СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структура сложного предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Структура сложного предложения»

Структура сложного предложения


Цель урока: а) обобщить и систематизировать материал по теме;

б) продолжить работу по развитию навыков монологической речи и умения выбирать главное в лингвистическом тексте;

в) воспитывать грамотного читателя.

Ход урока:

  1. Учитель: Мы закончили с вами повторение и систематизацию материалов по теме «Простое предложение», провели и проанализировали контрольную работу. Дома вы должны были дать полную синтаксическую характеристику простому предложению. Мы начинаем урок с проверки д\з. Работаем в парах: 1вар. рассказывает 2-ому о своем предложении, а 2-ой- 1- ому и выставляем оценки.

2.Ответы уч-ся.

3.Учитель: Как вы думаете, ребята, какова цель данной работы?

Сегодня мы начинаем работать над темой «Структура сложного предложения».

4.В тетрадь: число, тема.

5. Учитель: Скажите, это абсолютно незнакомая для вас тема? Попробуем сформулировать цели урока.

6. На доске кластер.

Учитель: Давайте заполним нашу ромашку. В центре «Сложное предложение». На какие вопросы нам необходимо ответить, чтобы разобраться в данной теме?

- Что это? Вид связи? (Как?) Средства связи?( При помощи чего?) Знаки?( Пунктуация?)

7. Заполнение таблицы в группах.


Предложение.

Вид связи.

Средства связи.

Знаки препинания.

1

2






3

Сложнонсочиненное

Сложноподчиненное

Придаточное





Бессоюзное




В таблицу заносятся сведения о сложных предложениях.

8.Зигзаг. По завершении работы уч-ся переходят за стол согласно выбранному номеру и продолжают заполнение таблицы, объясняя каждый свою тему.

9. Отчет учащихся о выполненной работе.

10. Учитель: А зачем нам это надо знать?

11. Учитель: А теперь давайте поработаем с текстом. Угроватова Т.Ю. Учебно-треничовочные тесты. Стр. 238.

Прежде чем мы начнем читать текст, хотелось бы обратить ваше внимание на фамилию автора Лихачев Д.С. Можете что-нибудь сказать об этом человеке?

12. Ответы уч-ся.

13. Учитель: Я не случайно взяла текст именно Лихачева, во-первых, он сам по себе, на мой взгляд, очень интересен, а во-вторых, потому что ваш одноклассник В. Чикнаев создал презентацию, посвященную памяти этого необыкновенного человека, и его работа на городском конкурсе была признана одной из лучших, ей был присвоен статус методического пособия. Мы с удовольствием посмотрим сейчас эту работу.

Задание: ответить на вопрос, что нового вы узнали о Д.С. Лихачеве?

14. Ответы учащихся.

15. Самостоятельная работа в группах

а) чтение текста,

б )определение микротем, темы текста,

в) формулирование проблемы,

г) авторской позиции по проблеме,

д) аргументы автора в защиту своей позиции,

е) позиция вашей группы по данной проблеме,

ж) аргументы в защиту вашей позиции.

16.Учитель: вас было очень интересно слушать и, думаю, не менее интересно будет читать. Ваше д\з – написать сочинение- рассуждение по вар. С из ЕГЭ.

Завершая урок, мне хотелось бы обратить ваше внимание на предложение №3. Об этом виде сложных предложений мы не говорили. Как называется такое предложение? О сложных синтаксических конструкциях мы еще будем говорить, так же как и о пунктуации в БСП. А теперь давайте подведем итог. Назовите ключевые понятия темы «Структура сложного предложения».

17. Ответы уч-ся: Сложносочиненное, сложноподчиненное, главное, придаточное, бессоюзное, с разными видами связи, союзная связь, союзы сочинительные и подчинительные, союзные слова, интонация.