СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья о кинезиотерапии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кинезиотерапия как составляющая часть работы учителя – логопеда

Просмотр содержимого документа
«Статья о кинезиотерапии»



ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЖД ДЕТСКИЙ САД № 61»










Кинезиотерапия как составляющая часть работы учителя – логопеда





Савиткина Ирина Владимировна

Учитель - логопед






Республика Бурятия

г. Улан – Удэ

2023 год

Кинезиотерапия – лечение движением, при которой используются все формы и виды движений, двигательная активность и естественные моторные функции человека для лечения различных видов заболеваний. Это специально организованные движения для оптимизации деятельности мозга и тела. Мозг начинает по-другому работать, когда ребенок или взрослый начинает выполнять высоко координационные упражнения. Данная терапия особенно актуальна при работе с детьми, имеющими различные нарушения речи.

Так как речь автоматизированное, но осознаваемое действие, то разработанный метод с использованием кинезиотерапии позволяет технически и психологически облегчить достаточно кропотливую и во многих случаях длительную логопедическую работу. Использование данного метода поможет нам минимизировать артикуляционную апраксию, имитировать артикуляцию при помощи рук. Это не естественная базисная, но новая запасная опора, становясь на время ведущей, помогает подключить дополнительные анализаторы (зрительный, тактильный и кинестетический) тем самым визуализируя речь и увеличивая ее осознание. Это помогает значительно уменьшить проявление апраксии и, следовательно, за счет более быстрого установления новых мозговых связей речевые навыки формируются эффективнее.

С первых дней занятий внимание ребенка оказывается привлеченным к значимым звукам, которые лучше чувствуются и произносятся за счет привлечения дополнительной афферентации. Это так называемая «головоломка мозга», которая включает в себя нейрофизиологию, нейролингвистику, а также разработки нейропсихологов.

Данный метод может использоваться в виде физкультминуток или как самостоятельная часть занятия.

ЦЕЛИ:

  • Активизация и развитие базовых механизмов речевой деятельности и психофизиологических функций;

  • Уравновешивание процессов возбуждения и торможения, упорядочивание моторной активности;

  • Формирование и развитие координированных движений в работе всех основных речевых анализаторов, реципрокных взаимодействий;.

  • Совершенствование моторных функций, возможностей темпо-ритмической организации движений и действий;

  • Формирование слоговой структуры слов и базовых предпосылок к ее становлению;

  • Формирование способности к серийно-последовательной обработке информации;

  • Уточнение ориентировки в пространстве;

  • Формирование и развитие речевого праксиса и гнозиса;

  • Формирование правильного речевого дыхания и развитие голосообразования;

  • Развитие и активизация всех психических процессов.

Суть метода.

Существуют определенные позиционные единицы речевого высказывания:

звук (фонема) (гласные звуки [А], [О], [У], [И], [Ы], [Э]); слог; слово

Все эти единицы изображаются или обозначаются позицией кисти рук одновременно с произнесением. Кисти располагаются сбоку от рта, предплечье вертикально, локоть на столе. Поза кисти для каждого звука максимально приближена к его артикуляции, является естественной и легко усваивается.

  1. На уровне звука

«Наши ладошки встали на дорожку,
А дорожка не простая, а дорожка звуковая»

Изображения звуков:

[А] – открытая ладонь с сомкнутыми пальчиками;

[У] – четыре пальца вместе с большим вытянуты вперед («уточка»);

[О] – пальцы округлены и разомкнуты (как при удержании мячика);

[И] – ладонь параллельно столу, четыре пальца вместе, большой и указательной пальцы в растяжке («улыбка»);

[Ы] – ладонь сжата в кулак ногтями наружу, последние фаланги пальцев вертикальны, большой палец вытянут в сторону;

[Э] – открытая ладонь с разомкнутыми пальцами.

Ребёнок произносит звук и дублирует артикуляцию руками. Звук произносится с разным ритмическим рисунком, разной голосовой интонацией и тембром голоса. Обязательно ведется контроль за речевым дыханием. Логопед следит за тем, чтобы ребенок правильно делал вдох носом (короткий и глубокий), можно использовать диафрагмально-реберный контроль. При произнесении одного звука логопед использует разные вариации: громко – тихо; коротко - длительно; от одного до нескольких звуков с разным ритмическим рисунком и голосовыми интонациями. При этом ребенок обязательно использует знак кисти как дирижирующий компонент.

Как вариант можно использовать прием «без звука»: логопед показывает ладошкой определенный звук, ребенок угадывает в разной последовательности, с разными заданиями (произнести тихо, коротко, долго и т.д.)

Когда ребенок усвоил обозначение каждого гласного звука следует перейти к произнесению двух и нескольких звуков в различных комбинациях и сочетаниях с обязательным показом рук. Например:

И-А (ладошка параллельно столу и открытая ладошка);

У-А-О (ладошка «уточкой» - открытая – ладошка в позе удержания мячика); и т.д. Звуки произносятся по-разному: отдельно – слитно; громко – тихо; длительно – коротко и т.д

  1. На уровне слогов

«Наши ладошки встали на дорожку,

А дорожка не простая, а дорожка – слоговая».

Согласные звуки также можно обозначить руками. Для обозначения любого согласного предлагается единая ручная поза – кулак. Обычно используются согласные губные и губно-зубные (М, П, Б, В). Сначала отрабатываются по одному звуку. В разных вариантах отрабатывается один звук с показом кулачков. Затем отрабатывается в сочетании с согласными. Определить согласный поможет предметная картинка на согласный звук, ребенок называет слово и определяет первый звук в этом слове (МАК – М). Далее с показом рук ребенок отрабатывает слоги: обратные и закрытые. Например: левая ладошка – звук А – открытая ладонь, правая ладошка – звук М – кулачок (АМ); меняем ладошки: левая – кулачок – звук М, правая – открытая ладонь – звук А (МА); кулак – ладонь – кулак (МАМ); ладонь- кулак –ладонь (АМА)

Для отработки звуков в слогах используется прием соотношения слога с легкими ударами ладошки (кулачка) по столу, по коленкам (СА-СА-ША, ША-ША-ЖА и др.) с различными голосовыми и ритмическими вариациями.

Также для закрепления звуков в слогах с применением кинезиотерапии можно использовать прием игры на пианино. Ладошки лежат на столе, пальцы раздвинуты, при проговаривании слогов каждый пальчик обеих рук постукивает по столу с разными нажимом и ритмом проговаривания.

Данный метод очень эффективен для преодоления «апраксического тормоза» у детей с моторной алалией, с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями в структуре дефекта которых наблюдаются нарушения фонематического слуха, слоговой структуры речи, темпо-ритмической организации и нарушения звукопроизношения.