СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стереотипы в социальной педагогике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Стереотипы в социальной педагогике»

СТЕРЕОТИПЫ  В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

СТЕРЕОТИПЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Содержание Исследование стереотипов в социальной психологии Функции социальных стереотипов Механизм стереотипизации Социально-психологическая характеристика гендерных, возрастных и этнических групп

Содержание

  • Исследование стереотипов в социальной психологии
  • Функции социальных стереотипов
  • Механизм стереотипизации
  • Социально-психологическая характеристика гендерных, возрастных и этнических групп
Стереотип - упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта человека, возникающее на основе опосредованного восприятия объекта. Под социальным стереотипом обычно понимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. 

Стереотип - упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта человека, возникающее на основе опосредованного восприятия объекта.

Под социальным стереотипом обычно понимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. 

Стереотипизация – процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе выработанных группой стереотипов, т. е. упрощенных устойчивых представлений о психике и поведении человека и общности людей. Стереотипизация позволяет быстро и надежно категоризировать, упрощать социальную информацию, делать ее более понятной. 

Стереотипизация – процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе выработанных группой стереотипов, т. е. упрощенных устойчивых представлений о психике и поведении человека и общности людей.

Стереотипизация позволяет быстро и надежно категоризировать, упрощать социальную информацию, делать ее более понятной. 

Исследование стереотипов в социальной психологии

Впервые термин «социальный стереотип» ввел в употребление У. Липпман , анализируя влияние имеющегося знания о предмете на его восприятие и оценку при непосредственном контакте. Согласно У. Липпману, стереотипы — это упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки» мира «в голове» человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права.

Т. Шибутани  определяет социальный стереотип как «популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей, с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей».

Р. Таджури  понимает под социальным стереотипом «склонность воспринимающего субъекта легко и быстро заключать воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности и профессии, и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории» .

Исследование стереотипов в социальной психологии Г. Тэджфел  суммировал главные выводы исследований в области социального стереотипа: люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками;  такая категоризация отличается прочной стабильностью в течение очень длительного времени; социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно; социальные стереотипы становятся более отчетливыми («произносимыми») и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами; они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся; социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но трудно их модифицировать и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта. 

Исследование стереотипов в социальной психологии

Г. Тэджфел  суммировал главные выводы исследований в области социального стереотипа:

  • люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками; 
  • такая категоризация отличается прочной стабильностью в течение очень длительного времени;
  • социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно;
  • социальные стереотипы становятся более отчетливыми («произносимыми») и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами;
  • они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся;
  • социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но трудно их модифицировать и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта. 
Исследование стереотипов в социальной психологии В советской литературе исследование проблемы стереотипов связано с именами Шихирева П.Н., Шерковина Ю.Л., Гаджиева К.С., Кона И.С., Ядова В.А., Зака Л.А., Кондратенко Г.М и других. Им присущ классовый подход к проблеме исследования стереотипов, в их работах наиболее часто встречается определение стереотипа как «образа» или «набора качеств», как достаточно примитивного или эмоционально окрашенного представления о действительности, неадекватно отражающего объективные процессы. Однако сегодня большинство российских ученых (вслед за западными) стали более осторожно подходить к феномену стереотипа, считая последний преимущественно комплексным образованием и оценивая содержание его не только с негативной стороны ( Агеев В.С., Васильева Т.В., Малышева И.В., Коробов В.К., Стефаненко Т.Г., Сорокин Ю.А., Янчук В.А. и др. ).

Исследование стереотипов в социальной психологии

В советской литературе исследование проблемы стереотипов связано с именами Шихирева П.Н., Шерковина Ю.Л., Гаджиева К.С., Кона И.С., Ядова В.А., Зака Л.А., Кондратенко Г.М и других. Им присущ классовый подход к проблеме исследования стереотипов, в их работах наиболее часто встречается определение стереотипа как «образа» или «набора качеств», как достаточно примитивного или эмоционально окрашенного представления о действительности, неадекватно отражающего объективные процессы.

Однако сегодня большинство российских ученых (вслед за западными) стали более осторожно подходить к феномену стереотипа, считая последний преимущественно комплексным образованием и оценивая содержание его не только с негативной стороны ( Агеев В.С., Васильева Т.В., Малышева И.В., Коробов В.К., Стефаненко Т.Г., Сорокин Ю.А., Янчук В.А. и др. ).

Функции социальных стереотипов Английский психолог Генри Тэджфел выделяет четыре функции стереотипов, две из которых реализуются на индивидуальном уровне, две – на групповом. Значение стереотипа на индивидуальном уровне: – когнитивная (селекция социальной информации, схематизация, упрощение); – ценностно-защитная (создание и поддержание положительного «Я-образа»). На групповом уровне: – идеологизирующая (формирование и поддержание групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы); – идентифицирующая (создание и поддержание положительного группового «Мы-образа»).

Функции социальных стереотипов

Английский психолог Генри Тэджфел выделяет четыре функции стереотипов, две из которых реализуются на индивидуальном уровне, две – на групповом.

  • Значение стереотипа на индивидуальном уровне:

когнитивная (селекция социальной информации, схематизация, упрощение);

ценностно-защитная (создание и поддержание положительного «Я-образа»).

  • На групповом уровне:

идеологизирующая (формирование и поддержание групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы);

идентифицирующая (создание и поддержание положительного группового «Мы-образа»).

Функции социальных стереотипов Немецкий исследователь У. Квастгоф (U. Quasthoff) выделяет следующие функции стереотипов: – когнитивная – генерализация (иногда чрезмерная) при упорядочении информации – когда отмечают что-либо бросающееся в глаза. Например, при усвоении чужой культуры на занятиях иностранным языком приходится одни стереотипы (регулирующие интерпретацию речи) заменять другими; – аффективная – определенная мера этноцентризма в межэтническом общении, проявленная как постоянное выделение «своего» в противовес «чужому»; – социальная – разграничение «внутригруппового» «внегрупповому»: приводит к социальной категоризации, к образованию социальных структур, на которые активно ориентируются в обыденной жизни. 

Функции социальных стереотипов

Немецкий исследователь У. Квастгоф (U. Quasthoff) выделяет следующие функции стереотипов:

когнитивная – генерализация (иногда чрезмерная) при упорядочении информации – когда отмечают что-либо бросающееся в глаза. Например, при усвоении чужой культуры на занятиях иностранным языком приходится одни стереотипы (регулирующие интерпретацию речи) заменять другими;

аффективная – определенная мера этноцентризма в межэтническом общении, проявленная как постоянное выделение «своего» в противовес «чужому»;

социальная – разграничение «внутригруппового» «внегрупповому»: приводит к социальной категоризации, к образованию социальных структур, на которые активно ориентируются в обыденной жизни. 

Механизм стереотипизации 1. Категоризация - психический процесс отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы, сенсорные и перцептивные эталоны, социальные стереотипы, стереотипы поведения и т. п. 2. Схематизация . Схемы представляют собой ряд взаимосвязанных мыслей, представлений, социальных установок и стереотипов, предоставляющих возможность быстрого распознания объектов при наличии ограниченных информационных ресурсов.  3. Атрибуция . В процессе атрибуции происходит приписывание причин поведения и достижений индивидов на основании групповой принадлежности. 

Механизм стереотипизации

1. Категоризация - психический процесс отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы, сенсорные и перцептивные эталоны, социальные стереотипы, стереотипы поведения и т. п.

2. Схематизация . Схемы представляют собой ряд взаимосвязанных мыслей, представлений, социальных установок и стереотипов, предоставляющих возможность быстрого распознания объектов при наличии ограниченных информационных ресурсов. 

3. Атрибуция . В процессе атрибуции происходит приписывание причин поведения и достижений индивидов на основании групповой принадлежности. 

Психологические особенности этнических  групп Этнос  – устойчивая группа людей , осознающих себя ее членами на основе любых признаков , воспринимаемых как этнодифференцирующие ( Т.Г. Стефаненко). Устойчивые компоненты этнических общностей (психический склад): этнический/национальный характер; традиции и обычаи. этнический/национальный характер; традиции и обычаи. Эмоционально-динамическая сфера: этнические/национальные чувства. этнические/национальные чувства.

Психологические особенности этнических групп

Этнос – устойчивая группа людей , осознающих себя ее членами на основе любых признаков , воспринимаемых как этнодифференцирующие ( Т.Г. Стефаненко).

  • Устойчивые компоненты этнических общностей (психический склад):
  • этнический/национальный характер; традиции и обычаи.
  • этнический/национальный характер;
  • традиции и обычаи.
  • Эмоционально-динамическая сфера: этнические/национальные чувства.
  • этнические/национальные чувства.
Этническое  самосознание Выражается в  формировании «мы-чувства»  - фиксации особенностей своей группы, ее отличий от  других. Этнический стереотип – упрощенный образ этнических  групп. Этноцентризм  – склонность воспринимать жизненные явления с позиции «своей» этнической группы, рассмотренной как эталон.

Этническое самосознание

  • Выражается в формировании «мы-чувства» - фиксации особенностей своей группы, ее отличий от других.
  • Этнический стереотип – упрощенный образ этнических групп.
  • Этноцентризм – склонность воспринимать жизненные явления с позиции «своей» этнической группы, рассмотренной как эталон.
Гендерные группы Гендерные группы выделяют по признаку пола. Понятие «гендер» (gender) используется для социальных характеристик пола в отличие от биологических . Гендерные особенности - набор социальных ролей, «предписанных» обществом каждому  полу. Гендер изучается на трех  уровнях: индивидуальном  (гендерная идентичность); индивидуальном  (гендерная идентичность); структурном  (положение мужчин и структурном  (положение мужчин и женщин в  обществе); символическом (образы «настоящего символическом (образы «настоящего мужчины» и «настоящей  женщины»).

Гендерные группы

  • Гендерные группы выделяют по признаку пола. Понятие «гендер» (gender) используется для социальных характеристик пола в отличие от биологических .
  • Гендерные особенности - набор социальных ролей, «предписанных» обществом каждому полу.
  • Гендер изучается на трех уровнях:
  • индивидуальном (гендерная идентичность);
  • индивидуальном (гендерная идентичность);
  • структурном (положение мужчин и
  • структурном (положение мужчин и

женщин в обществе);

  • символическом (образы «настоящего
  • символическом (образы «настоящего

мужчины» и «настоящей женщины»).

Гендерные особенности Исследуются черты  (эмпатия, агрессивность, сексуальная инициатива и др.), распределение и форма проявления этих характеристик у мужчин и женщин, поведение гендерных  групп. Феминизм: направление в современных гуманитарных  направление в современных гуманитарных  науках; общественное движение, отстаивающее равноправие женщин. общественное движение, отстаивающее равноправие женщин. «Теория справедливости». Э. Уолстер описывает сдвиги в критериях выбора партнера мужчинами и женщинами в западном обществе (выбор  равных).

Гендерные особенности

  • Исследуются черты (эмпатия, агрессивность, сексуальная инициатива и др.), распределение и форма проявления этих характеристик у мужчин и женщин, поведение гендерных групп.
  • Феминизм:
  • направление в современных гуманитарных
  • направление в современных гуманитарных

науках;

  • общественное движение, отстаивающее равноправие женщин.
  • общественное движение, отстаивающее равноправие женщин.
  • «Теория справедливости». Э. Уолстер описывает сдвиги в критериях выбора партнера мужчинами и женщинами в западном обществе (выбор равных).
Гендерные роли Проблематика  гендерных ролей смыкается с проблематикой семьи. Одно из направлений исследований – семейные роли.  Исследуются: Особенности социализации мальчиков и  девочек; Специфика социализации в различных  культурах; Роли взрослых мужчин и женщин. Особенности социализации мальчиков и  девочек; Специфика социализации в различных  культурах; Роли взрослых мужчин и женщин. Различие социальных ролей связано с проблемой гендерных  стереотипов.

Гендерные роли

  • Проблематика гендерных ролей смыкается с проблематикой семьи. Одно из направлений исследований – семейные роли.
  • Исследуются:
  • Особенности социализации мальчиков и девочек; Специфика социализации в различных культурах; Роли взрослых мужчин и женщин.
  • Особенности социализации мальчиков и девочек;
  • Специфика социализации в различных культурах;
  • Роли взрослых мужчин и женщин.
  • Различие социальных ролей связано с проблемой гендерных стереотипов.
Возрастные группы Возрастные группы выделяют по признаку возраста  (молодежь, лица среднего возраста,  пожилые люди). Наиболее исследованы – молодежь и пожилые люди.  Проблемы: Соотношение физического и психологического  возраста; Специфика различных возрастных групп (роли, статусы,  стереотипы); Проблема поколений (границы, взаимоотношения); Специфические  субкультуры; Способы адаптации к с оциальным изменениям; Жизненные стратегии и  др. Соотношение физического и психологического  возраста; Специфика различных возрастных групп (роли, статусы,  стереотипы); Проблема поколений (границы, взаимоотношения); Специфические  субкультуры; Способы адаптации к с оциальным изменениям; Жизненные стратегии и  др.

Возрастные группы

  • Возрастные группы выделяют по признаку возраста (молодежь, лица среднего возраста, пожилые люди).
  • Наиболее исследованы – молодежь и пожилые люди.
  • Проблемы:
  • Соотношение физического и психологического возраста; Специфика различных возрастных групп (роли, статусы, стереотипы); Проблема поколений (границы, взаимоотношения); Специфические субкультуры; Способы адаптации к с оциальным изменениям; Жизненные стратегии и др.
  • Соотношение физического и психологического возраста;
  • Специфика различных возрастных групп (роли, статусы, стереотипы);
  • Проблема поколений (границы, взаимоотношения);
  • Специфические субкультуры;
  • Способы адаптации к с оциальным изменениям;
  • Жизненные стратегии и др.
Источники http://www.voppsy.ru/issues/1986/861/861095.htm http://psyfactor.org/lybr74.htm http://psyfactor.org/lib/stereotype5.htm http://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0b65635a3bd68b5d53b88521206c26_0.html

Источники

  • http://www.voppsy.ru/issues/1986/861/861095.htm
  • http://psyfactor.org/lybr74.htm
  • http://psyfactor.org/lib/stereotype5.htm
  • http://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0b65635a3bd68b5d53b88521206c26_0.html