АВГУСТОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 2021
«Проектный метод обучения на уроках технологии»
Гумарова Марина Николаевна,
учитель технологии
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа посёлка Мариец».
По новой концепции в образовательной области «Технология» введен целый блок – модуль «Исследовательская и созидательная деятельность» с 5 по 9 класс, предусматривающий организацию и руководство проектной деятельностью обучающихся.
Метод проектов – это такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов.
Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.
Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним.
Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного.
На первом этапе ученики проводят мини-маркетинговые исследования, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию.
На втором этапе учащиеся выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.
На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия, при необходимости корректируется конструкторско-технологическая документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводится защита проекта.
Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности.
Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – погружения в проект, – зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые может сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
При выборе проектного задания необходимо учитывать его практическую ценность. Это могут быть изделия для личного пользования, для членов семьи, для дома и др. Задания не должны быть сложными, они должны учитывать личные интересы и способности каждого отдельного учащегося или группы учащихся, материально-технические возможности школы.
С целью оказания помощи школьникам при работе с проектами можно в кабинете трудового обучения сделать стенд «Творческие проекты». В нем ученик сможет самостоятельно найти информацию, необходимую на любом этапе разработки проекта.
Использование метода проектов на уроках повышает мотивацию к творческой деятельности. Школьники, осуществляя процесс проектирования, добиваются эффективных учебных результатов. Человек по своей натуре -художник. Ему свойственно восприятие видимого мира в зрительных образах.
Поэтому в первую очередь необходимо:
развивать интерес, «разбудить воображение» и активизировать познавательную деятельность;
научить разрабатывать идеи и изготавливать изделия или услуги по удовлетворению потребностей человека;
воспитывать коммуникативные качества личности.
Организация проектной деятельности учащихся на уроках «Технологии» является одним из приоритетов современного образования.
Задача учителя – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. Проектный метод дает новые возможности для решения этой задачи, поскольку этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умения работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы.
В ходе своей педагогической деятельности на уроках технологии я столкнулась со следующими проблемами:
отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию);
ребенок не может применить теорию на практике;
испытывает страх перед практической деятельностью (отказывается работать на швейной машине).
В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей.
Дети учатся работать в коллективе, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретают навыки работы с книгой и другими источниками информации.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили.
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Терпенья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!