Использование презентаций и интерактивной доски на уроках
в начальных классах
Кузикова Нина Анатольевна учитель начальных классов МБОУ «СОШ №13 с углублённым изучением предметов эстетического цикла» г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий Автономный Округ |
Информационно- коммуникативные технологии (ИКТ) уже довольно давно применяются в образовании. Данный вид средств обучения занимает одно из ведущих мест, так как оказывает положительное влияние на обучение школьников, так как обладает большой информативностью, достоверностью, позволяет проникнуть в глубину изучаемых явлений и процессов, повышает наглядность обучения, способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливает эмоциональность восприятия учебного материала.
«Информационно-коммуникационные технологии - это всевозможные способы и методы обмена знаниями, фактами, правилами, а не только компьютерные технологии. Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу процесса обучения составляет получение и преобразование информации» [30].
Деятельность ИКТ осуществляется по направлениям:
Создание и использование презентаций;
Использование интерактивной доски.
Работа с ресурсами Интернет;
Использование готовых обучающих программ.
Создание презентаций (мультимедийных презентаций) - одна из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе, которая положительно влияет на запоминание учебного материала.
Учеными доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Более того, презентация дает возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, чем позволяет направить урок на достижение максимального учебного эффекта.
Например, на уроках математики для знакомства с задачами на встречное движение можно составить презентацию, в которой перед учениками будет изображение движущегося навстречу друг-другу различного транспорта, что позволяет наглядно увидеть эту задачу и предоставляет возможность ученикам быстрее понять её и решить.
Презентация положительно влияет не только на процесс обучения обучающихся, но и помогает учителю в проведении педагогической деятельности, а именно:
наглядно представлять учебный материал на уроке;
интенсифицировать процесс объяснения нового учебного материала;
регулировать объем и скорость выводимой информации посредством
анимации;
С помощью презентации урок становится ярким, красочным, разнообразным, интересным.
Следующее направление ИКТ это работа с интерактивной доской.
Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в российском образовании. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и содержание занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных и ленивых учеников. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета.
С помощью такой доски у учителя появилась возможность моделировать урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и, таким образом, создавать вместе с учащимися общий конспект учебного материала. При этом, написанное на интерактивной доске, может сохраняться у учащихся на магнитных носителях, распечатываться, посылаться по электронной почте.
Так же, с помощью интерактивной доски на уроках возможен выход в Интернет, где учащиеся могут самостоятельно получать новую информацию. Во время работы на интерактивных досках улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого ученика, что качественно повышает уровень современного образования.
Используя интерактивную доску, учитель вместе с учениками не только может показать и прокомментировать живопись и графику, но и создать общий рисунок.
Для учителей существуют несколько преимуществ работы с интерактивными досками:
Предоставляется возможность объяснять новый материал из центра класса;
Можно работать с большой аудиторией обучающихся;
Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;
Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил, упрощая проверку усвоенного материала;
Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь
использовать их;
стимулирует его профессиональный рост.
Интерактивная доска даёт преимущества не только для учителя, но и для учащихся:
Делает занятия интересными, чем развивает мотивацию и познавательный интерес;
Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, в формировании личностных и социальных навыков, контактов;
Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложный учебный материал, в результате более ясной, эффективной и динамичной его подачи;
Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
При работе с интерактивной доской возникают некоторые трудности:
доски по неизвестной причине не все учителя умеют найти быстрое и верное решение проблемы.
Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества.
Любой урок имеет двух субъектов - учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать не может. Не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках учителя. Должен сработать, прежде всего, подбор материала к уроку, его методическая и техническая обработка.
У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление).
Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.) Проецируя на доску отсканированную страницу тетради по математике с печатной основой, отпадает необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы в тетради, показывать строку, клетку, номер выполняемого задания, где нужно писать. На доске, которая видна одновременно всем ученикам, обучаемый сразу видит совпало ли его написание с правильным начертанием, изображённом на доске. Повышается концентрация внимания.
При использование интерактивной доски не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений, не тратиться время и на очистку доски. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока. Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально на уроках в 1 классе, позволяет заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр.
Ещё одно полезное свойство интерактивной доски заключается в том, что её использование в процессе обучения может быть различным, многоплановым. Интерактивную доску можно использовать:
электронным карандашом);
как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого;
как интерактивный инструмент – работа с использованием
специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.
Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на одном конкретном этапе занятия.
Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому обучающиеся уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация учения в процессе урока.
Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра.
Интерактивная доска позволят разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы.
При проведении математических диктантов «Проверь себя» можно использовать таймер из меню доски с фиксированным временем для выполнения задания, так как ребята должны учиться организовывать свою деятельность в соответствии с регламентом. «Вот и решение проблемы, как научить учащихся выполнять работу, которую иногда делать совершенно не хочется» [26].
На интерактивной доске можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат. «Задания могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику» [15].
Интерактивная доска выводит взаимодействие учащихся с учителем на новый уровень, легко вовлекает их в учебный процесс, кроме того, у обучающихся развивается познавательная активность.
Наличие в классе электронной интерактивной доски является тем уникальным техническим средством, которое при правильном использовании может повлиять на качество обучения учащихся и эффективность учительского труда.
Использование интерактивной доски и презентаций выводит образование обучающихся на более высокий уровень, а обучение в школе делает более интересным. При таком подходе нет равнодушных и ленивых учеников.
Монографическая и учебная литература
Данилов, М. А. Дидактика К. Д. Ушинского [Текст]/М. А. Данилов. – М.: Академия – 171с.
Как проектировать универсальные учебные действия: пособие для учителей / по ред. А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2008. – 151с.
Кешман, Б. Основы компьютерной грамотности [Текст] / Б. Кешман. – М.: Педагогика, 2008. – 625с.
Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения [Текст]: учебное пособие / И. Я. Лернер. – М.: Педагогика, 2007. – 221с.
Машбиц, Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения [Текст] / Е. И. Машбиц. – М.: Педагогика, 2009. – 192с.
Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалева, О. Б. Логинова. – М.: Просвещение, 2009. – 120с.
Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения / под ред. Г. И. Герман. – М.: Академия, 2010. – 184с.
Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании [Текст] / И. В. Роберт. – М.: Дрофа, 2008, - 312с.
Смирнов, А. В. Технические средства в обучении и воспитании детей [Текст] : учебное пособие / А. В. Смирнов. – М.: Академия, 2005. – 370с.
Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие / Н. Ф. Талызина. М.: Академия, 2008. – 288с.
Периодическая литература
Бредихин, А. Н. Использование ИКТ на уроках математики с целью формирование познавательных УУД [Текст] / А. Н. Бредихин // Педагогическое мастерство: материалы научной конференции / - М.: Буки-Веди, 2014. – С. 66-67.
Виноградова, Л. П. Использование информационных технологий в начальной школе [Текст] / Л. П. Виноградова // Материалы научно-практической конференции – 2013.
Захарова, Н. Внедрение информационных технологий в учебный процесс [Текст] / Н. Захарова // Начальная школа: научно-методический журнал. – 2008. - №1. – С.31-33.
Костяев, А. Е. Использование ИКТ на уроках в школе [Текст] / А. Е. Костяев // Материалы научной конференции / - 2012. – С. 407-408.
Лаврищева, Н.В. Использование ИКТ на уроках математики как средство развития познавательного интереса учащихся [Текст] / Н.В. Лаврищева // Наука и перспективы: научный журнал. – 2015. - №3.
Молоков, Ю. Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе [Текст] // Ю. Г. Молоков // Начальное образование: научно-методический журнал. – 2002. - №2.
Павлова, С. А., Трофимова, Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе [Текст] / С. А. Павлова, Р. Я. Трофимова // Начальная школа: Научно-методический журнал. – 2009. - №4.
Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника [Текст] / И. В. Петрова // Молодой ученый: научный журнал. – 2011. - №5. – С. 151-155.
Семененко, Н. М. Активные методы и формы обучения и их роль в развитии УУД [Текст] / Н. М. Семененко // Концепт: научно-методический журнал. – 2015. - №13. – С. 786-790.
Справочно – информационные материалы
Беспалько, В. П. Образование и обучение с участие компьютеров [Электронный ресурс] / В. П. Беспаленко. – Режим доступа: http://www.studmed.ru/view/bespalko-vp-obrazovanie, свободный. – Загл. с экрана.
Гимадиева, Н. М. Применение ИКТ на уроках математики в начальных классах [Электронный ресурс] / Н. М. Гимадиева. – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/556304/ , свободный. – Загл. с экрана.
Диагностика уровней развития познавательного интереса у младших школьников. Образование педагогика воспитание [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.solideducator.ru/refeds-616-2.html, свободный. – Загл. с экрана.
Климанова, Л. А. Использование ИКТ в начальной школе в рамках ФГОС [Электронный ресурс] / Л. А. Климанова. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy, свободный. – Загл. с экрана.
Методика формирования познавательного интереса младших школьников [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rawpedagogy.ru/edevs-133-3.html , свободный. – Загл. с экрана.
Методические рекомендации по составлению и использованию ИКТ в начальной школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*, свободный. – Загл. с экрана.
Немчанинова, О. Ю. Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе в условиях введения ФГОС [Электронный ресурс] / О. Ю. Немчанинова. – Режим доступа: http://journalpro.ru/articles/ispolzovanie-ikt-na-urokakh-matematiki-v-nachalnoy-shkole-v-usloviyakh-vvedeniya-fgos, свободный. – Загл. с экрана.
Педсовет. Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pedsovet.org/forum/topic4909.html , свободный. – Загл. с экрана.
Сидорова, Н. И. Методические рекомендации по использованию ИКТ в начальной школе [Электронный ресурс] / Н. И. Сидорова. - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/03/19/metodicheskie-rekomendatsii-po-ispolzovaniyu-informatsionno , свободный. – Загл. с экрана.
Школа успешного учителя. Активная методическая помощь педагогам [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://edu-lider.ru/chto-takoe-ikt-2/ , свободный. – Загл. с экрана.