СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "«Диагностика воспитания: уровни, критерии, методики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "«Диагностика воспитания: уровни, критерии, методики»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

для детей с ограниченными возможностями здоровья «Надежда»

муниципального образования

городской округ Симферополь Республики Крым











Статья по теме:

«Диагностика воспитания: уровни, критерии, методики»





Выполнила

учитель начальных классов

Роман Светлана Владимировна











Симферополь,

2022





Оглавление





Введение ----------------------------------------------------------------------------------------------3

1. Диагностика уровня воспитанности ---------------------------------------------------5

1.1. Критерии воспитанности-----------------------------------------------------------------5

1.2. Типы и методы диагностики------------------------------------------------------------6

1.3. Методики диагностики уровня воспитанности---------------------------10

Заключение-----------------------------------------------------------------------------15

Список литературы------------------------------------------------------------------------------16

Приложения----------------------------------------------------------------------------17


















Введение

На современном этапе приоритетной задачей школы является формирование всесторонне развитой личности, которое осуществляется в педагогическом процессе, в структуру которого входит и воспитательный процесс.

Изучение эффективности результатов воспитательного процесса - один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики, т.к. сложность заключается в том, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя среда. Получить точный, конкретный результат процесса воспитания невозможно. Возникает вопрос, есть ли смысл изучать эффективность воспитательного процесса. Безусловно, эффективность воспитательного процесса изучать нужно, т.к. в противном случае теряется целенаправленность и целесообразность процесса воспитания. Он приобретает бессистемность и стихийность.

Организовать целенаправленный, обоснованный процесс развития личности воспитанника без педагогической диагностики невозможно, т.к. она направлена на изучение индивидуальных особенностей воспитанников и социально-психических характеристик детского коллектива. С помощью диагностических методик учитель получает данные о состоянии воспитательного процесса, качестве воспитания и воспитанности воспитанников, обрабатывает эти данные, анализирует и оценивает их, корректирует и прогнозирует развитие воспитательного процесса и воспитанников. Она необходима для оптимальной организации воспитательного процесса.

Так же диагностика помогает определить результативность и эффективность воспитательного процесса. Очень много ошибок на уроках и неудач в воспитательной работе происходит оттого, что учитель не знает своих учеников. Что значит – изучать школьников? Зачем это изучение, что оно дает учителю? Как его проводить и использовать полученные сведения в работе?

Поэтому тема статьи актуальна и занимает важное место в работе педагога.

Цель: рассмотрение и раскрытие основных методов диагностики воспитанности школьников; определение уровня воспитанности обучающихся; критериев и методик диагностической работы.



  1. Диагностика уровня воспитанности

Диагностика (от греч. Diagnostikos – способен распознавать) – это оценочная процедура, направленная на объяснение ситуации, выявление действительного уровня, сопоставимого с исходными (начальными) характеристиками воспитанности, разница между которыми и определяет эффективность воспитательного процесса.

Под воспитанностью традиционно понимают совокупность знаний о нормах поведения в обществе и умениях применять эти знания во взаимоотношениях с окружающими людьми. Поскольку все, что касается поведения человека в социуме, его отношения к людям, характеризует нравственный мир личности, то, когда говорят о воспитанности, подразумевают именно нравственную воспитанность.


    1. Критерии воспитанности

В качестве эталонных показателей воспитанности используются критерии (от лат. «сравнение»).

Критерии воспитанности – это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.

Определение уровней воспитанности представляет собой своего рода тестирование, с той разницей, что тестом служит не теоретическое задание, а практическое поведение воспитанника в определённой ситуации, выполнение им требуемых действий, свидетельствующих о наличии или отсутствии определённых качеств.

Критерии воспитанности помогают учителю получить общие представления о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможность проникнуть вглубь, надёжно диагностировать скрытые качества.

Недостатки критериев воспитанности в том, что они не позволяют определить в комплексе все качества личности, можно лишь выявить уровень нравственных ценностей, оценить духовную атмосферу класса, характер взаимоотношений сверстников.

Изучение отдельных учеников и класса в целом должно быть направлено на вскрытие причин поведения, мотивов, а не на констатацию фактов.

Исследование процесса развития каждого ученика должно осуществляться на протяжении всех лет его обучения. Диагностика должна охватывать всех учащихся без исключения и проводиться путем систематических диагностических срезов по каждому из параметров развития. В случае невозможности проведения этого среза в отношении какого-либо ученика в установленное время (из-за болезни или по другим причинам) этот срез должен быть проведен в самое ближайшее время, но ни в коем случае не пропущен.

Перечень  основных критериев сводится к следующим:    

- Самочувствие ребенка в школе (критерий отношений). 

-   Уровень воспитанности (критерий факта). 
  -   Воспитательный коллектив, творческое содружество поколений (критерий коллектива). 
   -   Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания). 
    -  Подготовленность к жизни (критерий времени). 
    -  Критерий "открытости школы". 
    - Критерий системности работы. 
Каждая сфера воспитательного процесса имеет качественные характеристики, адекватные перечисленным критериям. 

    1. Типы и методы диагностики

Через диагностику классный руководитель определяет, как реализовано педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения.

Диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности. Согласно этому выявлено три типа диагностики в работе классного руководителя: начальная, корректирующая (текущая) и обобщающая (итоговая).

Начальная диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Определены три основных варианта начальной диагностики [6,c.90]:

Первый – когда коллектив сформирован впервые и классный руководитель незнаком с учениками;

Второй – когда коллектив не новый, а классный руководитель впервые начинает работу с классом;

Третий – когда коллектив и классный руководитель уже работали вместе.

В первом варианте начальную диагностику используют для всестороннего изучения учащихся. Во втором – классный руководитель изучает не только учащихся, но и сам коллектив как сложную динамическую систему. Третий вариант даёт возможность классному руководителю провести выборочную диагностику коллектива и личности. Она является дополнением к информации, полученной ранее.

Методы, которые может использовать учитель в начальной диагностике при планировании воспитательной работы в классе разнообразны.

Опрос. Этот метод широко представлен в педагогической литературе, с его помощью выявляются ценностные ориентации учеников, знания, установки, позиции, отношения к сверстникам, окружающему миру и себе.

Метод наблюдения – наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Но личное наблюдение не может стать для педагога единственным источником изучения качеств ребёнка, то есть оно является субъективным. Поэтому следует учитывать результаты наблюдений других людей.

Метод беседы – обязывает учителя прислушиваться к суждениям окружающих ребёнка (учителей, воспитателей, родителей, сверстников), находящихся в непосредственной близости со школьником, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности. Необходимо сопоставить данные, полученные в сочетании с личными наблюдениями.

Метод анкетирования – позволяет не только выяснить мнения ребят по интересующим вопросам, но и выявить их склонности, связи, оценочные суждения. Анкетный опрос может быть письменный или устный.

Метод столкновения взглядов, позиций. Форма данного метода позволяет обращаться к ученикам с просьбой высказать своё мнение, дать совет, как относиться к определённому явлению, поведению, проблеме [5].

Метод социометрического выбора. Этот метод помогает проникнуть во взаимоотношения одноклассников, выявить разные микрогруппы, неформальных лидеров, а также личную позицию ребёнка в коллективе сверстников.

Метод ранжирования – это расположение по значимости (по рангу). Ранжирование можно использовать не только применительно к личности, но и для выяснения ценностных ориентации ребят.

Анкета-интервью – один из результативных и подходящих методов для начальной диагностики. Преимущество этого метода заключается в том, что он сочетает программированные вопросы и беседу. Информацию получают непосредственно в контакте с изучаемыми школьниками. Этот метод включает также элементы наблюдения и создания ситуаций. Учитель имеет возможность наблюдать реакцию, эмоциональное отношение к себе и вопросам. Кроме того, он задаёт дополнительные вопросы, уточняет и обобщает ответы.

Одним из достоверных диагностических методов являются воспитывающие ситуации. В них можно вложить разнообразное содержание: поставить задачу-ситуацию, провести анализ результатов деятельности ученика, создать эстетические условия для игры, труда, общественной или учебной деятельности и т.д.

Полнота и объективность информации при начальной диагностике максимально приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям класса и соответствует оптимальному развитию детей.

Текущая диагностика. Её проводят в самом процессе организации деятельности учащихся коллективов, ориентируя педагога на происходящие изменения в учащихся и коллективе. Одновременно оценивают правильность ранее принятых решений. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и тем самым помогает принять быстрое решение относительно совершенствования педагогической деятельности [3,c.175].

Обобщающая диагностика проводится в конце каждого учебного года, как система прогнозирования результатов воспитательной работы. Данные диагностического исследования сопоставляют с исходными (начальными) чертами воспитанности. Различие между начальными и окончательными результатами показывает эффективность процесса воспитания. Полученные данные классный руководитель использует для коррекции педагогического воздействия на следующий учебный год.

В обобщающей диагностике пользуются методом анализа продуктов творчества учеников в процессе их самостоятельной деятельности – художественно-эстетический, трудовой, учебной и т.д. Педагог создаёт условия для творчества школьни­ков, организует творческие игры, ситуации, реальную деятельность. Общую оценку воспитанности учащегося выводят на основе оценок отдельных показателей:

- поведения в семье;

- поведения в школе;

- отношение к старшему;

- отношение к сверстникам;

- поведения на улице и в общественных местах;

- отношение к самому себе;

Оценку воспитанности проводят дважды в год: в середине и конце учебного года.

Классификация методов изучения личности ученика и ученических коллективов [1].

В зависимости от характера участия школьников в их проведении:

- пассивные (наблюдение, количественный и качественный анализ продуктов деятельности);

- активные (анкетирование, тестирование, социометрические измерения, аппаратно-технические измерения, аппаратно-технические методы и т.п.);

В зависимости от времени проведения:

- однометочные (анкетирование и т.п.);

- длительные (целенаправленное наблюдение, биографический метод и т.п.);

В зависимости от места проведения:

- школьные (классные и внеклассные);

- лабораторные.

В зависимости от конкретных задач изучения личности учащихся, стоящих перед учителем:

- неэксперименральные методы (наблюдение, анкетирование, беседа и анализ продуктов деятельности);

- диагностические (количественные – тесты, шкалы; качественные – педагогический консилиум и т.п., смешанные);

- экспериментальные (естественный, моделирующий или лабораторный эксперимент);

- форменные (способ планомерного формирования умственных действий, способ формирования учебной деятельности и т.п.).

    1. Методики диагностики уровня воспитанности

В психолого-педагогической литературе достаточно много методик и диагностики воспитанности, которые обращаются к разным критериям. По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно разделяют на две группы:

  1. связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме - суждениях, оценках, поступках, действиях личности (ведущие качества личности, основные отношения личности, отдалённый результат воспитания, общественная направленность, поведение в проблемной ситуации и др.)

  2. связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя – мотивами, убеждениями, планами, ориентациями [11].

Большинство из имеющихся методик изучения воспитанности школьника недостаточно учитывают реальные возможности классного руководителя, фактор его времени. Педагог реально может осуществить обоснование минимума наиболее типичных признаков, характеризующих воспитанность учащихся.

Как можно определить этот минимум? Нужно помнить, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью (С.Л. Рубинштейн). Следовательно, воспитанность личности характеризуется не совокупностью отдельных качеств, а их определённой иерархией, смоделированной в отношении вектора «мотив – цель»: мотивы деятельности «цементируют» общую направленность личности на объективную цель деятельности; осмысленная цель выполняет роль ориентира в построении программы действий; программа описывает модель деятельности, её этапы, средства и методы решения тех либо других задач; эффективное выполнение деятельности предполагает самоконтроль, самооценку, коррекцию, определение цели более высокого уровня и т.д.

Показателями воспитанности выступают такие интегральные проявления личности, как система ценностей (смыслов), способность включаться в разные виды деятельности, проявить в ней целеустремлённость, осмысленность, самостоятельность, созидательную активность, ответственность [2,c.144].

Каждый из определённых критериев тесно связан с субъективной позицией личности, её целенаправленной активностью. Поэтому разные компоненты взаимодействуют, образуют цельность.

В определении показателей и признаков воспитанности учащегося выходными являются: с одной стороны, интегральные проявления личности, их структура, с другой – их динамика: «зона ближайшего развития».

«Ключом» для практического определения степени сформированности этих компонентов есть дифференцированные описания – признаки разных уровней воспитанности.

И.Ф. Харламов выделяет пять уровней нравственной воспитанности личности школьника [7,c.6-9]



Уровни нравственной воспитанности


Структурная характеристика нравственной воспитанности (психологические компоненты нравственных качеств)


Содержательная характеристика нравственной воспитанности личности младшего школьника (проявление нравственных качеств в поведении)

1

2

3

Первый уровень

Отсутствие нравственных

потребностей и мотивов; наличие отдельных разрозненных

представлений о нравственных

правилах и нормах поведения;

несформированность нравственных умений


Преобладание нездоровых

(эгоистических) устремлений; незнание нравственных правил и норм и отрицательное к ним отношение (игнорирование пед. требований); проявление негативных действий и даже аморальных и противоправных поступков.


Второй уровень

Наличие отдельных нравственных потребностей и мотивов;

Сформированность отдельных нравственных представлений и некоторых умений и навыков


Проявление стремления улучшить своё поведение; чисто информационное, неосознанное (репродуктивное) знание

некоторых нравственных норм и правил; реализация в поведении нравственных умений требует от ученика больших волевых усилий и постоянного контроля со стороны взрослых; иногда проявление негативных действий и поступков.

Третий уровень

Наличие нравственных потребностей и мотивов; усвоение значительной части нравственных

представлений о нравственных

правилах и нормах; сформированность не только умений и навыков, но и некоторых нравственных привычек


Достаточно определившаяся

устремлённость ученика улучшить своё поведение; неплохое знание нравственных правил и

норм, но индифферентное к ним отношение; ситуационный характер нравственных поступков, возможно проявление отдельных безнравственных действий

Четвёртый уровень

Довольно высокая степень сформированности нравственных потребностей и мотивов; наличие

системы нравственных представлений и понятий; достаточное

количество нравственных навыков и сформированность нравст-

венных привычек поведения


Устойчивая положительная

устремленность ученика на совершенствование своего поведения; осознание социальной

значимости нравственных правил и норм, положительное к

ним отношение; проявление способности к самостоятельному нравственно-мотивированному (непроизвольному) поведению

Пятый уровень

Доминирование в структуре личности нравственных потребностей и мотивов; осознанность усвоенной системы нравственных

представлений и понятий; наличие устойчивых нравственных привычек и их интеграция в нравственные качества


Самостоятельное нравственно-

Мотивированное поведение в

любых условиях, постоянная

положительная устремленность

в поведении и деятельности;

осознание социальной и личностной значимости нравственных правил и норм, положительное отношение к ним (выполнение всех педагогических

требований); устойчивое привычное поведение, активное противодействие поступкам, противоречащим нравственным

правилам и нормам



Заключение

Сегодня невозможно представить воспитательно - образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка, вследствие этого, можно сделать вывод о том, что диагностика уровня воспитанности детей в современной образовательной среде очень актуальна и важна. Путём контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения диагностика позволяет совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

Оценка должна быть представлена не в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может быть использована) – необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе точных методик специально разработанных диагностических заданий (тестов) и анализа их выполнения, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей.

Деятельность преподавателя и диагностическая деятельность неразрывны. Как известно любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой учитель, а тем более классный руководитель, обязан владеть педагогической диагностикой. Методики диагностики педагог должен подбирать с учётом возрастных особенностей детей. Для определения уровня воспитанности школьников целесообразно использовать такие методы диагностики, как наблюдение, беседа, эксперимент, заполнение диагностических таблиц вместе с родителями и другие.





Список литературы



  1. Алиева Л.В. Диагностика и мониторинг в сфере воспитания.// Вне

школьник. – 2006. – 159 с

2. Болотина Л.Р. Педагогика и методика начального обучения.- М., 2017.

3. Вершинин С.И. Сравнение профессиональных интересов учащихся с

требованиями профессии / Школа и производство. - 2018.

Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклас

сной работе. - М., 2015.

4. Диагностика психического развития детей - М., 2018.

5. Крупская Н.К. О профессиональной ориентации школьников.- М., 2016.

6. Педагогика. В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. - М., 2017.

  1. Практикум по диагностике нравственной воспитанности дошкольников и школьников / Сост. Н.П. Шитякова, И.В. Гильгенберг. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. - 79 с.

  2. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: СПбГУ, 2009.

  3. Теория и практика воспитания: Учебное пособие /Под ред. Л.А. Еремкиной. - Рязань, 2007.

  4. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. - М., 2017.

  5. Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М., 2009. 39.

  6. Ямбург Е.А. Школа для всех. - М., 2018.

Сайты: www.multiurok.ru ; www.freepapers.ru; www.referatbank.ru;




ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ НРАВСТВЕНО-ЦЕННЫХ

ПРОЯВЛЕНИЙ ХАРАКТЕРА [7]


Диагностическая методика «Лесенка»

Цель: выявление уровня развития самооценки.

Оцениваемые УУД: личностные, самоопределение.

Возраст: 1- 4 класс.

Стимульный материал теста «Лесенка». Рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. Посередине нужно расположить фигуру ребёнка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребёнка.

Инструкция. Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Учительница?

Проведение теста. Ребёнку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребёнок ваше объяснение, в случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Анализ результатов. Прежде всего обращают внимание, на какую ступеньку ребёнок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьёзное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребёнок. Он приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведёт. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, крайнее пренебрежение ребёнком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.

Конкретно об отношении родителей к ребёнку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые – папа, мама, учительница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребёнка на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа как раз свидетельствуют о том, что ребёнок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищённым, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.

Признаком неблагополучия как в структуре личности ребёнка, так и в его

отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит учительница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки особенно в том случае, если ребёнок действительно плохо себя ведёт и часто получает замечания от воспитательницы.




ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ К ОКРУЖАЮЩИМ,

НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ


Диагностическая методика «Цветик-семицветик»

(составлена И. М. Витковской)

Цель: выявление направленности интересов младших школьников.

Возраст: 1- 4 класс.

Ход проведения. На уроке труда каждым учеником изготавливается цветок со съёмными лепестками. Затем учитель предлагает записать на лепестках желания, исполнения которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребёнок сформулирует семь желаний, которые будут им же проранжированы.


Методика изучения мотивов участия учащихся в деятельности.

(подготовлена профессором Л. В. Байбородовой)

Цель: выявление мотивов учащихся в деятельности. 

Ход проведения. Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности. Для ответа используется следующая шкала:

3 - привлекает очень сильно;

2 - привлекает в значительной степени;

1 - привлекает слабо;

0 - не привлекает совсем.


Что привлекает в деятельности:

1. Интересное дело.

2. Общение с разными людьми,

3. Помощь товарищам.

4. Возможность передать свои знания.

5. Творчество.

6. Приобретение новых знаний, умений.

7. Возможность руководить другими.

8. Участие в делах своего коллектива.

9. Вероятность заслужить уважение товарищей.

10. Сделать доброе дело для других.

11. Выделиться среди других.

12. Выработать у себя определённые черты характера.

Обработка и интерпретация результатов. Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

а) коллективистские мотивы (п. 3, 4, 8, 10);

б) личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12);

в) престижные мотивы (п. 7, 9, 11).

Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности