Добик Екатерина Витальевна,
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», студент 3 курса специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 3 КЛАССЕ
Аннотация: в статье рассматривается содержание понятия «дидактическая игра», определяется ее значение при обучении на уроках математики. В данной статье представлена организация работы по обучению математике в 3 классе с использованием дидактических игр, а также пример такой игры.
Ключевые слова: дидактическая игра; математика.
Использование дидактических игр в образовательном процессе становится все более актуальным, особенно в начальной школе. Как отмечает А. С. Макаренко, «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеют деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» [1, 329]. Дидактические игры не только делают процесс обучения более увлекательным, но и способствуют лучшему усвоению учебного материала.
Дидактическая игра определяется как форма обучения, которая сочетает элементы игры и образовательной деятельности. Как определяет В. Н. Кругликов, «Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения» [2, 263]. В 3 классе формируются основы математических навыков, и использование дидактических игр позволяет учителям создать условия для активного участия учащихся в учебном процессе, что, в свою очередь, способствует более глубокому усвоению материала.
Использование дидактических игр на уроках математики имеет множество преимуществ:
Повышение интереса к предмету: игровая форма обучения делает занятия более увлекательными и способствует формированию положительного отношения к математике.
Развитие когнитивных навыков: дидактические игры способствуют развитию логического мышления, памяти и внимания у учащихся.
Закрепление знаний: игры позволяют учащимся применять знания на практике, что способствует лучшему усвоению материала.
Таблица 1. Преимущества использования дидактических игр
Преимущества | Описание |
Повышение интереса | Увлекательная форма обучения |
Развитие когнитивных навыков | Улучшение логического мышления и памяти |
Закрепление знаний | Практическое применение изученного материала |
Приведу пример дидактической игры, которую можно применить на уроке математики при изучении темы «Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость» в 3 классе:
Дидактическая игра «Магазин».
Цель: закрепить знания о понятиях «цена», «количество», «стоимость» и научить применять их на практике.
Возраст: 3 класс.
Форма игры: групповая.
Количество игроков в группе: 2–6 человек.
Материалы: карточки с товарами, их ценами и количеством, деньги (можно использовать игрушечные или нарисованные), касса, корзина или тележка для покупок.
Правила игры:
1. Подготовка: разложите на столе карточки с товарами, ценами и количеством.
2. Распределение ролей: выберите продавца и покупателей.
3. Ход игры:
Покупатели выбирают товары, которые хотят купить, и определяют их количество. Они подходят к продавцу и говорят, что хотят купить, например: «Я хочу купить 3 яблока по 20 рублей за штуку».
Продавец называет общую стоимость покупки, например: «Ваша покупка будет стоить 60 рублей». Покупатель платит продавцу деньги и получает товар.
Подведение итогов: после окончания игры можно обсудить, какие товары пользовались популярностью, какие были самыми дорогими и дешёвыми, сколько денег потратили покупатели.
Эта игра поможет обучающимся лучше понять, как работает магазин, и закрепить знания о понятиях «цена», «количество» и «стоимость» [3, 22].
Опыт показывает, что применение дидактических игр на уроках математики в 3 классе не только повышает интерес обучающихся, но и способствует формированию позитивного отношения к учебному процессу. Учителя, использующие дидактические игры, отмечают, что обучающиеся становятся более активными и заинтересованными в изучении предмета, что подтверждается множеством положительных отзывов.
Таким образом, использование дидактических игр на уроках математики в 3 классе является средством для повышения интереса к математике и улучшения учебных результатов.
Список литературы:
Макаренко, А.С. О воспитании молодежи: (Сборник избр. пед. произведений) / Под общ. ред. Г. С. Макаренко ; [Вступит. статья и примеч. В. Гмурмана] ; [Биогр. очерк М. Бобровской]. - 2-е изд. - Москва : Трудрезервиздат, 1951. - 396 с.
Кругликов, В. Н. Активное обучение в техническом вузе: Теоретико-методологический аспекттема дис. и автореф. д.п.н. - СПб: Санкт-Петербургский государственный университет, 2000. - 424 с.
Математика: 3-й класс: учебник: в 2 частях / М. И. Моро, М. А. Бантова, M34 Г. В. Бельтюкова [и др.]. — 14-е изд., перераб. — Москва: Просвещение, 2023. —112 с: ил. — (Школа России).