II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению знаний. | - Что такое карта? Какие виды карт существуют? - Откройте карту строения земной коры. Какая это карта по охвату территории и содержанию? - На сегодняшнем уроке мы приступаем к изучению главных закономерностей, законов по которым живёт наша Земля. Зная эти законы можно объяснить все особенности природы и ответить на многие вопросы «почему?». Некоторые из этих законов мы уже рассматривали при изучении оболочек Земли. Теперь мы их вспомним, уточним и дополним. Запишите тему нашего урока «Строение земной коры» - Какова цель нашего урока? - На какие вопросы необходимо ответить, чтобы достигнуть цели? - Какими источниками информации вы можете воспользоваться сегодня на уроке? | Актуализация знаний, практическое задание. Мотивация. Запись в тетради. Фронтальная беседа. |
III. Усвоение новых знаний. | - Как вы думаете, всегда ли наша Земля выглядела так, как сейчас? В истории развития Земли, по возрасту горных пород, останкам живых организмов, выделяются эры и периоды. Они составляют геохронологическую таблицу (стр. 21, рис. 11): Эры | Периоды | Горообразования | Кайнозой Kz | Четвертичный Q | Альпийское | Неоген N | Палеоген P | Мезозой Mz | Мел M | Мезозойское | Юра J | Триас T | Палеозой Pz | Пермь P | Герцинское | Карбон C | Девон D | Каледонское | Силур S | Ордовик O | Байкальское | Кембрий Е | Протерозой Pt | Архей Ar | - Земная кора под океанами и материками имеет одинаковую мощность? (под материками 30-80 км, под океанами 5-12 км.) - Почему мощность земной коры разная? Земная кора материковая | океаническая | 1. Осадочный 2. Гранитный 3. Базальтовый | 1. Осадочный 2. Базальтовый | - Прежде чем мы продолжим разговор о строении земной коры, необходимо познакомиться с великим немецким учёным, профессором. Альфред Вегенер, который родился 1880г и погиб в 1930 году, был «генератором» идей. Его научные труды были посвящены астрономии, метеорологии, геофизике. Он был исследователем севера – Гренландии. Именно там в своей третьей экспедиции он погиб. Но главный его научный труд касался геологии– науки о строении земной коры. Он, внимательно изучая конфигурацию материков, впервые выдвинул теорию о дрейфе материков. Литосферные плиты – это большие блоки земной коры. Рис.12. Пангея – древний единый материк: Лавразия – северный материк. | Гондвана – южный материк. | - Изучая литосферу, мы уже говорили о движении литосферных плит. Что будет происходить, если литосферные плиты расходятся? | (образуются срединно-океанические хребты) | - А если сталкиваются материковая и океаническая плиты? | (Материковая сминается в складки и на побережье образуются горы, а | океаническая подползает под материковую, образуются глубоководные желоба) - А если сталкиваются две материковые? (обе сминаются в складки) Платформа – древнейший (Ar, Pt) относительно устойчивый и выровненный участок земной коры. Строение платформы – кристаллическое основание, осадочный чехол. Чехол – это слой осадочных пород, лежащий на древнем основании. Щит – выходы древних кристаллических пород на поверхность. Геосинклиналь – подвижный участок земной коры. | Эвристическая беседа. Работа с текстом учебника (таблицей), обсуждение. Актуализация знаний. Эвристическая беседа, запись в тетради. Эвристический рассказ. Запись в тетради. Актуализация знаний, обсуждение, схематизация. Запись в тетради. |