Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Принципиальной особенностью федеральных государственных образовательных стандартов является усиление их ориентации на результаты образования. В основе российской школы лежит деятельностная парадигма образования, декларирующая целью образования развитие личности учащегося на основе изучения универсальных способов познания и освоения мира.
В соответствии с этим процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.
Стандарт нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, включая в метапредметные требования освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий, а также способности и организации построения своей индивидуальной образовательной траектории, владения навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться.
Инновационные педагогические технологии - это нетрадиционные педагогические технологии, разрабатываемые в связи с появлением новых информационных технологий, новых методов и приемов обучения, с целью создания наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для активизации и реализации лучших свойств и саморазвития личности ученика и повышения эффективности учебного процесса.
Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей. Дают возможность учащимся приобретать прочные и осознанные знания, при этом развивается самостоятельность в учебной деятельности, увеличивается время проговаривания учебного материала на уроке, у учащихся нет боязни неправильных ответов, чувство уверенности преобладает, а также повышается коммуникативная культура и самооценка ученика.
Образовательный стандарт по химии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
В результате освоения содержания образования по химии учащиеся получают возможность расширить круг учебных умений, навыков и способов деятельности.
Приоритетной задачей преподавания школьного курса химии является совершенствование методики формирования следующих видов деятельности:
- познавательной деятельности
- информационно-коммуникативной деятельности
- рефлексивной деятельности, предполагающей приобретение умений контроля и оценки своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий.
Овладение этими видами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности
2) Принцип непрерывности
3) Принцип целостности
5) Принцип психологической комфортности
6) Принцип вариативности
7) Принцип творчества
Итак, технология деятельностного метода, ориентирующая на личность ученика, состоит в осуществлении разного вида деятельности для решения проблемных задач. Именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя.
Таким образом, целью моего педагогического опыта является использование современных образовательных технологий для развития личности учащихся. В соответствии с целью я решаю следующие задачи:
1. Изучение передового педагогического опыта по использованию современных технологий развивающего обучения в рамках классно-урочной системы.
2. Внедрение в педагогический процесс наиболее эффективных технологий, позволяющих сформировать ведущие компетентности учащихся.
3. Ориентация образовательного процесса на развитие личностного потенциала учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности.
4. Повышение эффективности учебного процесса и, как следствие, повышение качества обучения по предмету.
5. Подготовка участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества, развитие социальной компетенции учащихся.
Для достижения поставленных целей и соответствующих задач проектирование уроков начинаю с планирования необходимых конечных результатов, которые должны быть достигнуты всеми учащимися при изучении данного учебного материала на разных уровнях. Эти необходимые планируемые результаты представляют собой требования к усвоению учебного материала учащимися. Так, знакомясь с предметом химии в теме «Введение» ученики 8 классов должны не только освоить основные понятия (предмет химии, физическое тело, вещество), но и приобрести навыки поведения и работы в химическом кабинете, освоить основные приемы обращения с лабораторным оборудованием, научиться объяснять роль химии в жизни общества и в своей жизни, научиться применять полученные знания для безопасного обращения с веществами и материалами в быту.
В основе преподавания предмета химии я сочетаю следующие инновационные технологии: технологию проблемного обучения, технологию разноуровневого обучения, технологию игрового обучения, которая позволяет улучшить мотивацию учащихся к усвоению знаний, и поднимает их самооценку, проектную технологию, технологию интегративного обучения, информационно-коммуникативные технологии.
Проблемно-диалогическое обучение. Столкнувшись с проблемой неуспеваемости учащихся при изучении химии, я решила, что наиболее удачным приемом подачи материала является проблемное обучение. Проблемное обучение используется как элемент в таких технологиях как развивающее обучение, системно-деятельностный подход, т.к. система методов при этом направлена на всестороннее развитие школьника, развитие его познавательных потребностей, на формирование интеллектуально активной личности. Методически грамотно организованные учителем на уроке проблемные ситуации, «затруднения в деятельности» - все это дает учителю возможность: учить детей учиться.
Постановку проблемы во время урока можно сделать с помощью вопроса, системы вопросов, таблиц, диаграмм, рисунков, фотографий. Работа над решением проблемы иногда бывает более ценной, чем само решение и происходит успешно тогда, когда возникает проблемная ситуация, т.е. обучающийся испытывает интеллектуальное затруднение, которое направляет его мыслительную деятельность на решение проблемы.
Проблемное обучение предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности. В его основе лежит деятельностный принцип организации процесса обучения, приоритет отдаётся поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся.
Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.
Трудность управления проблемным обучением заключается в том, что учителю необходимо дифференцированно подходить к созданию проблемной ситуации и постановке проблемных задач, учитывать индивидуальные особенности учащихся и их готовность к поисковой деятельности.
Современный урок невозможен без использования разнообразных методов, форм и приёмов. Использование ИКТ на уроках химии позволяют повышать познавательный интерес к изучению предмета, расширяют возможности демонстрации опытов.
Методы ИКТ – применение компьютеров для доступа к Интернет-ресурсам, использование обучающих программ для расширения информационного поля, повышения скорости обработки и передачи информации, обеспечения удобства преобразования и структурирования информации для трансформации ее в знание.
Можно применять следующие формы работы с использованием информационных технологий на уроках химии:
- представление учебного материала на компьютере при изучении нового материала – просмотр презентаций с включёнными в них видеофрагментами, интерактивными моделями явлений и устройств, задачами и вопросами, а также самостоятельная работа с материалами сайтов Интернета, т.е. медиа-уроки;
- при контроле знаний – решение задач с интерактивным выбором ответа и разбором решения, выполнение занимательных тестов в картинках;
- выполнение виртуальных интерактивных лабораторных работ;
- при подготовке домашнего задания – поиск дополнительного материала к уроку, в том числе и иллюстративного, в Интернете.
Химия – наука экспериментальная. Отсутствие эксперимента на уроках химии превращает ее из науки экспериментальной в науку «меловую». Общество меняется, меняются требования к личности, работнику. Мир стал динамичнее и быстроменяющимся. Развитие средств связи, интернета, увеличение количества информации требуют от человека выходящего во взрослую жизнь умений: быстро находить нужную информацию, саморазвиваться и самообразовываться, шагать в ногу со временем, отличать ложь от правды в огромном потоке противоречивой информации, а значит уметь сопоставлять большое количество источников информации, быть широко образованной личностью.
Необходимо отходить от «преподавания у доски», когда объясняет учитель, когда отвечает несколько учеников за весь урок, монологи и диалоги устарели. Необходимы активные формы ведения уроков, переход к деятельностному обучению. Это интереснее детям.
Особенностью моих уроков является интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, а одним из видов самостоятельной деятельности учащихся, используемых мною, является фронтальный эксперимент.
Фронтальные экспериментальные задания – это кратковременные наблюдения, и опыты, тесно связанные с темой урока. Такие задания позволяют вести изучение теоретических вопросов на экспериментальной основе.
Домашние экспериментальные работы я предлагаю учащимся до, и после выполнения ими соответствующей фронтальной лабораторной работы. Показываю логическую связь между материалом, изучаемым на уроке, и домашним экспериментальным заданием, мотивирую эту работу, привлекаю к ней внимание учащихся.