СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "О роли интонации в зачине"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье на примере зачина дается попытка обнаружить хотя бы самые заметные механизмы взаимовлияния лексико-грамматических единиц просодии.

Просмотр содержимого документа
«Статья "О роли интонации в зачине"»

О роли интонации в зачине.

Всякий текст имеет свою интонацию. Она определяется характером функционирования единиц разных уровней, а потому является заданной. Умение вычитать заложенную автором интонацию говорит о способности читателя понять авторский замысел и почувствовать смысловую многоплановость произведения. Ключевые слова становятся просодическими вехами текста. Они создают особое поле напряженности, выделяясь на нем различными ритмико-интонационными способами.

С первых строк произведения читатель начинает испытывать на себе их действие. Во так начинает свое произведение Ф.М.Достоевский.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

В начале июля/

в чрезвачайно жаркое время, /

под вечер/

один молодой человек/

вышел из своей каморки,/

которую/ он нанимал от жильцов в С-ом переулке, на улицу и медленно,/ как бы в нерешительности,/отправился к К-ому мосту./

Разделяя предложение на синтагмы, можно представить, с какой периодичностью и в какой последовательности возникают первые читательские ощущения.

Начальная синтагма вызывает ощущения лета, жары, вторая - уточняет мысль о зное, подчеркивая ее чрезвычайность. Идея чрезвычайности дает возможность читателю понимание, что перед ним роман о чрезвычайном. Третья синтагма, обстоятельство времени ( под вечер), продолжает нагнетать первоначальное представление о жаре, которое конкретизируется, вызывая мысль о тяжести предвечернего зноя.

Именно в это время один молодой человек вышел из своей каморки. Несмотря на неопределенность представления главного героя, его образ конкретизируется: он беден. Слово каморка , характеризующее героя, ключевое. Оно выделяется стилистической окрашенностью. Другая черта героя-нерешительность. Она выражена не словами, а ритмом, который сопровождает его шаги: сначала размеренные и осторожные: пять синтагм до слова каморка. Следующая синтагма не только непомерно длинная, но и не имеет четкой интонационной границы. Трудно определить, где делать интонационную паузу. От этой неопределенности возникает чувство неудобства, неуверенности. Тема бедности соединилась с темой напряжения и болезненности. Но это состояние преодолевается, так как три заключительные синтагмы опять звучат размеренно и четко. Ритмический сбой преодолен, хотя он мог бы стать препятствием и поколебать решимость героя. Однако слово в нерешительности все еще напоминает об этом сбое.

Итак, к идиоглоссам данного зачина можно отнести три слова: чрезвычайно, из каморки, в нерешительности, которые отмечены семантической и ритмико-интонационной выделенностью.

Таким образом, идиоглоссы - слова, отражающие главные мысли писателя,- выделяются единицами разных уровней языка и поэтому становятся просодическими вехами текста.