Горьковская железная дорога – филиал Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
предмет: «Стрессоустойчивость»
Горьковский учебный центр профессиональных
квалификаций – Нижегородское подразделение
Сальников Александр Вениаминович
Учебные вопросы
- Стресс. Виды стресса.
- Стрессоустойчивость. Функциональное состояние: определение и способы диагностики.
- Способы оптимизации состояний.
Цели занятия
- Сформировать понятие обучающихся о стрессе
- Изучить понятие «стрессоустойчивость
- Изучить способы противодействия стрессу
учебные
воспита-
тельные
- Воспитать стремление к профессиональному совершенствованию;
- Научиться анализировать свое состояние после стресса;
- Повысить личную ответственность при невозможности обеспечения безопасности движения после стресса.
Учебный вопрос № 1 Стресс. Виды стресса
Разрабатывая теорию стрессов, Селье считал, что практически любое значимое для человека событие в жизни вызывает стресс . Эти события могут быть не только отрицательными, но и вызывать положительные эмоции и чувства у человека
Ганс Селье
Лучшей защитой от окружающих нас разговоров о стрессе будет личная осведомленность о природе и последствиях стресса
Учебный вопрос № 1 Стресс. Виды стресса
Стресс – это ситуация , которая вызывает у человека особую ответную реакцию .
Г. Селье: «Стресс – неспецифическая реакция организма на любое требование извне ».
Учебный вопрос № 1 Стресс. Виды стресса
Вида стресса :
1) физиологический;
2) эмоциональный;
3) поведенческий;
4)Когнитивный (познавательный)
Учебный вопрос № 1 Стресс. Виды стресса
Физиологический стресс – это действительное заболевание того или иного органа тела или другие дискомфортные физические ощущения)
Учебный вопрос № 1 Стресс. Виды стресса
Эмоциональная неустойчивость, перепады настроения, повышенная возбудимость, беспокойство, раздражительность, агрессивность – это проявления эмоционального вида стрессового состояния
Учебный вопрос № 1 Стресс. Виды стресса
Проявляющаяся в поведении, неадекватная или несвойственная прежде человеку реакция, говорит о поведенческом стрессе .
Может быть:
- усиленное курение,
- откладывание дел,
- использование ненормативной лексики,
- утрата интереса к своему внешнему облику,
- опоздания.
Учебный вопрос № 1 Стресс. Виды стресса
Когда для окружающих, мы остаемся прежними, стараемся сдерживать себя эмоционально, но при этом мучаемся беспокоящими нас мыслями, не можем отвлечь свое сознание от проблемной ситуации – это когнитивный стресс.
Учебный вопрос № 1 Стресс. Виды стресса
По природе стресса можно различать:
- стрессовые события , находящиеся на уровне угрозы чего бы то ни было;
- события, связанные с потерями положения, статуса, ресурса, настроения, привилегий и др.;
- события-испытания, требующие от человека выдержки, силы воли, психического и физического напряжения.
Учебный вопрос № 1 Стресс. Виды стресса
Классификация стресса по трем группам возможна, если учитывать, когда возникал стрессовый фактор:
- Ситуация стресса в прошлом . (прошлые обиды, совершенные ошибки)
- Ситуация стресса в настоящий период. (любая настоящая проблема или событие)
- Ситуация стресса в будущем (годовой отчет, командировка, повышение квалификации и последующий экзамен)
Учебный вопрос № 1 Стресс. Виды стресса
Перечень возможных стрессоров в трудовом коллективе:
- конфликты сотрудников;
- конфликты с руководством;
- профессиональная и личностная несовместимость сотрудников;
- отсутствие или неразвитые неформальные отношения в коллективе;
- неодобряемый стиль руководства или другая деятельность руководителя;
- тревожность и напряжение у отдельных сотрудников.
Учебный вопрос № 1 Стресс. Виды стресса
Служебные ситуации – источники стресса :
- недостаточная квалификация ;
- несоответствие личной потребности уровня ответственности;
- скука ;
- нехватка времени;
- низкая адаптируемость к внешним и внутренним изменениям;
- ощущение большого количества обязанностей ;
- нереализованность своих профессиональных навыков и знаний.
Учебный вопрос № 2
Стрессоустойчивость.
Стрессоустойчивость - совокупность качеств, позволяющих организму спокойно переносить действие стрессоров без вредных всплесков эмоций, влияющих на деятельность и на окружающих, а также способных вызывать психические расстройства.
Учебный вопрос № 2
Стрессоустойчивость.
Преимущества стрессоустойчивости:
- Спокойная гармоничная жизнь.
- Физическое здоровье.
- Созидание, а не разрушение.
- Позитивное видение мира.
Учебный вопрос № 2
Стрессоустойчивость.
Классификация стрессоустойчивости
- Стрессонеустойчивые . К ним относятся люди, которые более всех остальных подвержены стрессу.
- Стрессотренируемые . Люди, готовые к переменам.
- Стрессотормозные . Это тип, который достаточно принципиален в своих жизненных позициях и достаточно лоялен к внешним изменениям..
- Стрессоустойчивые . Люди, максимально устойчивые к негативным проявлениям окружающей среды.
Уровень стрессоустойчивости – чаще всего определяется с помощью теста.
Я думаю, что меня недооценивают в коллективе
Я стараюсь работать, учиться, даже если бываю не совсем здоров
Я переживаю за качество своей работы
Я бываю настроен агрессивно
Я не терплю критики в свой адрес
Я бываю раздражителен
Я стараюсь быть лидером там, где это возможно
Меня считают человеком настойчивым и напористым
Я страдаю бессонницей
Своим недругам я могу дать отпор
Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность
У меня не хватает времени на отдых
У меня возникают конфликтные ситуации
Мне недостает власти, чтобы реализовать себя
У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом
Я все делаю быстро
Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки
Учебный вопрос № 2
Стрессоустойчивость.
Развить стрессоустойчивость - Необходимо понять и определить для себя тот уровень стресса, при котором организм продолжает находиться в состоянии комфорта или способен повысить ресурсы и справиться с напряжением.
Учебный вопрос № 2
Стрессоустойчивость.
Ведущие качества в условиях стресса :
- Активность;
- Энтузиазм;
- Уверенность;
- Решимость;
- Оптимизм;
- Смелость;
- Целеустремленность;
- Собранность;
- Ответственность.
Это обеспечивает навыками саморегуляции своего психического и физического состояния в ситуации стресса – стрессоустойчивости .
Формируйте в себе устойчивую систему ценностей, нравственных убеждений , тренируйте свои волевые качества личности.
Учебный вопрос № 2
Стрессоустойчивость.
Самым главным, запускающим стрессовое состояние, фактором является Ваша оценка наступающей ситуации , Ваше личностное отношение к проблеме, ее значимость для Вас в череде других профессиональных дел.
Учебный вопрос № 3
Способы оптимизации состояний
- Не ограничивайте свой разум и не поленитесь найти самые разнообразные пути выхода их сложившейся ситуации.
- Привлеките к поиску своих коллег, особенно.
- Выберите из определенных путей разрешения наиболее оптимальный для вас и действуйте.
- Не тратьте свои умственные и физические силы на прошлые и возможные в будущем стрессовые события.
- Живите в настоящем и заботьтесь о нем.
Учебный вопрос № 3
Способы оптимизации состояний
- Общие советы по достижению стрессоустойчивости.
- Помните, что очень важен сон и отдых.
- Найдите время для любимого занятия – хобби
- Воспитайте в себе терминатора.
- Если совсем тяжело, не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам.
- Элементарные дыхательные и медитативные упражнения можно найти в интернете.
Благодарю за внимание