СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стажировка на тему: «Использование информационно-коммуникативной технологии в начальной школе для обеспечения личностных УУД на уроках и во внеурочной деятельности».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стажировочные материалы на тему: " Использование информационно- коммуникативной технологии в начальной школе для обеспечения личностных УУД на уроках и во внеурочной деятельности".

Просмотр содержимого документа
«Стажировка на тему: «Использование информационно-коммуникативной технологии в начальной школе для обеспечения личностных УУД на уроках и во внеурочной деятельности».»









КУРС:

«Использование информационно-коммуникативной технологии в начальной школе для обеспечения личностных УУД на уроках и во внеурочной деятельности».
















Учитель начальных классов

МБОУ Бутурлиновская СОШ

Устименко Ю.А.

т.8-950-773-15-48







2019г.


Содержание

  1. Пояснительная записка.

  2. Виды УУД и их формирование.

  3. Этапы работы над мультипликационным фильмом.

  4. Работа с программой Windows Movie Maker для создания мультфильма или фильма.





































Пояснительная записка

В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно - деятельностный подход, который предполагает “разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности”.

Реализация этих задач требует нового подхода к обучению детей. Обучение должно быть направлено на формирование познавательных интересов учащихся. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе.

И, конечно, без применения на уроках современных педагогических технологий, мы не обеспечим такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

А так как сейчас каждый учитель применяет информационно – коммуникационные технологии, то существует масса способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников в образовательном процессе, и разнообразие организационных форм, которые обеспечивают рост творческого потенциала ученика.

Предметом изучения курса является информационно- коммуникативная технология.

Цель программы курса: формирование компетенции педагогов в области информационно- коммуникативной технологии в образовании.

Основные задачи включают:

- практическую подготовку слушателей, позволяющую им эффективно использовать полученные умения в своей профессиональной деятельности;

- совершенствование методов и приёмов обучения, необходимых при реализации личностно- развивающего потенциала ИКТ для обеспечения личностных УУД при создании мультипликационных фильмов.

Курс: Использование информационно-коммуникативной технологии в начальной школе для обеспечения личностных УУД на уроках и во внеурочной деятельности» предназначен для учителей общеобразовательных организаций, представляет собой мастер – класс с презентацией работы по использованию информационно-коммуникативной технологии в начальной школе для обеспечения личностных УУД во внеурочной деятельности при создании мультипликационных фильмов.

Формы занятий: мастер -класс, практическая работа в виде самостоятельной работы

Форма контроля: обсуждение, тестовая работа.

Планируемые результаты:

В результате слушатели должны знать: методы и приёмы применяемые в рамках информационно- коммуникативной технологии;

должны уметь: создавать мультипликационные фильмы.




Под информационными технологиями понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). 

ИКТ - компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.

Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

В информационном обществе главными стали не знания, а умения ими пользоваться.



Виды УУД и их формирование.


В свете модернизации российского образования к учебному процессу предъявляются новые требования. Теперь перед школой стоит задача формирования личности способной к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта определяющегося уровнем развития у ученика универсальных учебных действий.

Формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. В то же время, использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.





Виды УУД


Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор

Умения организовывать свою деятельность

Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире

Умения общаться, взаимодействовать с людьми


Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.

Сегодня я хотела бы остановиться на внеурочной деятельности обучающихся, связанной с информационно – компьютерной технологией. Именно на внеурочной деятельности можно развивать личностные УУД, т.к. интерес всегда способствует более глубокому осмыслению и запоминанию материала.

В век современных технологий влияние ИКТ на процесс обучения и воспитания обучающихся начальных классов очень велико. Успешная реализация ФГОС не возможна без формирования информационно-образовательной среды как в основной, так и в начальной школе. Поэтому необходимо знакомить с этими технологиями как можно раньше, начиная с младшего школьного возраста. Современные дети, приходя в школу, уже имеют определённый багаж знаний: они умеют работать с планшетом и телефоном, а некоторые из них знакомы и с азами работы на компьютере. Поэтому процесс ознакомления идёт достаточно быстро.

В силу того, что в начальной школе по предметам учебного цикла необходимо проектное обучение, то детям нужно добывать и оформлять информацию. В своей работе мы начинаем готовить обучающихся к созданию проектов в электронном виде уже с первого класса.

Как только ребёнок освоит буквы и научится читать, он уже может работать с клавиатурой ноутбука или компьютера. Для этого очень удобно проводить занятия внеурочной деятельности с использованием компьютера.

Вводные занятия необходимы для ознакомления с компьютером и его системами. Далее ребята начинают осваивать текстовой редактор Word и программу Power Point. На занятиях внеурочной деятельности «Компьютер – мой друг» и «Первые шаги в Power Point» ребята, первым делом учатся самостоятельно создавать файл документа, переименовывать его, набирать и форматировать текст, создавать заголовки, менять цвет, шрифт и кегль. Их первая самостоятельная работа на таком занятии – создание титульного листа к любой проектной работе.

Для школьников первого класса – это возможность эксперимента. Учащийся самостоятельно работает с ноутбуком, пытается изменить размер, шрифт, цвет текста.

Проводятся работы «Действуй по образцу». Каждому обучающемуся даётся образец, в котором напечатано одно и тоже предложение. Обучающиеся должны по образцу видоизменить его, отформатировать, уметь выполнять операцию копирования.

Затем учащиеся работают над созданием и заполнением таблиц. Освоив эту работу, приступают к созданию календаря по временам года.

Каждый ребёнок работает на своём ноутбуке, но по очереди ребята могут поработать на интерактивном мониторе, попутно осваивая его работу. Работают в парах, обрабатывают информацию, которую получают.

Далее, ознакомившись с меню «вставка» дети учатся вставлять рисунки, фотографии, подписывают их. И первая самостоятельная работа – открытка для мамы ко Дню Матери. Ребята с удовольствием участвуют в этой работе, подбирают рисунки, печатают поздравление.

Конечно, очень важна работа педагога на данном этапе, помочь, подсказать, исправить ошибки орфографии. Следующий этап - распечатать открытки в школьной типографии, и, таким образом, познакомить школьников с цветным принтером и приёмами работы с ним. Можно использовать положительные эмоции детей и предложить поработать в парах, и сделать открытку для своего друга или одноклассника, например, с Днём рождения! С Новым годом!

На этом работа с Word не заканчивается.

Приведу пример дальнейшей работы. Обучающиеся работают над проектом «Всероссийская школьная летопись» и создают книгу класса. Активное участие в создании книги принимают родители. Они участвуют в подборе материала для книги и её названия. Вместе с обучающимися пишут статьи про себя и свою семью, подбирают фотографии. Работают с сайтом «Всероссийская школьная летопись».

Таким образом проводится большая работа с использованием компьютерной технологии.

Следующий этап – это создание презентаций на самые разнообразные темы в программе Microsoft Power Point. Ребята знакомятся с созданием слайдов, вставкой на слайд рисунков, фото, текста. Презентации ребята создают не только для ознакомления, но и для реализации проектов, которых очень много в начальной школе. Особенно им нравится вставлять разные эффекты. Немного позже они будут понимать, когда и зачем необходимо вставлять эффекты, а когда это не нужно. Самые элементарные презентации – «Времена года», «Моя семья», «Моя школа», «Мой класс». Ребята могут работать в парах и группах.

Приведу пример работы над проектом «Мой город». На подготовительном этапе проекта делю ребят на группы по 4-5 человек, и мы обговариваем задание для каждой из них. Первая группа готовит материал по архитектурным сооружениям нашего города. Учащиеся фотографируют объекты архитектурных городских сооружений и ищут информацию в интернете по истории их создания. Вторая группа занимается сбором материалов о памятных местах нашего города. Третья группа изучает информацию об учебных заведениях, четвёртая – о промышленных предприятиях.

Современные гаджеты позволяют делать качественные фотографии, которые ребята могут использовать для своих презентаций. Поэтому работа педагога состоит в том, чтобы объяснить детям, как, и что фотографировать, как редактировать фото для вставки в презентацию, сколько на слайде может быть фотографий и какого они должны быть размера. Как правильно подобрать дизайн слайда, чтобы он выглядел фоном для фото и текста. А самое главное дать необходимый материал о том, сколько должно быть текста на слайде презентации и где он должен быть расположен, какой подбирать шрифт и размер для текста. Ребята пробуют самостоятельно, затем педагог предлагает разные слайды для рассмотрения, чтобы ребята могли определить, где, на каком слайде лучше всего расположена информация. Таким образом, школьники могут поработать в парах и группах и коллективно выбрать удачный вариант расположения информации. Учитель, конечно, должен предложить правильный вариант с расположенной на нём информацией для сравнения с выбором детей.

Затем школьники составляют свои презентации и учатся выступать перед одноклассниками. Это немаловажный этап работы. Ребёнок учится представлять свою работу, выступать перед аудиторией, учится убеждать. Таким образом, формируются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Постепенно работа усложняется. Обучающиеся начальной школы учатся вставлять в презентацию звуки и музыку, добавлять видеофайлы. Они уже умеют снимать видео, используя свой телефон. В качестве домашнего задания ребятам предлагается снять видео «Мой домашний питомец» и вставить его в презентацию проекта «Мои домашние животные», а потом ознакомить своих одноклассников со своей работой.

Таким образом, ИКТ помогают в развитии познавательного интереса, возможностью поделиться собранной и обработанной информацией не только перед одноклассниками, но и перед обучающимися других классов.

Такая работа всегда интересна ребятам, т. к. даёт возможность проявить свои способности к творчеству, поднимает настроение и самооценку.

К концу начальной школы школьники переходят к созданию мультипликационных фильмов в программе Windows Movie Maker или «Киностудия».

Для работы в этой программе ребята должны иметь навыки фотографирования, рисования, лепки, создания стационарных изображений, декораций и т. д. Так же ребятам необходимо уметь работать в программах по созданию видеофильмов. Большим подспорьем для них являются те умения, знания и навыки, которые были приобретены в процессе занятий работы с компьютером с 1 по 3 класс. Как правило мультфильмы носят агитационный или познавательный характер. Так на занятиях внеурочной деятельности обучающимися были созданы мультипликационные фильмы «Покорми птиц зимой» и «Светофор». Позже эти мультфильмы транслировались студией школьного телевидения и были представлены ребятами в других классах начальной школы на классных часах.

Использование ИКТ в начальной школе является неотъемлемой частью процесса в современном образовании. Чем раньше ребёнок научится правильно использовать ИКТ, тем более успешна будет его учебная деятельность. ИКТ позволяют сделать процесс поиска, анализа и представления информации более быстрым, наглядным и интересным.


Наиболее интересным видом деятельности с использованием компьютерных технологий является работа над созданием мультипликационных фильмов в начальной школе. Именно здесь формируются все УУД. Ребёнок не только понимает, но и сам создаёт информацию, сам её представляет, взаимодействует с другими ребятами, учится работать в группе сообща.

Чтобы создать мультипликационный фильм необходима поэтапная работа. Рассмотрим этапы работы над мультипликационным фильмом.



Этапы работы над мультипликационным фильмом.


  1. Определение темы мультфильма и разработка его героев.

Выбирается тема будущего мультика. Это может быть готовое произведение (рассказ, стихотворение или самостоятельно придуманный сюжет). Затем определяются с главными героями. Какими они будут. Из какого материала могут быть изготовлены. Может это будет пластилин, может глина, ткань, а может это будет серия рисунков.

  1. Изготовление главных героев мультипликационного фильма и декораций.

Работа по изготовлению героев фильма и подборка декораций. Основной фон можно найти в интернете (изображения города, леса, парка и т.д.). К основному фону подбираются предметы переднего плана так, чтобы создавалась единая картинка пространства.

  1. Покадровая съёмка мультфильма.

Каждый кадр – слайд фотографируется отдельно. Меняются положения тела героев, добавляются и убираются нужные предметы в соответствии с сюжетом. Или изготавливаются рисунки покадрово.

  1. Озвучивание фильма.

На данном этапе записывается аудиофайл с голосами героев мультфильма. Каждого персонажа могут озвучивать разные школьники.

  1. Работа с программой Windows Movie Maker для создания мультфильма

При работе в программе Windows Movie Maker происходит покадровая сборка мультфильма и его звукового файла. Добавляется название фильма, титры по окончанию фильма, а также сохранение фильма на компьютере.

  1. Демонстрация мультипликационного фильма.

Показ мультфильма детской или взрослой аудитории.







Работа с программой Windows Movie Maker

для создания мультфильма или фильма

Чтобы начать работу по созданию мультипликационного фильма, необходимо убедиться в наличие необходимой программы Windows Movie Maker на вашем компьютере. Программа очень проста в использовании, для детей начальных классов очень удобна. Мы рассмотрим алгоритм работы с программой.



1.Открыть интерфейс программы Windows Movie Maker.

Рассмотреть операции программы в левой части экрана. (импорт изображений, импорт видео, импорт звуковых файлов)


2.Выбрать импорт изображений (фото), или импорт видео и загрузить их в программу с компьютера.



3.Распределить изображения или видео по шкале времени, перетащив мышкой каждый файл на раскадровку.


4.Найти операцию «просмотр видеопереходов» и выбрать нужную. Перетащить видеопереход на раскадровку.


5. Найти операцию «просмотр видеоэффектов». Перетащить нужный видеоэффект на каждый кадр.




6.Добавить на раскадровку звуковой файл (файлы). Обрезать их при необходимости.

7.Добавить название фильма в начале и титры в конце.

8.Просмотреть фильм предварительно. Редактировать его если необходимо.

9.Сохранить созданный фильм на компьютере, выбрав функцию «завершение создания фильма».



На этом работа не заканчивается. Ребята должны представить свою работу одноклассникам, родителям, а возможно и ребятам из других классов. Рассказать, почему выбрали ту или иную тему, чем она интересна.

Таким образом, рассматривая итоги работы, можно сделать вывод о том, что используя информационно- коммуникативную технологию, мы развиваем все УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные.

Поэтому, чем раньше мы будем вовлекать обучающихся в ИКТ, тем интереснее будет обучение и развитие учеников начальной школы, тем лучше они смогут ориентироваться при работе с различными компьютерными программами и средствами ИКТ необходимыми для качественной реализации ФГОС НОО.




Список литературы:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова.

  2. http://pedsovet.su/publ/115-1-0-5169

  3. ИКТ-компетентность как средство формирования универсальных учебных действий УУД в рамках ФГОС. Панина Л.А.( http://obrazovanie.slovarik.org/pedagogicheskie-tehnologii-02/data-id5646)

  4. Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е. Н. Хохлова. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. Серия «Работаем по новым стандартам», М. : Просвещение, 2011 (Работаем по новым стандартам)









































ТЕСТ


  1. Обозначьте цифрами этапы работы над мультфильмом в порядке очерёдности.



Изготовление главных героев мультипликационного фильма и декораций.


Демонстрация мультипликационного фильма.


Определение темы мультфильма и разработка его героев.


Покадровая съёмка мультфильма.


Озвучивание фильма.


Работа с программой Windows Movie Maker для создания мультфильма


  1. Какие темы можно и нужно использовать для создания мультфильмов?

А) по ПДД Б) по здоровьесбережению

В) любые Г) по правилам поведения

Д) свой вариант _____________________________________________


  1. Какие УУД формируются на каждом этапе работы над мультфильмом?


Определение темы мультфильма и разработка его героев.



Покадровая съёмка мультфильма.



Озвучивание фильма.



Работа с программой Windows Movie Maker для создания мультфильма.



Изготовление главных героев мультипликационного фильма и декораций.



















ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ПРОГРАММОЙ

Windows Movie Maker


1.Открыть интерфейс программы Windows Movie Maker.

Рассмотреть операции программы в левой части экрана. (импорт изображений, импорт видео, импорт звуковых файлов)

2.Выбрать импорт изображений (фото), или импорт видео и загрузить их в программу с компьютера.

3.Распределить изображения или видео по шкале времени, перетащив мышкой каждый файл на раскадровку.

4.Найти операцию «просмотр видеопереходов» и выбрать нужную. Перетащить видеопереход на раскадровку.

5. Найти операцию «просмотр видеоэффектов». Перетащить нужный видеоэффект на каждый кадр.

6.Добавить на раскадровку звуковой файл (файлы). Обрезать их при необходимости.


7.Добавить название фильма в начале и титры в конце.


8.Просмотреть фильм предварительно. Редактировать его если необходимо.


9.Сохранить созданный фильм на компьютере, выбрав функцию «завершение создания фильма».



ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ПРОГРАММОЙ

Windows Movie Maker


1.Открыть интерфейс программы Windows Movie Maker.

Рассмотреть операции программы в левой части экрана. (импорт изображений, импорт видео, импорт звуковых файлов)

2.Выбрать импорт изображений (фото), или импорт видео и загрузить их в программу с компьютера.

3.Распределить изображения или видео по шкале времени, перетащив мышкой каждый файл на раскадровку.

4.Найти операцию «просмотр видеопереходов» и выбрать нужную. Перетащить видеопереход на раскадровку.

5. Найти операцию «просмотр видеоэффектов». Перетащить нужный видеоэффект на каждый кадр.

6.Добавить на раскадровку звуковой файл (файлы). Обрезать их при необходимости.


7.Добавить название фильма в начале и титры в конце.


8.Просмотреть фильм предварительно. Редактировать его если необходимо.


9.Сохранить созданный фильм на компьютере, выбрав функцию «завершение создания фильма».