МОУ «Свердликовская средняя общеобразовательная школа»
Суджанского района Курской области
Статья
На тему: «Формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, своему краю, потребности творить и совершенствоваться – как важнейшее условие успешного развития России»
Подготовила: учитель биологии Помошникова В.В.
2020 г.
Формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, своему краю, потребности творить и совершенствоваться – как важнейшее условие успешного развития России
С незапамятных времен люди мечтали о духовно развитом человеке. Древнегреческий философ Платон сделал вывод о том, что процветание государства находится в прямой зависимости от того, в какой мере будут полноценными с точки зрения физических и нравственных качеств его граждане. Самоотверженность, решительный отказ от собственных интересов, бескорыстность, преданность общему делу – все это входило в созданный Платоном эталон гражданина, в котором, считал он, должны сочетаться готовность к подвигу и физические данные, необходимые для его совершения
Аристотель, продолжая идеи Платона, конкретизировал само понятие духовности как единства многообразия и согласования противоположного. Разъясняя это понятие, Аристотель обращая внимание своих читателей на то, что живопись создается в результате смешения красок, музыка – путем смешения звуков высоких и низких, протяженных и коротких, речь – соединением гласных и согласных звуков. Подобным образом в человеке, подчеркивал Аристотель, заключено единство двух начал – телесного и духовного, его красота создается, когда эти противоположности находятся в единстве, гармонии – она – то и является основой прекрасного.
Участие человека во всех сферах исторического прогресса наиболее активно влияет на развитие личности. Особую роль в духовном развитии личности играет мировоззрение. Именно его наличие обеспечивает субъективную, Сознательно мотивированную активность индивида. Шаткость убеждений, мировоззренческих позиций ведет человека, в конечном счёте, к деградации личности.
Школа как орудие духовного развития личности должна находиться на переднем участке деятельности. Характер преподавания должен изменяться в соответствии с изменяющимися задачами страны, согласовываться с широким планом промышленного и экономического преобразования, учитывать перспективы этих преобразований. Весь путь школы это путь формирования гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающий в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство
Страна стоит перед необходимостью сделать крупный шаг вперед в развитии отечественной науки в развитии отечественной науки, техники, производства, общественной жизни. Вывести Россию на качественно новые рубежи, обеспечить высокие темпы развития может только человек гармонично развитый.
Для существенного улучшения работы по формированию духовно развитой личности каждого школьника созданы все предпосылки. Образование позволяет каждому молодому человеку выйти на высокий уровень общественного сознания. Реформа школы позволяет поднять уровень обучения и воспитания молодежи, усиливает связь школы с жизнью, с потребностями народного хозяйства. А все это – залог успешного развития России в будущем.
Развивать личность – задача трудная. Многих учителей она ставит перед необходимостью коренным образом перестраивать свою работу. Невнимание к реальному процессу становления личности учащегося, к интересам и потребностям детей, слабый учет их возрастных особенностей, отношение к учащемуся лишь как к пассивному воспитаннику сообщаемой учителем информации – если такие черты формализма имели место в практике отдельных учителей, то теперь они должны остаться в прошлом. Учитель бережно формирует внутренний мир каждого своего ученика, дает толчок мысли, чувству, а не набивает его жизнь, как пустой мешок мероприятиями, которые ничего не оставляют у детей, кроме скуки. Течение внутренней жизни ребенка – вот объект наблюдений учителя и его забот.
Педагогу важно видеть не только то, каким он выпустил ребят из школы, но и то какими будут его воспитанники, вступив в большую жизнь. Все причины многих недостатков в развитии личности кроются и в недоработках учителя. Учитель стоит у истоков духовного формирования личности, дает направление всему процессу её дальнейшего развития.
Как же формируется духовное богатство личности школьника? Понятие «духовное богатство личности» включает в себя следующие компоненты: это оптимальный для данного возраста уровень интеллектуальной, эмоциональной, деятельно – практической сфер личности, потребность в знаниях, широта кругозора, развитое воображение, чувство прекрасного, стремление к творчеству. Это идейная убежденность личности, её готовность к творческому участию во всех видах общественно-полезной деятельности.
Главное в современном подходе к проблеме формирования духовного богатства человека – акцент на максимальный рост его творческого потенциала, на развитие способностей, на потребность личности творить и совершенствоваться.
Развитие ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней: оно осуществляется во время учения, труда, игр, экскурсий, путешествий, в быту.
Воспитателям важно узнать, чем наполнена внутренняя жизнь ребенка: чем заняты мысли, сердце, куда уходит энергия, о чем он думает, что чувствует, переживает, что должен его поступками, к чему он стремиться. Потому что, думая, чувствуя, желая, ребенок привыкает и в последующем думать, чувствовать и желать именно так, а не иначе.
К.Д. Ушинский в свое время обращал внимание взрослых на такой факт: если на веточке молодого дерева посидит птичка, ветка уже меняет направление своего роста, так и ребенок: очень немного нужно, чтобы он изменил направление своего духовного развития. Будущее неразрывно связано с настоящим. Сегодня и завтра ребенка – это разные ступени единого процесса развития.
Развитие человека – часть развития мира. Каждое поколение вносит в судьбу страны, в судьбу человечества своё, новое, чего раньше никогда не было. В этом суть развития. И чтобы так оно и было, надо воспитывать людей, способных создавать новое, творческих, мыслящих, эмоционально чутких, идейно и нравственно сформированных.
Участие школьников в общественно-политической сфере жизнедеятельности заключается в посильном содействии успешному развитию России. Субботники, конкурсы детских рисунков, посвященных миру и дружбе, подготовка мальчиков к защите Родины, службе в рядах вооруженных сил – все это формы, общественно политической работы школьников.
Участие ребят в экономической сфере жизнедеятельности состоит в их бережном отношении к народному достоянию, охране природы, в производительном труде, тимуровской работе.
Важное средство формирования духовно развитых людей – углубление связи школьников с окружающим миром, с природой и социальной средой. Любовь к своей стране, к своему краю – это свойства духовно развитой личности. Чтобы лучше узнать природу и достопримечательности родного края с учащимися необходимо как можно больше совершать туристических походов и экскурсий. Например, у нас в Курской области к числу таких экскурсий обязательно следует отнести экскурсию в Центрально-Черноземный биосферный заповедник им. Алехина.
В Суджанском районе можно организовать экскурсии на озеро Клюквенник, парк с. Гуево. Можно организовать турпоход вдоль реки Псёл, с посещением 300-летней сосны, недалеко от с. Куриловка, которая является памятником природы.
После экскурсий и турпоходов детям можно предложить написать творческие сочинения. Это учит детей наблюдать, запоминать полученные сведения, сравнивать природные явления.
Важно воспитывать у ребенка чувство ценности природы, огромного ее значения в жизни человека, в сохранении всего живого на земле. Это также является одним из свойств духовно развитой личности. И все это в достаточной мере можно осуществлять на уроках биологии и природоведения, а также на внеклассных мероприятиях по выше названным предметам.
Многие века природа во всей красе своих проявлений определяла образ жизни и труда людей, господствовала над ними. Но человеческое сообщество множилось на всех континентах, покоряя всё новые пространства, заселяя и приспосабливая для хозяйства земли в разных географических зонах, меняя и преобразовывая облик планеты. Сегодня в мире возникла тревожная экологическая ситуация, угрожающе исчезает естественная красота. Это связано во многом с бурным развитием техники и промышленного производства. Многие реки Америки и Европы, а в последние годы, в связи с бурным ростом промышленности в Китае, Азии плещут мёртвой загрязнённой водой. Исчезают красивейшие уголки природы, возникают безжизненные пустыни, безвозвратно исчезают многие виды растений и животных.
Во всем мире возникло движение за сохранение заповедных территорий, где бы нетронутыми остались зоны растительного и животного мира.
Дети должны обязательно участвовать в сохранении окружающей среды, беречь и приумножать природу. Передать детям культуру отношения к природе, умение видеть и ценить её красоту, видеть в ней мир удивительного «творчества», многообразных поисков, воспитывать в них творческое отношение и стремление познать тайны природы – это долг педагогов и перед природой и перед подрастающим поколением.
Природа – это могучий источник творческих сил, поэтому общение с природой – не потеря времени. В насыщенной делами жизни наших школьников должно отводиться время специально для общения с природой, достаточное для того, чтобы она успела одарить их своей живительной силой.
Правда, мысль эта пока владеет сознанием далеко не каждого учителя. Даже в сельских школах не всегда в полной мере используется природа, как фактор воспитания и развития духовности детей. А в наш век урбанизации и технического прогресса общение с природой – редкий праздник в жизни городского ребёнка.
Любовь к природе – могучий источник доброты, радости жизни, благородных чувств. Дайте детям возможность чаще бывать на природе, научите их замечать, как много вокруг тихой, неброской красоты. Что может сравниться с живыми, сильными, воспитывающими душу впечатлениями, которые связаны с природой родного края? Вспомним слова Л.Н. Толстого, о том, что без Ясной Поляны он вряд ли смог бы до пристрастия любить своё Отечество.
Учитель, родитель заботятся о том, чтобы в эмоциональной памяти ребенка запечатлелись места, где проходит его детство, они бережно, заботливо прикасаются к его полузабытым воспоминаниям, помогают школьнику возрождать, восстанавливать в памяти образы родной природы. Они ведут своих питомцев в поле, учат ощущать местные запахи и слушать гомон птиц, воспитывают чувство красоты родной земли. От этого мир родной природы становится ближе и понятнее детям.
Поэтому духовное развитие личности, сегодня не отдаленная цель, а реальная программа воспитания. Один из важнейших этапов её реализации – формирование любви к своей стране, своему краю, потребности творить и совершенствоваться. А выполнение программы по духовному развитию личности – это важнейшее условие успешного развития России в будущем.
Список использованной литературы
Основы эстетического воспитания. Под редакцией Н.А. Кушаева. Москва. Просвещение 1986 г.
В мире эстетики. Б.Г. Лукьянов. Москва. Прсвещение 1988 г.
По законам красоты. Л.М. Демина. Москва. Просвещение 1990 г.
Мировоззрение. Д. Гудинг, Д. Ленокс. ДиА – пресс. Ярославль 2000
Гармоничное развитие личности младшего школьника. Л.В. Кузнецова. Москва. Просвещение 1988 г.
Если откровенно…Н. Михайлов. Москва. Высшая школа 1987 г.