СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ: Профессиональная деятельность, ее направления
Бородина Елена Сергеевна
МБОУ УСОШ №2 им. Сергея Ступакова
Кто такой социальный педагог?
Социальный работник – единая профессия, представленная многогранным веером разновидностей и специализаций. Было бы ошибочным считать социального педагога одной из разновидностей социального работника, или сводить его функции к деятельности в рамках общеобразовательной школы или какого- либо другого учреждения.
Главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности, человеческих отношений.) При этом приоритетной является сфера отношений ребенка в семье и его ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог работает с детьми, их семьями, семейно- соседским окружением, и цель его деятельности – организация профилактической социально значимой деятельности детей и взрослых в социуме.
Педагогическая работа
Социальный педагог по своему профессиональному предназначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, ее порождающие, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений, отклонений в поведении людей, в их общении и таким образом, оздоровить окружающую социальную микросреду.
Социальный педагог всегда отстаивает права своего клиента, выступает в качестве эксперта в постановке «социального диагноза», определяет методы допустимого компетентного педагогического вмешательства в решение его проблемы. В своей работе социальный педагог обязан опираться на различные нормативно-правовые акты и документы: закон «Об образовании», Конвенцию ООН по правам ребенка, методические рекомендации и др.
Диагностическая деятельность
Работа с семьёй
Работа в школьном коллективе
Работа в социуме
Социальный
педагог
Работа с трудновоспитанными подростками
Предупредительная профилактическая деятельность
Диагностическая деятельность
Организационная деятельность
Охранно-защитная деятельность
Цель деятельности социального педагога
- Социальная защита обучающихся и создание благоприятных условий для их развития, воспитания и образования (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального).
- Оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
- Защита ребенка в его жизненном пространстве.
Функции
Социальный педагог школы выполняет большой объем работы. Его клиентами являются ученики и родители, а также учителя. Но в целом он выполняет следующие функции:
- 1. Аналитико - диагностическая.
- 2. Коррекционная функция.
- 3. Функция социально-педагогической поддержки и помощи учащимся.
- 4. Право-защитная.
- 5. Психотерапевтическая функция.
- 6. Социально-профилактическая функция.
ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
- Выявление и оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся учащимся и семьям, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации;
- профилактика асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья обучающихся;
- установления тесного сотрудничества между школой и родителями, совместная работа с целью профилактики асоциального поведения детей;
- организация правовой информированности детей, родителей, педагогов.
Коррекционная функция:
- противостояние негативному влиянию социальной среды,
- коррекция самооценки школьников,
- помощь в избавлении от вредных привычек.
Функция социально-педагогической поддержки и помощи учащимся
- Оказание помощи учащимся в
- саморазвитии,
- самопознании,
- самоутверждении,
- самореализации,
- самоорганизации;
- Установление доверительных отношений.
Право-защитная функция:
- Использование всего комплекса правовых норм, направленных на защиту прав и интересов ребенка,
- Взаимодействие с правовыми органами, органами социальной защиты и помощи,
- Правовое просвещение детей и их родителей.
Методы :
программа совместных мероприятий с ПДН и КДН и ЗП,
работа с категорией «группы риска», методом социального патронажа
Психотерапевтическая функция:
- Забота об обеспечении положительного эмоционального состояния школьников.
- Оказание помощи в разрешении конфликтных ситуациях, снятие депрессивного состояния, агрессии.
- Содействие в создании ситуаций успехов школьников.
Социально- профилактическая функция:
- Организация системы профилактических мер по предупреждению девиантного поведения детей и подростков.
- Формирование нравственно-правовой устойчивости.
- Организация системы мер социального оздоровления детей из семей «группы риска».
Социальный паспорт школы
Обязательно каждый учебный год обновляется банк данных социального паспорта школы через совместную работу с классными руководителями:
-многодетные семьи,
-малообеспеченные семьи,
-неблагополучные семьи
-дети-инвалиды,
-дети находящиеся под опекой,
-дети детский дом,
-дети участников СВО,
-семьи «группы риска»,
Данная информация помогает в создании благоприятной среды в школе .
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Социальная помощь
- Профилактика
- Работа с семьей
- Работа в социуме
Каждое из этих направлений не существует отдельно, а постоянно пересекается друг с другом.
Социальная помощь
Решая проблемы малообеспеченных, многодетных семей, работаем со специалистами отдела по социальной защите. Дети из малообеспеченных , многодетных семей, получают портфель первоклассника, новогодние подарки, школьную форму,без платное питание начальных классах и дети ОВЗ, посещают летний пришкольный лагерь. Помощь детям участникам СВО.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможного асоциального поведения подростков.
Большое внимание в своей работе социальный педагог должен уделять профилактической деятельности. Это, прежде всего, профилактика правонарушений, наркомании, алкоголизма и табакокурения. Особое внимание здесь нужно уделить учащимся, так называемой «группы риска».
К учащимся «группы риска» относятся дети, пропускающие занятия без уважительных причин, замеченных в бродяжничестве.
Профилактическая работа ведется через индивидуальные беседы, работу специалистов (психологов, работников полиции и здравоохранения), клубную деятельность, сеть дополнительного образования в школе, тренинги, профильные лагеря.
Получив информацию о школьниках, совершивших правонарушения, из ПДН и КДН социальный педагог ведет работу по разработанному алгоритму. Работа ведется и с семьей несовершеннолетнего правонарушителя.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Социальный педагог ведет совместную работу со специалистами разных ведомств. Но основная работа ведется с психологом школы и медицинским работником. Отсюда и появление социально – психологической службы в школе (служба медиации).
ЧТО ОЖИДАЕМ?
Выполнение всех требований позволяет вести учебно – воспитательную работу со всеми группами и типами подростков путем дифференциации педагогического подхода и требований к ним в условиях интеграции, не выделяя каких – либо учеников или группы той или иной оценкой. В совокупности оказываемая подросткам помощь позволяет обеспечить равномерное гармоничное развитие личности школьника, ее базисных структур и их проявлений в деятельности, поведении с учетом индивидуальных темпов и вариантов личного развития.