УДК 376.4
Н.А. Кузнецова
Т.Г. Киселева
Модель социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями, находящихся на индивидуальном обучении
Аннотация. В статье раскрывается механизм социализации и социальной адаптации школьников с интеллектуальными нарушениями через включения в среду нормотипичных сверстников, поскольку инклюзивное образование рассматривается как одно из условий внедрения ФГОС образования детей с интеллектуальными нарушениями. Особое внимание требуют дети с тяжелыми нарушениями, которые обучаются на дому. Для социализации таких детей авторами разработана и теоретически обоснована модель включения школьников с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на индивидуальном обучении, в среду нормотипичных сверстников. Данная модель представлена тремя блоками, которые описывают цели, задачи, подходы, принципы, формы, условия реализации, а также критерии и методы оценки результатов.
Ключевые слова: инклюзия, индивидуальное обучение, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, социальная адаптация, модель социализации.
N.A. Kuznetsova
T.G. Kiseleva
Model of socialization of students with intellectual disabilities in individual education
Abstract. The article reveals the mechanism of socialization and social adaptation of students with intellectual disabilities through the inclusion of normotypical peers in the environment, since inclusive education is considered as one of the conditions for the implementation of GEF education of children with intellectual disabilities. Children with severe disabilities who study at home require special attention. For the socialization of such children, the authors developed and theoretically substantiated a model for the inclusion of schoolchildren with disabilities in individual education in the environment of normotypical peers. This model is represented by three clusters that describe goals, objectives, approaches, principles, forms, conditions of implementation, as well as criteria and methods for evaluating results.
Keywords: inclusion, individual learning, students with intellectual disabilities, social adaptation, model of socialization.
Одним из важнейших направлений современной социальной политики в Российской Федерации является обеспечение государственных гарантии на получение образования всем детям, в том числе и детям с нарушениями в развитии. Важно отметить, что Закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает возможность обучения и воспитания школьников с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Особую группу детей с ОВЗ составляют обучающиеся общеобразовательных школ, которые получают основное общее образование на дому. Согласно Приказа Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2016 г. № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому» [Приказ Минздрава РФ от 30.06.2016 № 436н] основным контингентом школьников, обучающихся индивидуально, являются дети, имеющие интеллектуальные нарушения. Именно эта категория детей стала предметом нашего анализа в теоретическом и практическом плане.
Несмотря на индивидуальный подход и результативность в предметном освоении программы, домашнее обучение имеет существенный педагогический недостаток – это ограниченность социальных контактов, т.е. круг общения ребенка чаще всего сводится только к членам семьи и одному учителю, таким образом социальная адаптация школьников с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся на дому, может быть значительно затруднена. Это связано с тем, что ограниченные возможности здоровья ведут к проблемам в развитии, физической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфер, что затрудняет в целом процесс социализации и социальной адаптации.
В настоящее время целевым ориентиром образования детей с интеллектуальными нарушениями является ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Приказ Министерством образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19.12.2014 г.]. Данный стандарт регламентирует требования к образованию детей конкретного вида дизонтогенеза с учетом степени тяжести нарушения. Характерной особенностью ФГОС нового поколения является её социализирующая доминанта – направленность на развитие социально-нормативных возрастных характеристик, на достижение личностных результатов в освоении образовательных программ, на формирование жизненных компетенций [Бородина, Цилицкий, 2017]. Концептуальные положения ФГОС для детей с нарушениями интеллекта рассматривают академический компонент формируемых результатов образования как накопление ребенком потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем. При этом предполагается, что впоследствии ребенок сможет самостоятельно выбрать из накопленного необходимые ему знания, умения и навыки для личного и социального развития. Таким образом, мы можем сделать вывод, что социализация и социальная адаптация являются целевыми ориентирами обучения детей с ОВЗ, в том числе детей с интеллектуальными нарушениями, особенно эти направления актуальны для школьников, обучающихся на дому.
В 2019 году Всероссийской организацией родителей детей-инвалидов был проведен масштабный социальный опрос. Одним из его направлений было получение информации об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, реальных и желаемых. По данным опроса 36,8% школьников с ОВЗ обучаются в общеобразовательных школах, 35,2% – в коррекционных школах, 15,6% – в школах интернатах, 8,7% – в специальных коррекционных классах общеобразовательной школы, 3,8% – не обучаются вообще [Мониторинг ВОРДИ, 2019].
Предпочтительными формами организации обучения родители выбрали коррекционные школы (45,88%), инклюзивное образование в общеобразовательной школе (37,19%), интегрированное обучение в общеобразовательной школе (17,34%), другое (12,39%). Также важно отметить, что 41,14% школьников (кроме тех, кто ответили, что нигде не обучаются) обучаются на дому или вне школы. При этом, большинство детей числятся в коррекционном классе (38,3%) или в инклюзии (20,6%), часть оформлены на дому, но ходят в школу на индивидуальные занятия (13,8%), часть числятся в инклюзии, но выведены на обучение на дому (4,9%), оставшиеся дети обучаются очно-заочно, дистанционно, либо находятся на семейном обучении [Мониторинг ВОРДИ, 2019].
Значительным показателем для нас стали данные, что большинство родителей детей с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении, а именно 73,5% хотели бы, чтобы их дети получали образование в очной форме [Мониторинг ВОРДИ, 2019].
В рамках нашего исследования было проведено анкетирование родителей школьников с интеллектуальными нарушениями, которые обучаются индивидуально, нормотипичных школьников – участников волонтерского отряда.
Всего было опрошено 30 родителей детей, получающих образование на дому. Родителям были заданы следующие вопросы:
Хотели бы Вы, чтобы ваш ребенок участвовал в жизни школы и общества с другими детьми, не имеющими особенностей развития? Почему?
Какие условия Вы считаете необходимыми для организации такого взаимодействия?
Анкетирование показало, что большинство опрошенных родителей (86,6%) хотели бы, чтобы ребенок участвовал в жизни школы и общества. Причинами такого решения указали следующие: возможность общаться со сверстниками, включиться в общество, смена обстановки, подготовка к дальнейшей жизни, организация досуга ребенка и др.
Важными условиями родители посчитали: наличие тьютора или ассистента, доступные для детей формы такого взаимодействия, чтобы дети чувствовали себя уверенно.
Опрос нормотипичных школьников из волонтерского отряда был направлен на:
определение наличия знаний о детях с особенностями;
готовность участвовать в акциях помощи детям с ОВЗ, организовать праздники, мастер-классы.
Всего было опрошено 23 школьника от 12 до 17 лет. Все опрошенные школьники знают о детях с особенностями, но большая часть знаний основывается на информации из фильмов, книг, телевизионных передач, лично знакомы с детьми, имеющими особенности развития только 1 человек, что составило 4% всех опрошенных. Готовность участвовать в акциях помощи, а также организации праздников, мастер-классов и других видах деятельности с детьми, имеющими особенности развития выразили 12 человек – 52,1% опрошенных.
Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что доля детей с ОВЗ, обучающихся индивидуально достаточно высока, несмотря на то, что родители таких детей хотели бы обучаться очно, участвовать в жизни школы и общества наравне с нормотипичными детьми, обуславливая это в первую очередь возможностью социализации и социальной адаптации для своих детей. Также стоит отметить, что в общеобразовательных школах среди участников волонтерских отрядов есть дети, которые готовы активно взаимодействовать со сверстниками, имеющими особенности развития. На основе полученных данных нами была разработана модель, которая позволит организовать включение детей с интеллектуальными нарушениями в социум.
Данная модель представлена тремя основными блоками:
Концептуально-целевым, включающим цель, задачи, принципы и подходы к реализации данной модели.
Содержательно-технологическим, включающий в себя описание субъектов, участвующих в процессе социализации, организационно-педагогические условия, а также формы построения процесса включения.
Критериально-результативным, предусматривающим разработку критериев и систему оценки достижения планируемых результатов.
Разработанная нами модель социализации базируется на следующих принципах: принцип гуманистической направленности социально-реабилитационного процесса; единства диагностики и коррекции; опоры на ведущую деятельность; обучения деятельности; развития; овладения культурой; опоры на положительные и сильные стороны личности ребенка; психологической комфортности.
В основе создания данной модели лежат следующие подходы:
Аксиологический подход, в котором человек, личность рассматривается как наивысшая ценность общества, самоцель общественного развития.
Деятельностный подход, рассматривающий человека как активного субъекта, который познает и преображает мир и самого себя в процессе деятельности.
Системно-структурный подход (организация целостной педагогической системы коррекционно-развивающей и образовательной среды);
Личностно-ориентированный подход, который позволяет и дает возможность более полной реализации внутренних ресурсов на основе взаимопомощи, сотрудничества субъектов образовательного процесса.
Концептуально-целевой блок.
Цель – максимальная социализация и социальная адаптация школьников с интеллектуальными нарушениями, находящихся на индивидуальном обучении, путем включения их в среду нормально развивающихся сверстников.
Задачи:
Расширение социальных контактов школьников с ОВЗ, обучающихся на дому.
Развитие жизненных компетенций как основы социализации и социальной адаптации.
Создание и помощь в реализации ценностно-смысловых ориентиров.
Разъяснение и помощь в выполнении принципов нормального существования в современном обществе.
Содержательно-технологический блок
Основными субъектами данной системы будут являться, с одной стороны, школьники с интеллектуальными нарушениями, обучающиеся на дому, с другой, – социум, который может быть представлен нормотипичными сверстниками, другими взрослыми. Кроме этого, субъектами социализации ребенка с интеллектуальными нарушениями являются педагоги, психологи, дефектологи и другие специалисты, взаимодействующие с ребенком с интеллектуальными нарушениями. Их основная функция – организационная. Сотрудничество всех субъектов взаимодействия направлено на организацию единого интегрированного пространства для социализации школьников с интеллектуальными нарушениями, которое включает в себя:
нормативно-правовое сопровождение процесса, представленное ФГОС образования детей с интеллектуальными нарушениями;
программно-методическое оснащение, заключающееся в разработке АООП, СИПР, программы курса внеурочной деятельности, направленной на социализацию ребенка с ОВЗ;
консультативно-диагностическое сопровождение всех участников процесса включения;
организацию профессиональной, педагогически целесообразной образовательной среды;
создание комфортной, доступной, вариативной предметно-пространственной среды.
Для успешного функционирования данной модели целесообразно выделить следующие организационно-педагогические условия:
Разработка программы курса внеурочной деятельности, целью которой будет являться социализация и социальная адаптация школьника с интеллектуальными нарушениями, обучающегося на дому. Данная программа должна содержать цель, задачи, планируемые результаты, которые могут предполагать овладение ребенком с ОВЗ теми или иными жизненными компетенциями, а также методы и формы организации включения.
Постепенное включение ребенка с интеллектуальными нарушениями в среду нормотипичных сверстников, а также сознательно дозированное расширение и усложнение среды жизнедеятельности ребенка, т.е. интеграция в более сложное социальное окружение. Принципиальным является определение степени усложнения среды, которая необходима и полезна каждому ребенку, т.е. может стимулировать, а не подавлять его дальнейшее развитие.
Подготовка нормотипичных сверстников к взаимодействию со школьниками, имеющими нарушения в развитии. Это условие объясняется тем, что процесс инклюзии является двусторонним, где с одной стороны ребенок с ОВЗ, а с другой ‑ социум. Такая подготовка может осуществляться в форме бесед, классных часов, тренингов.
Использование доступных для ребенка с интеллектуальными нарушениями форм взаимодействия, а также форм, которые будут интересны для всех субъектов инклюзии.
Организация процесса включения должна проходить под руководством специалистов, которые будут иметь специальную подготовку, например, педагогов-психологов, учителей-дефектологов, тьюторов и др. Соблюдение данного условия позволит избежать ситуаций, угрожающих психическому или физическому здоровью кого-либо из субъектов инклюзии.
Отдельно стоит отметить формы организации включения, указанные в Письме Министерства образования и науки Российской федерации «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ», в которых целесообразно проводить включение: кружок, студия, игра, встреча, концерт, спектакль, экскурсия, туристический поход, субботник, мастер-класс и др [Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015г. №09-3564]. Использование данных форм предполагает различную степень включения ребенка с интеллектуальными нарушениями, а также предусматривает различные виды деятельности, позволяющие помочь школьникам с интеллектуальными нарушениями социально адаптироваться и развить жизненные компетенции.
Критериально-результативный блок
Основными критериями для оценки результатов процесса социализации мы выделили следующие:
сформированность жизненных компетенции;
низкий уровень тревожности и агрессии;
адекватный уровень самооценки.
Для оценки результативности модели социализации мы используем анкетирование родителей (законных представителей), наблюдение, беседа, методику оценки уровня самооценки «Лесенка».
Планируемым результатом реализации данной модели должно стать «введение ребенка в социум и культуру», поскольку развитие даже самого «проблемного» ребенка в контексте культурных и социальных ценностей открывает ему возможность осмысления собственного существования, задает ориентиры для реализации личных устремлений, пробуждает желание, а во многих случаях и готовность взять на себя посильную ответственность за близких, занять активную жизненную позицию в сообществе.
В рамках апробации данной модели будет организовано сотрудничество с ЯРООИ «Лицом к миру» и волонтерским отрядом МОУ «Средняя школа №87».
На данный момент проведена предварительная работа в форме бесед, тренингов с волонтерским отрядом Средней школы №87, направленных на подготовку волонтеров к взаимодействию с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, а также разработан перспективный план мероприятий, направленных на взаимодействие школьников с интеллектуальными нарушениями и нормотипичных сверстников.
Библиографический список
Бородина В.А. Цилицкий В.С. Тьюторское сопровождение формирования рефлексивных механизмов социализации детей с ограниченным возможностями здоровья (теоретические основы): учебно-методическое пособие. Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. 117 c.
Мониторинг доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью // URL: https://vordi.org/alsi/2019%20Monitoring%20Obrazovanie%20VORDI%2011.pdf (дата обращения: 07.10.2021г.)
О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ: Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. №09-3564. //URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71187190/ (дата обращения: 07.10.2021).
Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому : Приказ Минздрава РФ от 30.06.2016 № 436н (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.07.2016 N 42916)
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации (Приказ № 1599 от 19 декабря 2014 г.). Москва: Просвещение. 2019. 78 с.