ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
С целью определения уровня сформированности речевой коммуникации у детей указанной категории нами был проведён констатирующий этап эксперимента, который включал в себя: исследование регуляторных способностей - понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия, понимание ребенком состояния сверстника, представление о способах выражения своего отношения ко взрослым и к сверстникам (по методикам Н.Е. Веракса); а так же исследование продуктивности совместной деятельности, умения договариваться, приходить к общему решению в процессе совместной деятельности (по методикам Г.А.Цукерман «Рукавички», «Совместная сортировка» и «Узор под диктовку»). Все методики были адаптированы для детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.
Данное исследование проводилось в 2016 году на базе МКС (К) ОУ для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии - специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида № 30 города Б…….., в двух параллельных классах. В исследовании принимали участие 27 человек: 13 человек (5 девочек и 8 мальчиков) из 1а класса и 14 человек (4 девочки и 10 мальчиков) из 1б класса. Возраст от 6,5 до 8 лет. Все дети, участвовавшие в эксперименте, были направлены на обучение в школу VIII вида по решению ПМПК с соответствующим заключением об интеллектуальном недоразвитии.
Целью исследования на констатирующем этапе было изучение уровня коммуникативных умений младших школьников с нарушением интеллектуального развития. Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучение медицинской и психолого-педагогической документации.
2. Подбор методик и заданий для выявления исходного уровня коммуникативных умений.
3. Проведение констатирующего эксперимента с умственно отсталыми детьми.
4. Получение результатов количественного и качественного анализа, с целью определения уровня коммуникативных умений.
Исследовательская диагностическая работа проводилась во второй половине дня, в виде подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми.
Для определения уровня развития коммуникативных способностей умственно отсталых младших школьников нами был разработан методический инструментарий, включающий 2 серии диагностических методик (Приложение 1).Первая серия методик была направлена на наблюдение за речевой коммуникацией школьников в процессе общения в паре. Сюда вошли следующие методики: «Рукавички», «Совместная сортировка», «Узор под диктовку». Вторая серия включала комплекс, состоящий из четырех индивидуальных диагностических методик.
Предлагаемый методический инструментарий позволяет определить:
- различает ли ребенок ситуации взаимодействия;
- понимает ли школьник состояние сверстников, взрослых;
- владеет ли способами выражения своего отношения к сверстнику, к взрослому;
- умеет ли взаимодействовать с ровесниками в процессе организации и осуществления сотрудничества.
Обратимся непосредственно к экспериментальной работе и рассмотрим первую серию методик.
1.Констатирующая диагностика на определение сформированности уровня коммуникативно-речевой деятельности, посредствам методики Г.А. Цукерман «Рукавички».
Цель данной методики заключалась в выявлении коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществлении сотрудничества.
Форма работы: работа в парах.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учеников в парах и анализ полученного результата.
Материал для работы: изображения правой и левой рукавиц для каждой пары учеников и набор геометрических фигур для формирования орнамента на рукавичках (Приложение 2).
Описание задания: детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.
Учащимся дается возможность украсить рукавички геометрическим орнаментом, в состав которого входят такие фигуры, как: пятиконечные звёзды, треугольники, круги, и полосы узкой прямоугольной формы. Каждые группы фигур имеют разные цветовые оттенки такие, как красные, розовые, оранжевые, жёлтые, зелёные, голубые, синие, фиолетовые.
Перед началом проведения исследования, были вырезаны и подготовлены к работе для детей правая и левая рукавички, а также геометрические фигурки для украшения варежек.
Каждой паре учеников были предложены пара варежек и сорок восемь геометрических фигур, из них – 14 звёзд, 16 треугольников, 10 полос прямоугольной формы и 8 кругов. В каждой группе фигур изображения имеют пару по цвету, что даёт ученикам возможность использовать любую фигуру, любого цвета, как на правой стороне варежки, так и на левой.
Перед тем, как дети приступили к работе, им было предложено распределиться парами по-своему желанию. После формирования пар обучающиеся получили материал для творческой деятельности, который сопровождался дальнейшей инструкцией по выполнению работы.
Инструкция: Дети, перед вами лежат две рукавички и геометрические фигуры. Вам нужно рукавички украсить геометрическими фигурками так, чтобы получилась пара, – для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор из тех фигур, которые вам предложены, и приклеить его на варежки, но сначала нужно между собой договориться, кто будет оформлять правую рукавичку, а кто левую, и какой узор вы им придумаете, а затем приступать к выполнению работы.
При проведении данного исследования использовались следующие критерии оценивания:
Продуктивность совместной деятельности по степени сходства узоров на рукавичках.
умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.п.
взаимный контрольпо ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют.
взаимопомощьпо ходу выполнения работы.
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Выполненные работы детей анализировались по следующим уровням показателей:
Высокий уровень – рукавички украшены одинаковыми или весьма похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора, приходят к согласию относительно способа оформления узора на рукавичках. Сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие. Следят за реализацией принятого замысла.
Средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия.
Низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своём.
2. Констатирующая диагностика на определение сформированности уровня коммуникативно-речевой деятельности, посредствам методики Г.А. Цукерман «Совместная сортировка».
Цель - выявление коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществлении сотрудничества (кооперация).
Форма:работа учащихся в классе парами.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.
Материал для работы: каждая пара учеников получает набор из 25 картонных фишек (по 5 желтых, красных, зеленых, синих и белых фигур разной формы: круглых, квадратных, треугольных, овальных и ромбовидных) и лист бумаги для отчета.
Описание задания: детям, сидящим парами, дается набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежит набор разных фишек. Пусть одному(ой) из Вас будут принадлежать красные и желтые фишки, а другому(ой) круглые и треугольные. Действуя вместе, нужно разделить фишки по принадлежности, т.е. разделить их между собой, разложив на отдельные кучки. Сначала нужно договориться, как это делать. В конце надо написать (или нарисовать) на листочке бумаги, как Вы разделили фишки и почему именно так».
Критерии оценивания:
продуктивность совместной деятельности оценивается по правильности распределения полученных фишек;
умение договариваться в ситуации столкновения интересов (необходимость разделить фишки, одновременно принадлежащие обоим детям), способность находить общее решение,
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,
умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания,
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (дети работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – задание вообще не выполнено или фишки разделены произвольно, с нарушением заданного правила; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем, конфликтуют или игнорируют друг друга;
2) средний уровень – задание выполнено частично: правильно выделены фишки, принадлежащие каждому ученику в отдельности, но договориться относительно четырех общих элементов и 9 «лишних» (ничьих) детям не удается; в ходе выполнения задания трудности детей связаны с неумением аргументировать свою позицию и слушать партнера;
3) высокий уровень – в итоге фишки разделены на четыре кучки: 1) общую, где объединены элементы, принадлежащие одновременно обоим ученикам, т.е. красные и желтые круги и треугольники (4 фишки); 2) кучка с красными и желтыми овалами, ромбами и квадратами одного ученика (6 фишек) и 3) кучка с синими, белыми и зелеными кругами и треугольниками (6 фишек) и, наконец, 4) кучка с «лишними» элементами, которые не принадлежат никому (9 фишек – белые, синие и зеленые квадраты, овалы и ромбы). Решение достигается путем активного обсуждения и сравнения различных возможных вариантов распределения фишек; согласия относительно равных «прав» на обладание четырьмя фишками; дети контролируют действия друг друга в ходе выполнения задания.
3. Методика «Узор под диктовку»
Цель - выявление умения выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, исследование планирующей и регулирующей функции речи.
Форма:работа учащихся в классе парами.
Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата.
Материал для работы: набор из трех белых и трех цветных квадратных фишек (одинаковых по размеру), четыре карточки с образцами узоров (Приложение 3), экран (ширма).
Описание задания:двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой), одному дается образец узора на карточке, другому — фишки, из которых этот узор надо выложить. Первый ребенок диктует, как выкладывать узор, второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на узор. После выполнения задания дети меняются ролями, выкладывая новый узор того же уровня сложности. Для тренировки вначале детям разрешается ознакомиться с материалами и сложить один-два узора по образцу.
Инструкция: «Сейчас мы будем складывать картинки по образцу. Но делать это мы будем не как обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для этого один из Вас получит карточку с образцом узора, а другой — фишки (квадраты), из которых этот узор надо выложить. Один будет диктовать, как выкладывать узор, второй — выполнять его инструкции. Можно задавать любые вопросы, но смотреть на узор нельзя. Сначала диктует один, потом другой, - Вы поменяетесь ролями. А для начала давайте потренируемся, как надо складывать узор».
Критерии оценивания:
продуктивность совместной деятельности оценивается по сходству выложенных узоров с образцами;
способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры действия по построению узора;
умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;
способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера;
2) средний уровень – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы позволяют получить недостающую информацию; частичное взаимопонимание;
3) высокий уровень – узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров; доброжелательно следят за реализацией принятого замысла и соблюдением правил.
Вторая серия методического комплекса представляет собойкомплекс методик, направленных на выявление уровня развития регуляторных способностей (способностей детей распознавать различные ситуации, связанные с пребыванием в школе и определять правила поведения в них).
Методика 1.
Цель: определение уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия).
Форма: индивидуальная работа.
Метод оценивания: наблюдение и анализ результата.
Материал для работы: пары картинок с изображением различных ситуаций, связанных с пребыванием детей в школе (Приложение 4).
Инструкция к проведению: Сейчас мы будем рассматривать картинки, на которых нарисованы дети и взрослые. Тебе нужно очень внимательно выслушать то, что я буду говорить, выбрать картинку, на которой изображен правильный ответ и поставить крестик в кружочке рядом с ней. Ты должен работать самостоятельно. Вслух ничего говорить не нужно.
Задание 1. На какой картинке изображено, что все дети хотят заниматься? Поставь в кружочке рядом с ней крестик.
Задание 2. На какой картинке изображено, что всем детям нравится играть вместе.
Задание 3. На какой картинке изображено, что все дети хотят слушать сказку?
Оценка:
3 балла – ребенок правильно выбрал все 3 картинки.
2 балла – ребенок правильно выбрал 2 картинки.
1 балл – ребенок правильно выбрал 1 картинку.
Интерпретация:
- оценку 3 балла получают дети, которые четко распознают различные ситуации взаимодействия, вычленяют задачи и требования, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях, и выстраивают свое поведение в соответствии с ними.
- оценку 2 балла получают дети, которые распознают не все ситуации взаимодействия и, соответственно, вычленяют не все задачи, предъявляемые взрослыми. Поведение таких детей не всегда соответствует правилам ситуации.
- оценку 1 балл получают дети, которые почти не распознают ситуации взаимодействия и не вычленяют задачи, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях. Такие дети, как правило, испытывают серьезные затруднения при взаимодействии и общении с другими людьми.
Методика 2
Цель: выявление уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком состояния сверстника).
Форма: индивидуальная работа.
Метод оценивания: наблюдение и анализ результата.
Материал для работы: пары картинок с изображением различных ситуаций, связанных с пребыванием детей в школе (См. Приложение 4).
Инструкция к проведению: Сейчас мы будем рассматривать картинки, на которых нарисованы дети. Тебе нужно очень внимательно посмотреть на картинку и подумать, что здесь происходит. Вслух ничего не говори. Теперь посмотри на выражение лиц детей(картинки справа).
Задание 1. Как ты думаешь, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.
Задание 2. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.
Задание 3. Как ты думаешь, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.
Задание 4. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.
Задание 5. Как ты думаешь, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.
Задание 6. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.
Оценка:
3 балла – ребенок правильно выбрал 4 и более картинки.
2 балла – ребенок правильно выбрал 2 – 3 картинки.
1 балл – ребенок правильно выбрал 1 картинку.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, различающие эмоциональное состояние сверстников и ориентирующиеся на него в процессе общения.
Оценку 2 балла получают дети, не всегда различающие эмоциональное состояние сверстников, что иногда может приводить к трудностям в общении.
Оценку 1 балл получают дети, затрудняющиеся в различении эмоционального состояния сверстников. Такие дети, как правило, имеют существенные трудности в общении.
Методика 3
Цель: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление о способах выражения своего отношения ко взрослому).
Форма: индивидуальная работа.
Метод оценивания: наблюдение и анализ результата.
Материал для работы: картинки с изображением различных ситуаций, связанных с взаимодействием детей и взрослых (См. Приложение 4).
Инструкция к проведению: посмотри на картинку и подумай, что здесь происходит?
Задание 1. Отметь картинку, на которой мальчик ведет себя так, что бабушка его поблагодарит.
Задание 2. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что бабушка ее поблагодарит.
Задание 3. Отметь картинку, на которой мальчик ведет себя так, что мама его поблагодарит.
Задание 4. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что мама ее поблагодарит.
Оценка:
3 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает взрослому.
2 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж не помогает ему сам, а обращается к другому взрослому.
1 балл – ребенок выбрал ситуацию, в которой герой не стремится помочь взрослому.
Интерпретация:
- оценку 3 балла получают дети, которые имеют представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
- оценку 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкие представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
- оценку 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
Методика 4
Цель: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику).
Форма: индивидуальная работа.
Метод оценивания: наблюдение и анализ результата.
Материал для работы: картинки с изображением различных ситуаций, связанных с взаимодействием детей (См. Приложение 4).
Инструкция к проведению: Посмотри, что происходит на верхней картинке. Теперь рассмотри нижние картинки.
Задание 1. Отметь картинку, на которой мальчик ведет себя так, что девочка его поблагодарит.
Задание 2. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что малыш ее поблагодарит.
Задание 3. Отметь картинку на которой мальчик ведет себя так, что это понравится девочке.
Задание 4. Отметь картинку, на которой мальчики ведут себя так, что воспитатель их похвалит.
Оценка:
3 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает сверстнику (помогает подняться упавшей девочке, защищает слабого, помогает девочке построить башню, находит выход из конфликтной ситуации (совместная игра детей).
2 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж видит затруднения другого, но не помогает ему сам, а обращается ко взрослому (предлагает взрослому помочь упавшей девочке, защитить малыша и т.д.).
1 балл – ребенок выбирает ситуацию, в которой персонаж не стремится помочь другому ребенку.
Интерпретация:
- оценку 3 балла получают дети, имеющие устойчивые представления об общепринятых нормах поведения в ситуации взаимодействия со сверстником, знающие, как оказать помощь, поддержку.
- оценку 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкие представления о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации с другими детьми.
- оценку 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации.