти квадратов для "Крестиков-ноликов". Каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Направление линий связи могут варьироваться (рис.1).
Кроссенс уместно использовать на любом этапе урока:
- при постановке темы и цели урока;
- при изучении нового материала, в качестве постановки проблемной ситуации;
- при закреплении и обобщении изученного материала;
- при подведении итога работы на уроке.
А также можно построить в форме кроссенса весь урок целиком, где элементы поля будут являться структурными компонентами урока.
Мнемодорожка- коллаж из картинок, с помощью которых можно не только составлять рассказ, но и запоминать текст при подготовительной работе к изложению. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение, т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию (рис.2).
«Интеллект – дерево» – это графический способ представления информации в виде дерева, где основная тема - это ствол, а ветки – это её составляющие части. Этот приём позволяет систематизировать материал урока и акцентировать внимание на главном (рис.3). Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять уточнения, более детальные описания или карточки-схемы которые помогут не запутаться в сложном материале и дадут опору при устных рассуждениях. Информация на ветвях может постепенно дополняться по мере изучения программного материала. Этот графический способ позволяет эффективно организовывать самостоятельную работу учащихся, а также повышает интерес к изучению правил русского языка и активизирует познавательную деятельность учащихся на уроках.
рис.3 |
Инфографика - схема, которая позволяет преобразовать большой объём информации в графическую форму, показывая смысловую взаимосвязь компонентов (рис.4). Сворачивание большого количества правил правописания слов в русском языке и представление их в более интересном и компактном для учащихся виде способствует систематизации и обобщению учебного материала. Данный приём можно использовать не только на уроке, но и при работе над темой дома. Визуальная логическая цепочка помогает детям запомнить алгоритм последовательных операций при решении орфографических задач.
р ис.4 |
Облако слов- это список разнообразных слов, представленный визуально. Слова связаны между собой по какому-либо принципу. Как правило, форма облака тоже несет свою смысловую нагрузку. Размером шрифта или цветом можно обозначить важность слов (рис 5) . Очень продуктивной будет подготовительная работа перед написанием сочинения по заданной теме. Можно использовать набор из нескольких облаков, в которых будут содержаться опорные слова частей текста. Целесообразно проводить знакомство с написанием словарных тематических слов с помощью данного средства. Эффективнее станет обобщение на уроке по теме или разделу. Такой яркий элемент можно использовать на любых этапах урока.
| рис. 5 |
Системное использование средств визуализации на уроках русского языка позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует росту инициативности школьников, повышению внимания, снижает утомляемость. Информация схватывается буквально на лету. Урок становится более интересным и ярким. Учитываются особенности современного ребёнка (клиповое мышление, кратковременная память, фрагментарное восприятие информации).При использовании визуальных средств на уроке русского языка иллюстративные свойства наглядности становятся познавательными, что делает их основой всего процесса обучения. Визуализация является эффективным инструментом формирования познавательных УУД, создания образовательной среды, способной в различных учебных ситуациях демонстрировать наглядные образы изучаемых процессов и явлений, а также оперирования ими.
Специфичная динамичность информационного поля на сегодняшний день диктует педагогу иные средства подачи материала. Информация должна быть не только полезной, но и яркой, концентрированной, увлекать учеников и помогать им, усваивать познавательные сведения с удовольствием. Визуализация отвечает запросам современности, азначит должна быть широко использована в работе педагогов.