СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Опыт применения новых технологий при проведении семинарско-практических занятий по дисциплине Безопасность жизнедеятельности"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье приведен опыт внедрения образовательной кейс-технологии, игровой технологии в преподавание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в Краснотурьинском филиале ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж».

Просмотр содержимого документа
«Статья "Опыт применения новых технологий при проведении семинарско-практических занятий по дисциплине Безопасность жизнедеятельности"»

Н.М. Баландина, преподаватель

Краснотурьинский филиал

ГБПОУ «СОМК»

Опыт применения новых технологий при проведении семинарско-практических занятий по дисциплине Безопасность жизнедеятельности.

«Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность»
Б. Шоу

Аннотация: Новая система образования в России нацелена на переход к активным методам обучения, что предполагает внедрение современных педагогических технологий, то есть технологий деятельностного типа. В статье приведен опыт внедрения образовательной кейс-технологии, игровой технологии в преподавание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в Краснотурьинском филиале ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж».

Ключевые слова: кейс-технология, игровая технология, кейс-метод, безопасность жизнедеятельности, методика обучения, активные методы обучения.

В условиях новейших требований к уровню современного образования мне, как преподавателю дисциплины Безопасность жизнедеятельности, приходится переосмысливать собственный педагогический опыт, корректировать методы преподавания с учетом новых требований ФГОС. Стандарты в корне меняют подходы к организации образовательного процесса: раньше это была простая передача знаний, умений, навыков от преподавателя к учащемуся; теперь же дан ориентир на развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели и задачи, проектировать пути их решения, контролировать и оценивать свои достижения. Поэтому в современных условиях уже не обойтись использованием только традиционных технологий обучения.

Сегодня насчитывается свыше сотни образовательных технологий. Наиболее актуальными из них являются, например информационно-коммуникационная технология, проектная технология, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, игровые технологии, кейс-технология и многие другие.

Почему важно уходить от традиционных технологий обучения? Это позволяет максимально улучшить познавательную деятельность студентов-медиков, устранить монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Сегодня преподавателю необходимо научиться по-новому моделировать учебные занятия, отдавая приоритет современным активным технологиям обучения. Главной задачей педагога в новых реалиях является мотивирование учащихся к активной деятельности, самостоятельности в поиске новых знаний; активное включение каждого студента в образовательный процесс.

В своей педагогической деятельности при проведении семинарско-практических занятий по дисциплине Безопасность жизнедеятельности я активно использую кейс-технологии, игровые технологии.

Кейс-технологии - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Она предназначена для развития способности учащихся находить решение конкретной проблемы, учиться работать с информацией. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание проблемной ситуации; задания к кейсу.

Игровые технологии – большая группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, например, ролевых игр. Ролевая игра характеризуется наличием проблемы, распределением ролей между участниками ee решения и вводом педагогом в процессе занятия корректирующих условий.

Данные технологии хороши тем, что они стимулирует познавательную активность, учат выбирать оптимальные решения, отыскивая необходимые знания для решения проблемной ситуации, выстраивать последовательность действий. Кроме этого, в процессе учебной деятельности у студентов происходит формирование навыков общения, умений планировать и вместе выполнять поставленную задачу, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку и помощь друг другу.

На практических занятиях для студентов 4 курса по специальности 34.02.01 Сестринское дело кейс-технологии, игровые технологии я использую, например, при изучении раздела «Основы медицинских знаний». На подготовительном этапе я подготавливаю кейс с несколькими проблемными ситуациями, содержащими какое-либо чрезвычайное происшествие (например, террористический акт в общественном месте, взрыв в магазине и т.д.), соответствующими изучаемому разделу. Каждая ситуация представлена в печатном варианте с ключевыми вопросами. Студенты делятся на группы по 6 человек. Выбор заданий из кейса группами проводился случайным методом выбора из предложенного ряда разложенных на столе заданий. Далее каждая группа активно обсуждает свою проблемную ситуацию, отвечает на вопросы, заполняет таблицу «Действия спасателей». Затем разыгрывается ролевая игра, в которой участвуют все члены одной из команд, трое из них являются «пострадавшими» и четверо «спасателями». Один из спасателей является капитаном команды, который распределяет задачи между членами команды, а также «вызывает» бригаду скорой медицинской помощи. Из предложенный преподавателем средств оказания первой помощи студенты «спасатели» должны выбрать необходимые и как можно скорее оказать помощь «пострадавшим» (кровотечение, перелом, клиническая смерть, обструкция верхних дыхательных путей и т.д.) Трое участников из других групп, наряду с преподавателем, становятся «экспертами», задачей которых является оценивание действий «спасателей» при помощи специально разработанных чек-листов.

При оценивании студента учитывалась его активность, инициативность, умение работать в группе, активность в обсуждении, правильность и быстрота оказания первой помощи «пострадавшим».

Опыт применения метода кейс-технологий, игровых технологий в преподавании дисциплины Безопасность жизнедеятельности в условиях медицинского колледжа позволяет сделать вывод, что такой метод работы с аудиторией имеет значительные преимущества по сравнению с традиционным, зачастую скучным изложением материала. Новые технологии позволяют студенту-медику применить освоенные теоретические знания по предмету к решению практических задач, активизирует развитие самостоятельного мышления, дает возможность проявить аналитические способности, научиться работать в команде.

Список использованных источников и литературы:

[1] Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии. Учеб.-метод. пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпициной. СПб.: КАРО, 2006.- 176с.
[2] Зайцев В.С. Игровые технологии в профессионально образовании: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Издательство «Библиотека А. Миллера», 2019. - 23 с.

[3] Завгородняя А., Ямпольская Д. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых //Новые знания. 2001. № 2.

[4] Чурилов, А. А. Современные технологии обучения в образовательных учреждениях / А. А. Чурилов. - Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 497-500.

[5]http://www.sch2000.ru/ - Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…».

 [6]https://urok.1sept.ru/articles/subjects/1 - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 

[7] http://netedu.ru/ - Портал "Сетевое образование. Экспертиза. Учебники"


© Н.М. Баландина, 2023