Тема: Строки, добытые в боях.
Цели урока: познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии, силой слова и музыки воздействовать на души детей. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гражданского долга, чувство любви к Родине. чувство гордости за русский народ. Показать нравственные истоки победы в Великой Отечественной войне.
Оборудование: записи песен о Великой Отечественной войне, выставка книг, портреты поэтов: А.Твардовского, К.Симонова, А.Суркова, А.Ахматовой, Ю. Друниной, О. Бергольц, М.Исаковского, тексты стихотворений.
Ход урока
Слово учителя.
Почти 65 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Всё меньше остаётся ветеранов, которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны и для каждого конкретно. К сожалению ,Великая Отечественная не была войной последней. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны.
Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благородной памяти людей, на страницах учебников , но и в поэтических строках, в звуках музыки, в мраморе и красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас.
Война… Страшное .жестокое время. Время тяжелейших испытаний , неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До стихов и песен ли в такое тяжёлое время ? Но они создавались и вносили свою лепту в общее дело .
22 июня 1941 года Алексей Недогонов писал такие строки:
Роса ещё дремала на лафете,
Когда под громом дрогнул Измаил:
Трубач полка-
у штаба-
на рассвете
в холодный горн тревогу затрубил.
Набата звук,
кинжальный. резкий, плотный,
летел к Одессе.
за Троянов Вал,
как будто он не гарнизон пехотный.
а всю Россию к бою поднимал!
Уже на третий день войны ,24 нюня, была создана песня , ставшая символом единства народа в борьбе с врагом – «Священная война» на стихи Василия Лебедева – Кумача.
Слушаем куплет из песни в записи
- Почему война названа «священной»?
Ученик. Это война за правое дело , за свою Родину, не наступательная, захватническая, а оборонительная. Такая война – свободу Родины, против захватчиков оправданна. Она народная , потому что объединяет устремления всего народа, она «священная» , потому что защита Отечества , своей семьи- святой долг каждого человека.
В годы военных испытаний 1215 писателей и поэтов – почти половина тогдашней творческой организации – ушли воевать с врагом. Более 400 из них отдали свою жизнь за освобождение нашей Родины от врага.
Портрет Константана Симонова (1915- 1979)
Учитель.
Известный поэт , прошедший всю войну корреспондентом газеты «Красная звезда» . В качестве военного корреспондента он переезжал с фронта на фронт. знал войну «изнутри» , не по наслышке. В первые , особенно тяжёлые месяцы войны. когда наши войска отступали с большими боями и огромными потерями, оставляя врагу сёла и города. было написано стихотворение «Ты, помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», посвящённое другу Симонова Алексею Суркову.
Слушаем в исполнении ученика стихотворение « Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»
- Как вы думаете, почему это стихотворение произвело очень сильное впечатление на людей, стало популярным, любимым в народе?
Ученик:____________________________________
Учитель:
Стихотворение не просто рассказывает о войне , о её трудностях. Это лирическое стихотворение. Передаёт переживания, которые испытывал весь народ, передаёт боль и стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать. Обращение к другу передает особый лиризм искренность.
Какие картины войны изображает поэт?
Ученик:
Симонов пишет о тяжёлых дорогах, по которым отступали наши войска, о деревнях с погостами вдоль дорог, размытых дождями с пожарищами. Пишет о деревенских женщинах, поивших солдат молоком: кринки они бережно , «как детей» прижимают к груди- в этом забота, нежность, тревога за солдат. Пишет о картине, запечатлившейся в памяти: « изба под Борисовом, / По мёртвому плачущий девичий крик, / Седая старуха в солопчике плисовом,/Весь в белом, как на смерть одетый, старик». Эта картина полна боли, беспомощного стыда, сочувствия, сострадания.
Как создаётся образ русской земли в стихотворении?
Ученик: Образ русской земли создается через образ дорог, «слезами измеренных»; сравнением «Как будто на них вся Россия сошлась»; размышлениями о том, что такое Родина: «эти проселки, что дедами пройдены, / С простыми крестами их русских могил».
Слова старухи : «Мы вас подождём!» - повторяют пажити и леса , как будто сама природа, вся Россия, говорит это. Многократным повторением слова «русский», «русская», «по-русски» выражается гордость «за самую милую/ За горькую землю, где я родился» , готовность умереть за Родину, но защитить её от врагов.
Учитель .Сколько песен – прекрасных , незабываемых! В песнях этих запечатлены и трагические , и счастливые страницы героических лет, сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность русского солдата!
Особое место в поэзии военных лет принадлежит Алексею Суркову , которому посвящено стихотворение К .Симонова. А.Сурков- автор тихой, проникновенной песни «В землянке». Это грустное, лирическое стихотворение . положенное на музыку Константином Листовым, выполняло функции боевой, воодушевляющей песни. Оно написано в ноябре 1941 года под Москвой в землянке А.Сурков не писал специально песню. Впрочем , он и стихотворения не писал- просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли; просто рассказал жене, где находится, о чем думает, ,какая, наконец, погода в тех местах, где он сейчас находится и какая обстановка….
Звучит песня «В землянке»
Ученик.
Пожалуй, одно из известных стихотворений Анны Ахматовой «Мужество», появившееся в военную пору на страницах газеты «Правда».Анна Ахматова обращает внимание на дату, которая стоит под стихами . «Мужество » было написано 23 февраля 1942 года- в День Красной Армии. Ахматова говорит о том, что, когда она писала стихи, перед её глазами стояли мужественные и скорбные лица тех, кто защищал священный город на берегах Невы. Гитлеровцы ещё были в непосредственной близости от Москвы, рвались к Волге. Я, как и все, отмечает поэтесса, твёрдо верила в победу и эту народную веру выразила в стихах, как умела.
Ученик читает стихотворение «Мужество» А. Ахматовой
Учитель.
И в послевоенные годы тема войны продолжала и продолжает волновать поэтов.
Владимир Харитонов с первых дней был на войне. В 1975 году к 60 –летия Победы написал стихи песни на музыку Дмитрия Тухманова «День Победы» . Именно он ввёл в нашу жизнь словосочетание День Победы, до этого именовавшегося праздником 9 Мая.
Однажды на приёме в Кремле Леонид Брежнев сказал поэту : «Нас не будет, Володя, а народ будет петь твою песню». И это действительно так, потому что «праздник со слезами на глазах» и сегодня , и завтра будет объединять и ветеранов , и молодое поколение.
Все вместе поют «День Победы».
Литература:
В.В. Ишин, Ю.И. Кочетков «Песни , опалённые войной».
Е. Долматовский « Рассказы о твоих песнях».