1.3. Проблемы обучения детей среднего школьного возраста технике спортивных способов плавания в глубоком бассейне
Инструкторами и тренерами по плаванию отмечается, что обучение детей плаванию в условиях глубокого бассейна является довольно сложным процессом, так как они считаются не только малопригодными, но и опасными для детей, не умеющих плавать.
Во многих научных работах [44, 56, 60] отмечается, что основной проблемой обучения плаванию в глубокой воде является то, что безопорное положение детей в воде вызывает у них чувство страха.
Искусственная поддержка детей в воде с помощью кругов, поясов, подушек и т.д. тоже представляет опасность выскользнуть из них в воде.
Отмечается, что основным недостатком поддерживающих средств в плавании является тот факт, что они не столько помогают, сколько препятствуют обучению. В бассейне ребенок надеется на помощь и поддержку на воде, что не позволяет учиться плавать самостоятельно. Кроме того, эти средства не всегда позволяют ребенку принять правильное положение в воде и усваивать технику плавательных движений [54].
Ранее некоторыми авторами были разработаны методики обучения плаванию в условиях глубокого бассейна.
Г.А. Паравян [43] в которой предложил использовать подводную скамейку, которая опускалась на глубину 1,5 м разработал методику, подвешиваясь к пенному корытцу. Обучение предлагалось разделить на три этапа.
Первый этап предполагал ознакомить ребенка с водной средой и дать понятие о технике дыхания. На втором этапе детей учили удерживать тело с помощью соответствующих движений рук и ног в вертикальном положении в воде или подключать к работе специальную доску. И только на третьем этапе шло непосредственное обучение плаванию.
Таким образом, при обучении плаванию в глубоком бассейне ребенок постепенно переходил от твердой опоры к неустойчивой, а затем только - к безопорной.
Автор предлагал начинать обучение с кроля на груди.
Особенность данной методики обучения заключается в постепенном переходе от твёрдой опоры к неустойчивой, а затем к безопорной. Обучение начинается со способа кроль на груди.
Некоторые авторы предлагают постепенный переход от твёрдой опоры к смешанной, затем только к неустойчивой, подвижной, стабильной и, затем, к безопорной (со скольжением). В качестве неустойчивой опоры они рекомендуют применять «плавательную лесенку». Процесс обучения состоит из 4 ступеней, каждая из которых содержит определённые виды опоры, свои задачи, виды упражнений.
На I ступени используется только твёрдая опора, обучаемые держатся за сливной желобок руками. Происходит освоение с водой, изучается техника дыхания.
На II ступени ставится задача закрепления навыков окунания и дыхания. Обучаемыми используется твёрдая опора одной рукой и неустойчивая (подвижная) опора другой рукой. На данном этапе происходит постепенная подготовка к скольжению на груди и на спине.
III ступень заключается в дальнейшем закреплении навыков погружения и дыхания. Используется только неустойчивая подвижная опора. Задача – почувствовать поддерживающую силу воды. В упражнения включаются дополнительные движения ногами кролем и брассом.
На IV этапе завершается освоение первоначальных умений и навыков, происходит переход к свободному плаванию и освоение четырёх способов плавания.
В.Н. Гольцов [18] предлагает использовать резиновый надувной круг, который укрепляется на спине или на животе (на уровне поясницы). Тренер для подстраховки использует шест в виде крюка. На первом уроке детям предлагают «ходить» по воде, используются элементарные произвольные движения руками и ногами. В комплексе решаются две задачи: научить ребёнка ложиться на грудь и спину, научить непрерывно дышать в воду возле бортика. По мнению авторов, для тренера важно не упустить момент, когда ученик психологически готов снять круг.
В.Ю. Давыдов [21] в своей методике обучения плаванию в условиях открытого бассейна использует надувные круги, заключённые в матерчатые мешки и снабжённые двумя завязками, с помощью которых мешки крепятся на талии ребёнка.
По утверждению автора, «мешок» оставляет руки свободными, обучаемые не видят «мешок», и в процессе занятий нередко забывают о нём.
Суть данного вспомогательного заключается в том, что фиксация «мешка» на поясе ребенка позволяет «завалить» его на живот и поднять таз, приняв при этом оптимальное для скольжения на груди положении.
При опросе 26 тренеров по плаванию выявлен ряд проблем обучения плаванию на глубокой воде:
- недостаточность методик для обучения детей плаванию на глубокой воде;
- недостаточность применения в работе тренера теоретических знаний о возрастных особенностях детей;
- практическое отсутствие у детей мотивации к обучению технике способов плавания и их недостаточная психофизическая подготовленность детей.