РОЛЬ СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
ЦЫПЛЯКОВА И. В.
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева»
(г. Саранск, Россия)
В современной системе образования работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – одна из наиболее важных и трудных задач, которой в последние годы уделяется значительное внимание. По данным ЮНЕСКО, два миллиона детей в России имеют особенности в физическом и психологическом развитии. При этом, несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины согласно статистике Министерства образования, каждый год в России число детей с ограниченными возможностями здоровья растет на пять процентов [3, с. 67].
Одной из наиболее острых проблем связанных с детьми с ограниченными возможностями здоровья в российском обществе является их социализация.
Так что же такое социализация? Понятие социализации рассматривается многими психологами и педагогами, такими как В. П. Зинченко, Л. В. Мардахаев, А. В. Петровский, И. Ф. Харламов, и другими. В различных источниках понятию социализация даются различные трактовки, например, в «Словаре по социальной педагогике» Мардахаевым Л. В. отмечается следующее определение социализации: «Социализация – это процесс становления личности, в результате чего происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения) культуры, присущих данному обществу, социальной общности, групп, и воспроизводство им социальных связей социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс, и как процесс». Мещерякова Б. Г. и Зинченко В. П. в своём словаре дают чёткое и понятное определение социализации: «Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе». А. В. Петровский рассматривает социализацию как некое положение в жизни ребёнка, которое выражается во взглядах, идеях, поступках. Сущность социального развития заключается в том, что в результате социализации ребёнок формируется и как личность, и как самостоятельный индивид в обществе[4, с. 136].
Процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья – это сложный, динамичный и противоречивый процесс. Его успешность во многом зависит от влияния социализирующих агентов, помогающих ему осваивать необходимые социальные роли, нормы, стереотипы поведения.
Незаменимую роль в социализации детей играет семья. Она физически и эмоционально развивает человека; осуществляет умственное развитие ребенка; в семье овладевают социальными и нравственными нормами; формируют духовно-нравственные ориентации; оказывает социально-психологическую помощь.
Обеспечение взаимодействия личности и общества – одна из важнейших функций семьи. В семье совершается процесс становления личности человека. Здесь ребенок включается в общественную жизнь, усваивает необходимые нормы поведения, способы действия в различных ситуациях и др. Особенно значимо воспитательное воздействие семьи на детей с ограниченными возможностями здоровья, для которых семья выступает иногда единственным институтом воспитания.
В работах В. А. Друзя, А. И. Клименко, И. П. Помещиковой отмечается, что особенности психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья приводят к ослаблению адаптационных возможностей и тем самым ограничивают их жизнедеятельность и социализацию в обществе [1, 2]. По этим причинам многие дети адаптируются к особой среде, что препятствует их социальной интеграции в сфере образования, общественной жизни в целом.
Подробнее остановимся на семьях имеющих детей с нарушениями интеллекта. Исследователи выделяют несколько особенностей характерных данным семьям: 1) доминирование авторитарной гиперсоциализации детей родителями; 2) приписывание родителями своему ребенку личной и социальной несостоятельности; 3) некомпетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей и т. д. [5, с. 264].
Можно выделить несколько факторов препятствующих социализации детей с ограниченными возможностями здоровья:
психологические «барьеры», связанные с общественным мнением, заключающиеся в распространенных стереотипах и предрассудках;
неадаптированность архитектурно-строительной среды;
психологическая неготовность многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
отсутствие законов и актов защищающих права данной категории детей и др.;
Таким образом, мы пришли к выводу что семья, являясь важным фактором социализации ребенка, включенная в большое разнообразие социальных связей в социальной структуре общества может, как способствовать включению ребёнка в социум, так и препятствовать ей. От того, насколько правильны и гармоничны будут взаимоотношения в семье, зависит успешность социализации и социальной активности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Список использованной литературы:
Бикметов, Е. Ю. Социализация в семье детей с ограниченными физическими возможностями: условия и факторы / Е. Ю. Бикметов, З. Л. Сизоненко, О. Н. Юлдашева. – Уфа. : Аркаим, 2012. – 171 с.
Кожанова, Т. М. Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. М. Кожанова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №4. – С. 189–194.
Комкова, Е. С. Дети с ограниченными возможностями здоровья: сопровождение, социализация, обучение / Е. С. Комкова // Проблемы и перспективы развития образования : сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции, 24 ноября 2017 г. ; Государственный гуманитарно-технологический университет. – Орехово-Зуево, 2017. – С. 67–72.
Свиридова, В. П. Социализация личности ребёнка в системе начального образования / В. П. Свиридова, А. Н. Головина // Научный альманах. – 2015. – №11-5 (13). – С. 136–138.
Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына. – 2-е изд. – СПб. : Речь, 2005. – 477 с.