Доклад учителя биологии, классного руководителя 6 класса
Кашкиной Елены Николаевны
«Реализация Концепции гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в урочное и внеурочное время»
В послании Президента России Федеральному собранию Российской Федерации подчёркивалось: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
Признание приоритетного значения задач духовно-нравственного воспитания личности нашло отражение и в Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности и гражданина России, разработанной в рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта.
В соответствии с Концепцией, современный национальный воспитательный идеал – это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, понимающий судьбу Отечества как свою личную, сознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в нем формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но и происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного общества.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Воспитание гражданственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких, как гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденности и умения отстаивать свою точку зрения. Наряду с этим, в условиях демократизации российского общества приобретают большую значимость такие свойства личности, как терпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения.
Система гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в учебном процессе и во внеучебное время; массовую патриотическую работу, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для формирования активной жизненной позиции школьника.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей(анкетирование детей и родителей, лектории, «Мультикультурный Крым»)
Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается формирование у детей и подростков высокого патриотического сознания, верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины (учащиеся, которые поступили в военные училища)
Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Следующая ступень развития гражданина-это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города, края, страны. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как проект «Моя малая Родина»,
Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Развитие у ребят гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социально-значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Задачи гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания:
1.Формирование чувства гордости за героическое прошлое своей Родины.
2.Изучение истории и культуры Отечества и родного края.
3.Активизация работы педагогического коллектива по патриотическому воспитанию.
4.Формирование общечеловеческих нравственных ценностей.
Патриотическое воспитание одно из основных направлений воспитания учащихся. С учащимися младшего возраста занятия, мероприятия должны быть увлекательными, интересными, познавательными, легкодоступными а главное, действенными. Рекомендуется проводить:
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;
беседы;
посещение краеведческих музеев города, исторических музеев;
посещение памятников, мемориальных комплексов;
проведение конкурсов чтецов, рисунков, патриотических песен.
(экскурсии Керчь, Севастополь, конкурс песни, уход за братской могилой)
Для учащихся средних и старших классов рекомендуется проводить:
дискуссии, лекции, семинары, исследовательские работы по тематике гражданско-патриотической направленности;
просмотр исторических, документальных, художественных фильмов, посвященные историческим событиям, событиям Великой Отечественной войны;
викторины;
литературно-музыкальные композиции;
тематические выставки;
военно-спортивные игры(соревнования по военно – прикладным видам спорта, призовые места,зарница)
волонтерскую деятельность.
Все перечисленные формы стали традиционными для решения задач по гражданско-патриотическому воспитанию.
1.Урок Знаний, урок Мира, поздравление ветеранов педагогического труда.
2.Экскурсии, прогулки “Город, в котором я живу”.
3. Встречи с ветеранами педагогического труда.
4.Участие в школьной операции “Спасибо, ветеран”
(1 октября – День пожилого человека), изготовление и распространение листовок, встречи с ветеранами войны и труда.
5.Проведение мероприятий, посвященных празднованию Дня Учителя.
6.Акция «Передай добро по кругу».
7.День Защитника Отечества, 8 марта, День матери.
8.Шествие с георгиевской лентой.
9. Митинги у братской могилы.
10. Концерт ко Дню Победы.
11. Акция «Спасибо Вам, ветераны!»
12. Встречи с ветеранами, участниками ВОВ, тружениками тыла, детьми войны, воинами афганцами, военнослужащими действующих ВСРФ.
Эффективным методом реализации целей патриотического воспитания является проведение школьных праздников. Подобные мероприятия мобилизуют творческие способности педагога, учащихся и их родителей, позволяют им углубиться в историю и понять глубинную суть известных праздников, уходящих своими корнями в глубокую древность, приобщиться к национальной культуре.
Государственный образовательный стандарт ориентирован на становление следующих личностных характеристик выпускника:
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике.
Мероприятия и акции, проводимые в течение учебного года, рассчитаны на привлечение и активную деятельность самих школьников к работе по сохранению и приумножению ценностей, накопленных предыдущими поколениями людей, развитие их инициативы и творчества, социализацию учащихся, подготовку их к жизни в условиях нелегкого военного времени. Ребята привлекаются к подготовке и проведению классных часов патриотической направленности, они подбирают материал, создают презентации, делают сообщения, оформляют стенгазеты, выступают лекторами. Героические события нашей истории, выдающиеся достижения в области политики позволяют воспитывать в школьниках качества патриота и гражданина.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного формирования активной жизненной позиции школьников.
Следующая ступень развития гражданина — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города, края, страны. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием.