СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение Земной коры

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Строение Земной коры»

Конспект по географии.

07.09.20. 

Тема урока: Строение земной коры. 

Тип урока: усвоение новых знаний. 

Цель: 1. Создать условия для усвоения знаний учащимися об особенностях строения земной коры. Ввести понятия: «платформа», «геосинклиналь», «щит», «плита». Познакомить учащихся с геохронологической таблицей. Помочь учащимся понять особенности строения материковой и океанической земной коры, теорию движения литосферных плит, влияние строения земной коры и движения литосферных плит на рельеф Земли. 

2. Продолжать развивать навыки работы с текстовыми и картографическими источниками информации, навыки логического мышления на основе выявления причинно-следственных связей, анализа имеющихся знаний. 

3. Воспитывать взаимоуважение, организованность, аккуратность, умение выслушивать мнение другого человека, любовь и уважение к природе. Воспитывать осознанные мотивы учения. 

Оборудование: учебники, атласы, физическая карта мира, карта строения земной коры. 

Используемая литература: А.С. Бейсенова, С.А. Абилмажинова, К.Д. Каймулдинова«География. Материки и океаны», В.А. Коринская, В.А. Щенёв, И.В. Душина «География материков и океанов», К.С. Лазаревич «Я иду на урок географии», Н.В. Алисов, И.М. Кузина, Н.А. Марченко «Готовимся к экзамену по географии». 

Ход урока 

Этап урока 

Содержание 

Методы, ФОУД 

I.Организа-ционный момент 

Приветствие. Проверка готовности класса и кабинета к уроку. Отсутствующие.  

 

II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению знаний. 

- Что такое карта? Какие виды карт существуют? 

- Откройте карту строения земной коры. Какая это карта по охвату территории и содержанию? 

- На сегодняшнем уроке мы приступаем к изучению главных закономерностей, законов по которым живёт наша Земля. Зная эти законы можно объяснить все особенности природы и ответить на многие вопросы «почему?». Некоторые из этих законов мы уже рассматривали при изучении оболочек Земли. Теперь мы их вспомним, уточним и дополним. 

Запишите тему нашего урока «Строение земной коры» 

- Какова цель нашего урока? - На какие вопросы необходимо ответить, чтобы достигнуть цели? - Какими источниками информации вы можете воспользоваться сегодня на уроке? 

Актуализация знаний, практическое задание. 

Мотивация. 

 

 

 

 

Запись в тетради. 

Фронтальная беседа. 

III. Усвоение новых знаний. 

- Как вы думаете, всегда ли наша Земля выглядела так, как сейчас? 

В истории развития Земли, по возрасту горных пород, останкам живых организмов, выделяются эры и периоды. Они составляют геохронологическую таблицу (стр. 21, рис. 11): 

Эры 

Периоды  

Горообразования  

Кайнозой   Kz 

 

Четвертичный  Q 

Альпийское 

Неоген               N 

Палеоген            P 

Мезозой    Mz 

Мел                     M 

Мезозойское 

Юра                    J 

Триас                 T 

Палеозой    Pz 

Пермь                P 

Герцинское  

Карбон              C 

Девон                 D 

Каледонское 

Силур                  S 

Ордовик             O 

Байкальское 

Кембрий            Е 

Протерозой  Pt 

Архей          Ar 

- Земная кора под океанами и материками имеет одинаковую мощность? (под материками 30-80 км, под океанами 5-12 км.

- Почему мощность земной коры разная? 

Земная кора 

материковая 

океаническая 

1. Осадочный 

2. Гранитный 

3. Базальтовый 

1. Осадочный 

 

2. Базальтовый 

- Прежде чем мы продолжим разговор о строении земной коры, необходимо познакомиться с великим немецким учёным, профессором. Альфред Вегенер, который родился 1880г и погиб в 1930 году, был «генератором» идей. Его научные труды были посвящены астрономии, метеорологии, геофизике. Он был исследователем севера – Гренландии. Именно там в своей третьей экспедиции он погиб. Но главный его научный труд касался геологии– науки о строении земной коры. Он, внимательно изучая конфигурацию материков, впервые выдвинул теорию о дрейфе материков. 

 Литосферные плиты – это большие блоки земной коры. Рис.12. 

Пангея – древний единый материк: 

Лавразия – северный материк. 

Гондвана – южный материк. 

- Изучая литосферу, мы уже говорили о движении литосферных плит. Что будет происходить, если литосферные плиты расходятся? 

 

(образуются срединно-океанические хребты

- А если сталкиваются материковая и океаническая плиты? 

 

(Материковая сминается в складки и на побережье образуются горы, а  

океаническая подползает под материковую, образуются глубоководные желоба

- А если сталкиваются две материковые? (обе сминаются в складки

Платформа – древнейший (Ar, Pt) относительно устойчивый и выровненный участок земной коры. 

Строение платформы – кристаллическое основание, осадочный чехол. 

Чехол – это слой осадочных пород, лежащий на древнем основании. 

Щит – выходы древних кристаллических пород на поверхность. 

 

 

Геосинклиналь – подвижный участок земной коры. 

Эвристическая беседа. 

 

 

Работа с текстом учебника (таблицей), обсуждение. 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний. 

Эвристическая беседа, запись в тетради. 

 

 

 

Эвристический рассказ. 

 

 

 

 

 

Запись в тетради. 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний, обсуждение, схематизация. 

 

 

 

 

 

 

Запись в тетради. 

IV. Закрепление 

Давайте закрепим то, что вы узнали на этом уроке. 

- Что собой представляет геохронологическая таблица? 

- На какие эры делится? Какое горообразование было самым древним? Современное горообразование? 

- Чем материковая земная кора отличается от океанической? 

- какую теорию выдвинул Альфред Вегенер?  

- Что происходит при движении литосферных плит? 

- Что такое платформа? Чехол? Щит? Геосинклиналь? 

Фронтальный опрос. 

V. Дом. зад. 

§ 4 (пересказ), вопросы 2,3. 

Запись в дневнике 

VI. Итог урока. 

Оценка работы класса и отдельных учащихся. Выставление отметок. 

- Какова была цель урока? Удалось ли её достигнуть? 

- Какие затруднения возникали сегодня на уроке? Почему? 

- Что необходимо изменить или сделать по-другому на следующем уроке, чтобы подобные затруднения больше не возникали? 

- Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? 

 

 

Фронтальная беседа.