СТЕРЕОТИПЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Содержание
- Исследование стереотипов в социальной психологии
- Функции социальных стереотипов
- Механизм стереотипизации
- Социально-психологическая характеристика гендерных, возрастных и этнических групп
Стереотип - упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта человека, возникающее на основе опосредованного восприятия объекта.
Под социальным стереотипом обычно понимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей.
Стереотипизация – процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе выработанных группой стереотипов, т. е. упрощенных устойчивых представлений о психике и поведении человека и общности людей.
Стереотипизация позволяет быстро и надежно категоризировать, упрощать социальную информацию, делать ее более понятной.
Исследование стереотипов в социальной психологии
Впервые термин «социальный стереотип» ввел в употребление У. Липпман , анализируя влияние имеющегося знания о предмете на его восприятие и оценку при непосредственном контакте. Согласно У. Липпману, стереотипы — это упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки» мира «в голове» человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права.
Т. Шибутани определяет социальный стереотип как «популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей, с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей».
Р. Таджури понимает под социальным стереотипом «склонность воспринимающего субъекта легко и быстро заключать воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности и профессии, и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории» .
Исследование стереотипов в социальной психологии
Г. Тэджфел суммировал главные выводы исследований в области социального стереотипа:
- люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками;
- такая категоризация отличается прочной стабильностью в течение очень длительного времени;
- социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно;
- социальные стереотипы становятся более отчетливыми («произносимыми») и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами;
- они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся;
- социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но трудно их модифицировать и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта.
Исследование стереотипов в социальной психологии
В советской литературе исследование проблемы стереотипов связано с именами Шихирева П.Н., Шерковина Ю.Л., Гаджиева К.С., Кона И.С., Ядова В.А., Зака Л.А., Кондратенко Г.М и других. Им присущ классовый подход к проблеме исследования стереотипов, в их работах наиболее часто встречается определение стереотипа как «образа» или «набора качеств», как достаточно примитивного или эмоционально окрашенного представления о действительности, неадекватно отражающего объективные процессы.
Однако сегодня большинство российских ученых (вслед за западными) стали более осторожно подходить к феномену стереотипа, считая последний преимущественно комплексным образованием и оценивая содержание его не только с негативной стороны ( Агеев В.С., Васильева Т.В., Малышева И.В., Коробов В.К., Стефаненко Т.Г., Сорокин Ю.А., Янчук В.А. и др. ).
Функции социальных стереотипов
Английский психолог Генри Тэджфел выделяет четыре функции стереотипов, две из которых реализуются на индивидуальном уровне, две – на групповом.
- Значение стереотипа на индивидуальном уровне:
– когнитивная (селекция социальной информации, схематизация, упрощение);
– ценностно-защитная (создание и поддержание положительного «Я-образа»).
– идеологизирующая (формирование и поддержание групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы);
– идентифицирующая (создание и поддержание положительного группового «Мы-образа»).
Функции социальных стереотипов
Немецкий исследователь У. Квастгоф (U. Quasthoff) выделяет следующие функции стереотипов:
– когнитивная – генерализация (иногда чрезмерная) при упорядочении информации – когда отмечают что-либо бросающееся в глаза. Например, при усвоении чужой культуры на занятиях иностранным языком приходится одни стереотипы (регулирующие интерпретацию речи) заменять другими;
– аффективная – определенная мера этноцентризма в межэтническом общении, проявленная как постоянное выделение «своего» в противовес «чужому»;
– социальная – разграничение «внутригруппового» «внегрупповому»: приводит к социальной категоризации, к образованию социальных структур, на которые активно ориентируются в обыденной жизни.
Механизм стереотипизации
1. Категоризация - психический процесс отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы, сенсорные и перцептивные эталоны, социальные стереотипы, стереотипы поведения и т. п.
2. Схематизация . Схемы представляют собой ряд взаимосвязанных мыслей, представлений, социальных установок и стереотипов, предоставляющих возможность быстрого распознания объектов при наличии ограниченных информационных ресурсов.
3. Атрибуция . В процессе атрибуции происходит приписывание причин поведения и достижений индивидов на основании групповой принадлежности.
Психологические особенности этнических групп
Этнос – устойчивая группа людей , осознающих себя ее членами на основе любых признаков , воспринимаемых как этнодифференцирующие ( Т.Г. Стефаненко).
- Устойчивые компоненты этнических общностей (психический склад):
- этнический/национальный характер; традиции и обычаи.
- этнический/национальный характер;
- традиции и обычаи.
- Эмоционально-динамическая сфера: этнические/национальные чувства.
- этнические/национальные чувства.
Этническое самосознание
- Выражается в формировании «мы-чувства» - фиксации особенностей своей группы, ее отличий от других.
- Этнический стереотип – упрощенный образ этнических групп.
- Этноцентризм – склонность воспринимать жизненные явления с позиции «своей» этнической группы, рассмотренной как эталон.
Гендерные группы
- Гендерные группы выделяют по признаку пола. Понятие «гендер» (gender) используется для социальных характеристик пола в отличие от биологических .
- Гендерные особенности - набор социальных ролей, «предписанных» обществом каждому полу.
- Гендер изучается на трех уровнях:
- индивидуальном (гендерная идентичность);
- индивидуальном (гендерная идентичность);
- структурном (положение мужчин и
- структурном (положение мужчин и
женщин в обществе);
- символическом (образы «настоящего
- символическом (образы «настоящего
мужчины» и «настоящей женщины»).
Гендерные особенности
- Исследуются черты (эмпатия, агрессивность, сексуальная инициатива и др.), распределение и форма проявления этих характеристик у мужчин и женщин, поведение гендерных групп.
- Феминизм:
- направление в современных гуманитарных
- направление в современных гуманитарных
науках;
- общественное движение, отстаивающее равноправие женщин.
- общественное движение, отстаивающее равноправие женщин.
- «Теория справедливости». Э. Уолстер описывает сдвиги в критериях выбора партнера мужчинами и женщинами в западном обществе (выбор равных).
Гендерные роли
- Проблематика гендерных ролей смыкается с проблематикой семьи. Одно из направлений исследований – семейные роли.
- Исследуются:
- Особенности социализации мальчиков и девочек; Специфика социализации в различных культурах; Роли взрослых мужчин и женщин.
- Особенности социализации мальчиков и девочек;
- Специфика социализации в различных культурах;
- Роли взрослых мужчин и женщин.
- Различие социальных ролей связано с проблемой гендерных стереотипов.
Возрастные группы
- Возрастные группы выделяют по признаку возраста (молодежь, лица среднего возраста, пожилые люди).
- Наиболее исследованы – молодежь и пожилые люди.
- Проблемы:
- Соотношение физического и психологического возраста; Специфика различных возрастных групп (роли, статусы, стереотипы); Проблема поколений (границы, взаимоотношения); Специфические субкультуры; Способы адаптации к с оциальным изменениям; Жизненные стратегии и др.
- Соотношение физического и психологического возраста;
- Специфика различных возрастных групп (роли, статусы, стереотипы);
- Проблема поколений (границы, взаимоотношения);
- Специфические субкультуры;
- Способы адаптации к с оциальным изменениям;
- Жизненные стратегии и др.
Источники
- http://www.voppsy.ru/issues/1986/861/861095.htm
- http://psyfactor.org/lybr74.htm
- http://psyfactor.org/lib/stereotype5.htm
- http://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0b65635a3bd68b5d53b88521206c26_0.html