Автор: Горина Вероника Николаевна
Место работы: МАОУ СОШ 12, г. Тобольск
Приемы целепологания на уроках.
«Хороших методов существует ровно столько,
сколько существует хороших учителей».
Д. Пойа
Целеполагать или не целеполагать .
Время на уроке всегда ограничено, и хочется очень многое успеть. Однако этап целеполагания, является стратегически важным. Открытое самостоятельно знание дольше остается в памяти, а самостоятельно поставленные цели создают фокус на материале урока. Именно поэтому важно использовать разные приемы целеполагания, а не просто сообщать ученику цели и задачи предстоящего занятия.
Сегодня я хочу поделиться некоторыми приемами целеполагания с вами.
1.Прием « Исключение».
Данный прием называется «Исключение»
Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие. Детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
Например, тема урока "Дикие животные".
2. Прием «Яркое пятно». Данный прием состоит в представлении учащимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Затем, совместно выясняем общность предложенного и причину обособленности выделенного объекта. Далее формируется тема и цели урока. 1, 4 9, 16. Тема: Двузначные числа
3. «Волшебная коробка» В красиво оформленную коробку помещается несколько предметов, которые необходимы детям для изучения нового материала. Учащиеся объясняют связь этих предметов с новой темой, формулируют её.
В буклетах вы можете изучить приёмы целепологания на уроке.
4. «Интеллектуальная загадка».
РЕ+ЗАШЕ-ЗА+НИЕ ЗАВИ-ВИ+ДАЧ, данную разминку решаем, как обычный пример.
Тема урока: Решение задач.
Я описала только некоторые методические приёмы, которые использую в своей работе. Многие из них широко известны, но моя задача- внести свою изюминку в каждый прием. Ведь дети –разные, и для меня мои ученики- самые творческие, отзывчивые, добрые и умные.
Подводящий диалог.
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель
Прием «Исключение».
Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие. Детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
Кошка, корова, курица, волк.
Например, тема урока "Дикие животные".
Прием «Волшебная коробка».
В красиво оформленную коробку помещается несколько предметов, которые необходимы детям для изучения нового материала. Учащиеся объясняют связь этих предметов с новой темой, формулируют её.
Прием «Группировка»
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока. Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, печь.
Прием «Яркое пятно»
Данный прием состоит в представлении учащимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие концентрируем внимание на выделенном объекте. Затем, совместно выясняем общность предложенного и причину обособленности выделенного объекта. Далее формируется тема и цели урока.
2, 3, 9, 14
Сайты для создание мультимедийных интерактивных упражнений.
Приемы целеполагания
на уроке
L
earningapps.org