Баскакова Надежда Сергеевна учитель начальных классов ГБОУ школа №131 Россия, Санкт-Петербург |
МОЙ РЕБЁНОК НЕ ЧИТАЕТ
Статья посвящена проблеме современного общества: наши дети перестали читать книги. Автор рассказывает о своём пути решения данной проблемы. В статье описан практический метод, который был опробован на практике. Вы узнаете с чего начать и что делать.
Как приучить ребенка к чтению? Этим вопросом в последнее время озадачиваются многие родители и учителя. Современные дети не очень охотно читают, компьютерные игры и развлечения в соцсетях занимают большую часть досуга школьников (80%), вытесняя книги. Как с этим бороться, и нужно ли? Попробуем разобраться.
Статистика, обнародованная средствами массовой информации, заставляет серьезно задуматься: больше трети россиян (35%) вообще не читают книги – никогда. Согласно результатам опроса, у половины опрошенных дома хранится менее сотни книг, а у 18% книг нет совсем. По данным опроса фонда «Общественное мнение», половина россиян признались, что за последний год не прочитали ни одного художественного произведения. Итоги общероссийского опроса, проведенного в 2016 г. Фондом «Общественное мнение» (ФОМ) совместно с РГДБ на тему «Детское кино и детские книги» показали, что 16% родителей не смоли ответить, какие книги нравятся их детям. 33% считают, что у их детей нет любимых книг, 42% считают, что такие есть, но назвать конкретные названия произведений смогли далеко не все. К чему это приводит? Да к тому, что 70% детей оканчивают школу с несформированным навыком чтения. И это не где-нибудь в Африке, а в нашей стране, некогда самой читающей стране в мире, родине великих писателей с мировым именем.
Научить ребенка читать – полдела, приучить его читать, привить любовь к книге и чтению, сформировать навык правильной читательской деятельности, чтобы читатель стал полноценным собеседником автора книги, значительно сложнее. Можно спорить о том, насколько необходимо раннее обучение чтению, но в воспитании любви к чтению другой позиции быть не может: чем раньше начнете, тем лучше.
Как приучить ребенка к чтению? Психологи дают множество рекомендаций, но большинство единодушны: дети впитывают хорошие и плохие привычки в той среде, в которой воспитываются. Чтение детям перед сном, совместные походы в библиотеку, обсуждение прочитанных книг – все это должно быть традицией семейного досуга.
С чего начать? В первую очередь, с отношения к проблеме. Ваши дети не читают, не смотря на ваши попытки их «вразумить»? Пожалуйста, не давите на них. Если вы сами читаете и любите книгу, рассказываете об интересных произведениях, о любимых книгах детства, о новинках в мире литературы – рано или поздно, интерес к книге проснётся и у ваших детей. Именно интерес, а не обязанность. Когда дети читают под строгим присмотром взрослых, «потому что так надо», от строки до строки, чтение превращается в нудную обязанность, неприятный долг. От такого воспитания любовь к чтению не появится. Как говорится, насильно мил не будешь. Читайте сами, «заражайте» детей интересом и любовью к книге – поверьте, это лучшее, что вы можете сделать для своего «нечитающего» ребенка.
Хороший метод – просмотр фильмов и мультфильмов, поставленных по мотивам произведений. Плавный переход от фильма к книге неизбежен, если фильм действительно заинтересовал ребенка. Еще один замечательный способ – поход в театр на хорошую постановку. Особая атмосфера театрального действа, игра талантливых актеров тоже могут побудить к чтению и стать хорошим началом пути к литературе.
Что обычно говорят взрослые, как объясняют свое отношение к чтению? «У меня нет времени: работа, дела…» У современного ребенка тоже катастрофически мало времени: большую часть дня дети учатся, посещают внеурочные занятия, кружки, учат языки, занимаются спортом и т.д. После выполнения уроков, сил у ребенка хватает только на пассивный досуг: сидение перед монитором компьютера или телевизора. Чтение – это не только отдых для души, но и напряженная работа для мозга, серьезная творческая работа. В процессе чтения активизируются психические процессы: внимание, память, воображение, мышление. Проанализируйте расписание своего ребенка. Сколько времени занимает учеба, дополнительные занятия, приготовление уроков? Сколько часов в день ваш ребенок проводит перед компьютером, телевизором или с телефоном? Найдите время для того, чтобы пойти с ним в кино, в театр, на выставку. Начните с малого: посмотрите вместе интересный фильм, поставленный по мотивам мирового литературного шедевра. Сделайте этот первый шаг в литературу вместе, откройте своему ребенку другие грани мира, в котором он живет - это будет лучший вклад в его воспитание и развитие.
Литература:
1. Колосова Е. А. Роль семьи в поддержке и приобщении детей к чтению // Информ. бюллетень РБА. – 2018. – № 81. – URL: http://nlr.ru/prof/reader/images/Docum/OBZOR-prof-press/2018-2.pdf
2. Марьясова Н. В. Влияние электронной культуры на детское чтение // Информационный бюллетень РБА. – 2018. – № 81. – URL: http://nlr.ru/prof/reader/images/Docum/OBZOR-prof-press/2018-2.pdf
3. Пурим М. Роспечать обнародовала печальную статистику // Аргументы и факты, 2012.