Клавдеева Полина Александровна,
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1
им.М.Горького», студент 3-го курса, отделения ПНК
ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация: В статье вкратце рассмотрены особенности речи детей с ТНР, коррекционная работа по устранению проявлений речевых нарушений, а также один из принципов, облегчающий эту работу на уроках русского языка и литературного чтения (наглядность).
Ключевые слова: дети с ТНР, нарушение речи, коррекция, наглядность.
В настоящее время контингент детей с речевыми нарушениями, начинающих школьное обучение, существенно изменился как по состоянию речевого развития, так и по уровню подготовленности к систематическому обучению. В связи с этим наметились две основные тенденции в качественном изменении контингента учащихся. Одна тенденция заключается в минимизации проявлений речевых нарушений к школьному возрасту при сохранении трудностей свободного оперирования языковыми средствами, что ограничивает коммуникативную практику, приводит к возникновению явлений школьной дизадаптации. Другая тенденция характеризуется утяжелением структуры речевого дефекта у школьников, множественными нарушениями языковых систем в сочетании с комплексными анализаторными расстройствами.
Цель исследования: расширение знаний о принципах коррекции речевых нарушений у учащихся в начальной школе на уроках русского языка и литературного чтения.
Задачи:
Дать определение учащимся с ТНР;
Рассмотреть особенности речи и развития детей с ТНР;
Выявить приёмы коррекционной работы
Обучающиеся с ТНР - дети с выраженными речевыми/языковыми (коммуникативными) расстройствами – представляют собой разнородную группу не только по степени выраженности речевого дефекта, но и по механизму его возникновения, уровню общего и речевого развития, наличию/отсутствию сопутствующих нарушений. Дети с тяжёлыми нарушениями речи - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.
Особенности речи:
Речь односложная, состоящая из простых предложений; ученики не могут грамматически правильно построить распространенное предложение, т.к. недостаточный словарный запас.
Бедна диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Испытывают трудности в построении монолога: например, при создании рассказа на предложенную тему, при пересказе текста.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.
Нарушение чтения и письма, дисграфия.
У детей с ТНР отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная, страдает продуктивность запоминания. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Указанные особенности в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы.
Поэтому наряду с общеобразовательной подготовкой и выполнением общеучебных задач необходимо проводить коррекционную работу по устранению проявлений речевых нарушений, которая включает в себя следующее:
1. Соблюдать речевой режим в течение всего урока: контроль за произношением, устранение аграмматизмов в устной речи, плавность речи у заикающихся и т. д.
2. Организовать щадящий режим (проведение физминуток, зарядки для глаз, зарядки для пальцев, дыхательной гимнастики).
3. Адаптировать учебный материал к познавательным и речевым возможностям учащихся:
Широкое использование памяток, схем, планов, таблиц, алгоритмов, помогающих построить развернутое высказывание, рассуждение, ответ.
Подача учебного материала с постепенным усложнением (от простого к сложному: работа со словом, работа с предложением, работа с текстом).
Четкая постановка вопросов. На первоначальном этапе вопросы носят конкретный характер. После всестороннего анализа предмета, явления, события вопросы усложняются, возможен переход к обобщениям, выводам, заключениям, рассуждениям.
Повторение пройденного материала (повторение правил, тест, словарный диктант, комментируемое письмо, работа с деформированным текстом, разгадывание кроссворда и т.д.).
Предупреждать, а не исправлять ошибки. Использование способов облегчения трудных заданий (дополнительные вопросы, образцы ответов, клише, ключевые слова, речевые стереотипы, образец учителя, поэтапная проверка и т. д.).
4. Развивать психические процессы (задания на развитие памяти, мышления, внимания) с целью коррекции речи.
Для достижения образовательных результатов учащихся, основными инструментами учителя являются: урок – место, где непосредственно организовано обучение, и приемы, методики, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов, по мнению Сергея Леонидовича Рубинштейна, Даниила Борисовича Эльконина и др. - наглядность. При работе с наглядностью (произведения изобразительного искусства, аудиозаписи, кинокадры, фотографии и т.д.) используется один из принципов коррекционной работы - принцип максимальной опоры на различные анализаторы ребёнка (речеслуховой и зрительный).
Константин Дмитриевич Ушинский, основоположник научной педагогики, писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Вот почему необходимо, чтобы на уроках темой беседы с детьми были предметы и явления, которые они либо наблюдают в данный момент, или рассматривали ранее. Полученная таким образом информация и будет являться тем материалом, который оперирует мышление и одновременно используется как база для развития речи у учащихся с ТНР.
Место иллюстрации на уроке, время, отведенное на работу с ней, методика работы, конкретные вопросы по анализу иллюстрации, если урок проводится методом беседы, - все это зависит от темы занятия, специфики изучаемого литературного произведения, характера отобранной иллюстрации, методической задачи урока. В своей дальнейшей педагогической деятельности я планирую чаще использовать принцип наглядности не только на уроках с учащимися с ТНР, но и с детьми без особенностей в развитии.
Библиографический список
Кирпичникова, В. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС НОО / В. С. Кирпичникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021.
Лапшин, В. А. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. — М.: Просвещение, 1991
Осмоловская И. М. Наглядные методы обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Владос, 2009