ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ – МЕТОД КОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Автор статьи – Елисеева О.И.
МДОУ детский сад комбинированного вида №3 «Ромашка»
Видеть ребенка счастливым, здоровым, самостоятельным, уверенным в своих силах, а главное с чистой речью, желание большинства родителей. Ведь, речь является одной из линий развития ребёнка. Входя в наш мир, благодаря родному языку малыш получает широкие возможности общения с другими людьми. Ребёнок познаёт окружающий мир, развивается его речь, а вместе с тем, и его интеллект.
Тесно общаясь с дошкольниками, в силу своего рода деятельности, мне постоянно приходиться совершенствовать методы и приёмы для коррекционно-речевой работы с детьми. Поэтому всё увиденное, все услышанное переношу на практику общения с детьми.
Очень заинтересовала тема «Песочная терапия – метод коррекционного воздействия на детей с нарушением речи».
Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким, ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Песочная терапия – возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.
Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит обеспечить наиболее успешное выполнение задания.
Наш детский сад посещают дети с различными речевыми нарушениями. Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение эмоционально-волевой, коммуникативной сферы. Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий нарушением речи ребенок может быть повышено агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. В общении со сверстниками такие дети могут бояться быть несостоятельным. Они либо вообще стараются избегать общения, либо вступают в конфликты.
У многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы: нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук, сопутствующие (лишние) движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия, более позднее формирование словесно-логического мышления, чем у детей того же возраста без нарушений в развитии речи, и т. д.
Решая задачи: всесторонняя коррекция речи ребёнка, формирование неречевых процессов, личности в целом, использование традиционных и нетрадиционных методов многогранно.
Большую часть времени провожу с детьми старшего дошкольного возраста. Стараюсь проводить занятия с детьми интересными и насыщенными. Изучила очень много литературы по теме «Песочная терапия - эффективный метод коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
В коррекции логопедических нарушений дошкольников стоит использовать игры с песком. Так как: включая игры с песком, выстраивается целая система взаимоотношений дошкольников с внешним миром, развиваются психические функции, развиваются речевые навыки, предупреждается или вытесняются фиксация ребёнка на своём дефекте, обогащается словарь. В ходе игры дети общаются друг с другом, формируется грамматический строй речи. Игра с песком стимулирует ребёнка к совместной деятельности, где он чувствует комфорт и проявляет творчество.
Для этого в нашем детском саду создана предметно – развивающая среда, которая соответствует требованиям эстетики, отвечает анатомо – физиологическим особенностям ребёнка, доступна, многофункциональна и привлекательна.
Организации игрового процесса:
1. Демонстрация минипесочницы.
Почему минипесочница? Каково её содержание? Внешний вид. Свойство песка.
2. Демонстрация коллекции фигурок.
Рассматривание фигурок. Найди диких животных, домашних животных, сказочных героев и т. д. Игра «Назови одним словом».
Использование художественного слова:
3. Знакомство с правилами игр на песке.
Использование художественного слова:
Правила моей страны.
Очень все они просты!
Я сейчас их изложу
И запомнить попрошу!
Вы готовы мне внимать?
Значит, можно начинать?
Повторяйте все за мной!
Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить!
Чтоб запомнить и дружить!
4. Формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия.
5. Завершение занятия, итоговый ритуал.
Разборка своих построек.
Расстановка фигурок на полки стеллажи.
Разравнивание песка.
Для дальнейшей организации логопедических игр с песком создаются многофункциональные игры, содержание которых помещается в «Пескотеку».
Литература:
1. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников, Новиковская О. А. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
2. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 64 с.