«Педагогические условия, способствующие подготовке младших школьников к предметным олимпиадам».
Эпиграф:
«Олимпиады должны быть! Олимпиадное движение должно существовать. Олимпиады – это не наше изобретение, это мировая культура. Олимпиады – это часть культуры.»
(Дмитрий Анатольевич Медведев «Олимпиада – трамплин для таланта», www.russia.ru)
В Большой советской энциклопедии читаем:
“Олимпиада – соревнование учащихся на лучшее выполнение определенных заданий в какой-либо области знаний»
История проведения предметных олимпиад насчитывает не один десяток лет - еще в XIX веке "Олимпиады для учащейся молодежи" проводило Астрономическое общество Российской империи. К сожалению, до нас не дошли подробности олимпиадного движения тех лет.
В СССР история предметных олимпиад школьников восходит к 1934 году, когда в Ленинграде состоялась первая в мире математическая олимпиада, которую выиграл С. В. Валландер, ставший впоследствии членом-корреспондентом Академии Наук СССР. В 30-е годы впервые были выделены этапы проведения олимпиад – школьный, городской, областной. С 60-х годов проводятся предметные городские, районные, областные, республиканские олимпиады учащихся 5–10-х классов по физике, химии, биологии и другим предметам школьной программы. Начало Всероссийских предметных олимпиад школьников в их современном виде связано со становлением России как суверенного государства после распада СССР в 1991 году. В последние десятилетия такие олимпиады проводятся и в начальной школе. Олимпиады начальных классов в разное время существовали всегда. В разных школах, разных городах пока существуют учителя-энтузиасты будут существовать и различные олимпиады.
В 1995 году на Малом мехмате впервые открылся кружок начальных классов. Весной 1996 года впервые возникла идея провести для кружковцев что-то вроде олимпиады. Всевозможные математические праздники уже проводили, но там ребята участвовали в разновозрастных командах, а хотелось дать возможность индивидуальной работы.
И вот впервые в марте 1996 года прошла Олимпиада начальных классов Малого мехмата. Олимпиада проводилась в устно-письменном формате. То есть задание было написано на доске и ребятам предлагалось записать его на бумаге. Но, поскольку в олимпиаде участвовали и совсем маленькие ребята, то после того, как ребенок заявлял, что он решил и записал задачу, к нему подходил преподаватель (тогда это была руководитель кружка – Иванова Елена Юрьевна) и просил объяснить, что написано в решении.
Тогда, в 1996 году, в олимпиаде участвовало всего 15 человек, и призами никого не награждали, победителям выдали грамоты и пожали руку. Но ребята все равно были довольны. Вдохновившись успехом, весной 1997 года было решено провести олимпиаду еще раз. В этом году тексты задач были напечатаны на печатной машинке, и каждый участник получил свое условие. Если в первой олимпиаде условия для всех были одинаковы, то в этом году было два варианта: для 1-2 класса и для 3-5. (В эти годы начался постепенный переход на четырехлетнюю систему обучения в начальной школе и 4 класс во многих школах стал исчезать, превратившись в 5.) Во второй олимпиаде принимали участие уже 22 школьника, причем не только кружковцы, но и пришло несколько школьников, не участвующих в работе кружка. Так сказать за компанию с друзьями. В последующие годы олимпиада становилась все более популярной.
Важно уже в начальной школе поддерживать интерес детей к знаниям, выявляя особо одаренных учеников. Ведь именно в этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, таланты. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребенка, пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них - ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности развивают ребенка, стимулируют интерес к различным наукам. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребенка. И не забывайте, что наряду с принципом “Пусть победит сильнейший” при проведении олимпиад важно руководствоваться и другим – “В олимпиаде есть победители, но нет побежденных”, так как важно просто участие.
В настоящее время Всероссийская олимпиада школьников проводится ежегодно под эгидой Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию по 21 предмету: русскому языку, литературе, обществознанию, праву, истории, математике, физике, информатике, химии, биологии, географии, астрономии, экономике, основам предпринимательской деятельности, физической культуре, технологии, экологии, английскому, немецкому и французскому языкам, политехнической олимпиаде.
Для обоснования педагогических условий, которые будут способствовать подготовке младших школьников к предметным олимпиадам, необходимо уточнить, что понимается под термином «условие».
Условие – это обстоятельство, специально создаваемое преподавателем, при котором возможно то или иное его эффективное действие. В словаре С. И. Ожегова дается следующее определение: «условие – обстоятельство, от которого что-либо зависит».
Педагогические условия – это целенаправленно созданная обстановка (среда), в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность психологических и педагогических факторов (отношений, средств и т.д.), позволяющих педагогу эффективно решить соответствующую проблему.
Подготовка к олимпиаде - дело ответственное, перед учителем стоит задача создания оптимальных условий для подготовки детей к предметным олимпиадам и их общего развития.
Рассмотрим некоторые из них:
1)Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся – высший уровень). Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия с высоко одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом)
2)Особая структура урока ( систематический подбор развивающих заданий, логических заданий занимательного характера, заданий повышенного уровня сложности);
3)Организация разнообразной внеурочной деятельности (кружки, дополнительные занятия, групповые занятия, предметные школы);
4)Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней, способствующее проявлению и развитию творческой одаренности;
5)Консультации родителей одаренных детей по вопросам развития способностей их детей по предмету. Такие консультации проводились в индивидуальном порядке в специально назначенное время;
6) Дополнение содержания учебных программ: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация
7)Методическое обеспечение специальной литературой. Используя предлагаемый материал творчески, учитель сможет поддерживать постоянный интерес учащихся изучаемому предмету на всех этапах урока и во внеурочной деятельности: подготовке к олимпиадам, прведении кружковых и факультативных занятий, в организации дифференцированного контроля за знаниями учащихся;
8)Повышение педагогического мастерства учителя (курсы учителей, участие в семинарах, выступление на ГМО, Школы совершенствования педагогического мастерства, мастер-классы); качества личности учителя.
Итак, должна быть определенная система работы с одаренными учащимися в рамках подготовки к предметным олимпиадам.
Список литературы
1. Кирьяков Б. С. Педагогическая модель и методика интеллектуального испытания школьников на олимпиадах.– Рязань, 2002. Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование 96
2. Корсунова О. Ю. Педагогические условия организации интеллектуально-творческих ученических олимпиад. – М., 2003.
3. Огурэ Л. Б. Многопредметная образовательная олимпиада как диалектическая форма организации и активизации интеллектуальной деятельности школьников. – М., 2004
4. Шарапков А. Н. Педагогические условия гуманизации режима интеллектуального испытания школьников на предметных олимпиадах. – Рязань, 2003.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПОЛОЖЕНИЕ
о школьных предметных олимпиадах
1. Общие положения
Предметная олимпиада – это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления.
Предметные олимпиады проводятся с целью:
Задачи предметных олимпиад:
создание условий для реализации способностей, склонностей, интересов учащихся;
развитие познавательной активности учащихся;
предоставление возможностей всем желающим учащимся проверить свои знания в определенной научной области в условиях соревнования;
привлечение учащихся к научно-исследовательской работе;
выявление наиболее способных учащихся для участия в городских предметных олимпиадах.
Предметные олимпиады проводятся, как правило, в несколько туров:
школьный;
городской (районный);
областной;
российский;
международный.
Школьный тур предметных олимпиад является наиболее массовым, т.к. в нем могут принимать участие все желающие учащиеся с 3 по 11 класс. Участниками других туров по мере повышения уровня становятся победители (призеры) предыдущих туров.
Порядок организации и проведения
Для организации и проведения школьных предметных олимпиад создается оргкомитет во главе с заместителем директора по УВР.
К участию в работе оргкомитета привлекаются руководители предметных методических объединений, учителя начальных классов, учителя-предметники.
Деятельность оргкомитета регламентируется данным Положением.
Школьные олимпиады проводятся по следующим предметам – на I ступени обучения (начальная школа):
русский язык;
математика.
II ступени обучения (среднее звено):
литература;
математика;
физика;
химия;
биология;
иностранный язык;
история;
русский язык;
география;
обществознание;
технология.
Сроки проведения предметных олимпиад рассматриваются на заседаниях методических объединений и определяются приказом директора школы.
Содержание заданий и форма проведения олимпиад разрабатываются членами оргкомитета по параллелям в соответствии с особенностями каждого учебного предмета.
Со сроками и порядком проведения любой школьной олимпиады учащиеся должны быть ознакомлены не менее чем за 10 дней до ее проведения.
Предметные олимпиады проводятся в учебные дни по согласованию с администрацией школы.
Время на выполнение заданий школьного тура олимпиады определяется оргкомитетом с учетом особенностей предмета, характера заданий, параллелей класса.
Для проверки олимпиадных работ создается жюри, в которое включаются учителя-предметники.
Критерии оценки заданий определяются членами жюри. Каждое задание оценивается отдельно.
Результаты объявляются всем участникам олимпиады не позднее чем через 2 дня после ее проведения.
Каждый участник школьного тура предметной олимпиады может ознакомиться со своей работой после объявления результатов и получить все необходимые пояснения от учителя-предметника.
Информация о победителях школьного тура предметных олимпиад доводится до всего коллектива школы с помощью информационных бюллетеней.
Награждение победителей
Жюри каждой предметной олимпиады по каждой параллели выявляет победителей.
Победителями считаются учащиеся, занявшие I, II, III места.
Победители школьного тура предметных олимпиад награждаются грамотами и представляются к участию в следующем туре в соответствии с Положением о городской олимпиаде по каждому предмету.
В конце учебного года на заключительной школьной линейке подводятся итоги участия учащихся школы во всех турах предметных олимпиад. Учащиеся, показавшие наиболее высокие результаты, награждаются памятными подарками.1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми
(критерии американской программы “Astor”)
Учитель должен:
быть доброжелательным и чутким;
разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
иметь высокий уровень интеллектуального развития;
иметь широкий круг интересов и умений;
иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;
быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
иметь живой и активный характер;
обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.
Тест на определение творческого потенциала.
(за ответ «а» - 3 очка; за ответ «б» - 1 очко; за ответ «в» - 2 очка).
Выберете и ответьте на один из предложенных вариантов ответов.
Согласны ли Вы с тем, что окружающий мир вокруг вас может быть улучшен:
а) да;
б) нет, он и так достаточно хорош;
в) да, но только кое в чем.
Думаете ли Вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях в окружающем мире;
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
Считаете ли Вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой Вы работаете:
а) да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
Считаете ли Вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:
а) да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.
Когда Вы решаете предпринять какие-то действия, думаете ли Вы, что осуществите намеченное:
а) да;
б) часто думаете, что не сумеете;
в) да, часто.
Испытываете ли Вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:
а) да, неизвестное привлекает;
б) неизвестное Вас не интересует;
в) все зависит от характера этого дела.
Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли Вы желание добиться в нем совершенства?
а) да;
б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;
в) да, но только если Вам это нравиться.
Если дело, которое Вам интересно, потребует более глубокой компетенции, интересно было бы вам узнать о нем все?
а) да;
б) нет, вы хотите поучиться только самому основному;
в) нет, Вы удовлетворите свое любопытство.
Когда Вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете вопреки здравому смыслу;
б) махнете рукой на эту затею, т.к. понимаете, что она нереальная;
в) продолжаете делать свое дело, даже, когда становиться очевидно, что препятствия непреодолимы.
Профессию надо выбирать исходя из:
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности общества в ней;
в) преимуществ, которые она обеспечит.
Путешествуя, могли бы Вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:
а) да;
б) нет, боитесь сбиться с пути;
в) да, но только там, где местность Вам понравилась и запомнилась.
Сразу же, после какой - то беседы, сможете ли Вы вспомнить все, что говорилось:
а) да, без труда;
б) всего вспомнить не сможете;
в) запоминаете только то, что вас интересует.
Когда Вы слышите слово на незнакомом вам языке, то сможете без затруднения повторить его по слогам, даже не зная его значения?
а) да, без затруднения;
б) да, если это слово легко запомнить;
в) повторите, но не совсем правильно.
В свободное время Вы предпочитаете:
а) оставаться наедине, поразмыслить;
б) находиться в компании;
в) Вам безразлично, будете ли Вы наедине или в компании.
Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:
а) дело закончено и кажется Вам отлично выполненным;
б) Вы более-менее довольны;
в) Вам еще не все удалось сделать ;
Когда Вы один (одна):
а) любите мечтать о каких-то, может быть даже абстрактных вещах;
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
в) иногда любите помечтать, но о вещах, связанных с Вашей работой.
Когда какая - то идея захватывает Вас, то Вы станете думать о ней:
а) независимо, от того где, Вы находитесь;
б) Вы можете делать это только наедине;
в) только там, где будет не слишком шумно.
Когда Вы отстаиваете какую - то идею:
а) можете отказаться от нее, когда выслушаете убедительные аргументы оппонента;
б) останетесь прим своем мнении, какие бы аргументы не выслушали;
в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Ключ к тесту:
Подсчитайте очки, которые Вы набрали, таким образом: за ответ «а» - 3 очка; за ответ «б» - 1 очко; за ответ «в» - 2 очка.
49 и более очков. В Вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет Вам богатый выбор творческих возможностей. Если Вы на деле сможете применить Ваши способности, то Вам доступны самые разнообразные формы творчества.
От 24 до 48 очков. У Вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у Вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, Ваш потенциал позволит Вам творчески проявлять себя, если Вы конечно этого пожелаете.
23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, Вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы, может привести вас к мысли, что Вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.
1 Сайт www.school15.beluo.ru