МБОУ «Холмовская СОШ»
Бахчисарайского района
Республики Крым
Ахтемова Дамира Шкуриевна
Культура речи. Современные методы обучения речевому этикету на уроках русского языка и литературы.
2021г.
Цели: Воспитание нравственной составляющей личности.
Уважение к себе и окружающим.
Успешность в жизненных коммуникативных ситуациях.
Мотивация к изучению норм речевого этикета и культуры речи в целом.
Социализация ребёнка в коллективе.
Привитие любви к слову, осознания ценности богатства русского языка.
«Мы часто говорим друг другу: «Желаю тебе всего доброго». Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.»
Д. С. Лихачёв
Актуальность темы. В современном обществе проблема культуры речи, а в частности незнание норм речевого этикета, неправильное употребление формул речевого этикета встаёт всё более остро. Проблема эта хорошо известна педагогам, работающим с детьми.
К сожалению, дети копируют модель поведения и общения, которую видят вне школы (семья, улица, социальные сети и т.д.). Теперь в век общения с помощью Интернета эталоном для формирования навыков культурного общения становиться всемирная сеть.
Зачастую мы можем слышать, и в стенах школы в том числе, абсолютно некорректное обращение, будь то приветствие, просьба, прощание или другая речевая ситуация, к учителю, одноклассникам, техническому персоналу. Дети не осознают особенностей коммуникации в ситуации знакомый/ незнакомый, равный/ старший/ младший по возрасту или положению. Не понимают, как на общение влияет официальная/ неофициальная обстановка. И как результат: не могут достигнуть цели общения.
Системность обучения. Для приобщения к нормативному употреблению формул речевого этикета в разных жизненных коммуникативных ситуациях необходима системность обучения речевому этикету как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Требуется мотивировать школьников, показывая насколько успешной может быть речевая ситуация, если человек владеет культурой речи. Для этого обсуждаем известных успешных людей, владеющих словом (журналисты, актёры, режиссёры и т.д.).
Методы обучения. Почти на каждом уроке вводится элемент «вежливое слово». Это может быть фрагмент из художественного фильма, мультипликационного фильма, часто такие сюжеты есть в телепередаче «Ералаш». Фрагмент речевой ситуации требует обсуждения (правильно/ неправильно, а если неправильно, то как?).
Используется демонстрационный материал: картинки, фотографии, иллюстрирующие какую-либо речевую ситуацию. Задача обучающихся составить диалог, разыграть его по ролям, соблюдая нормы речевого этикета.
Эффективным отрицательным примером являются скриншоты со страниц в социальной сети «ВКонтакте», где ребята беседуют ежедневно. Через юмор учитель показывает насколько в глупом положении может оказаться человек, незнающий, непонимающий, не владеющий нормами речевого общения. Учащиеся оценивают себя, свои ошибки со стороны и корректируют их.
Организация ролевой игры. Учебно- ролевая ситуация помогает внести эффект новизны и творчества в систему уроков. Эти элементы уроков не оставляют детей равнодушными. Они стараются вжиться в роль, предлагаемую учителем или выбранную самостоятельно. Если у кого-то из ребят День рождения, то в этот день составляем поздравительную открытку, где каждый из одноклассников должен оставить своё пожелание. В другой раз отвечаем на приглашения. На следующем уроке извиняемся за случайно попавший в огород соседа мяч. Знакомимся с новеньким учеником в классе. Потом может быть ситуация спора из-за любимого музыкального направления и т.д. То есть ситуации для оттачивания навыков культуры речи и речевого этикета практически неисчерпаемы. При этом ученики сами подбирают вежливые слова-синонимы, которые уместны в разных речевых ситуациях.
Ролевая игра на уроках нацелена на привыкание ребят к правильному употреблению формул речевого этикета. И обучающиеся в повседневной жизни уже легче ориентируются в разных ситуациях общения.
На уроках литературы речевая характеристика героев обсуждается и с точки зрения речевого этикета тоже. Хорошими примерами являются тексты из художественной литературы, где речь героя является правильной, чистой и эталонной. Вживаясь в роль героя, нужно стараться сохранить его правильную культурную речь. Сначала сделать это довольно сложно, но системность таких приёмов даёт результаты.
Также на уроках литературы подбираем пословицы и поговорки о слове, о речи. Обсуждаем в них народную мудрость, придававшую слову такое огромное значение в жизни человека.
Выводы. Эти приёмы и методы развивают нравственную составляющую личности ребёнка. Учат его относится с уважением к старшим как к родственникам, так и к незнакомым людям (в транспорте, магазине, театре и т.п.). Помогают выбрать правильную эффективную коммуникативную модель поведения в разных жизненных ситуациях. Создают мотивацию к овладению нормами культуры речи. Прививают любовь к слову, а также осознание ценности богатства русского языка.
Список литературы.
1. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов/ Л.А. Введенская, Л.Г Павлова, Е.Ю. Кашаева – Ростов н/Д: «Феникс», 2001 г.
2. Гойхман О.Я., Надеина Т.И., Речевая коммуникация: Учебник/Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.:ИНФРА-И, 2001 г.
3. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие - 4-е изд. М.: - обучение: Флинта: Наука, 2001г. - 496 с.
4. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М., 1988 г.
5. Русский язык и культура речи: Учебник/ под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2002 г.
6. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения., М., 1989 г.
7. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка, М., 1989 г
8. Львов М.Р. Основы теории речи: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002г. - 248сс.