СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Struktura_uroka_po_okruzhayushchemu_miru

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Struktura_uroka_po_okruzhayushchemu_miru»

Структура урока по окружающему миру  Тема урока «В мире растений

Структура урока по окружающему миру

Тема урока «В мире растений"

Современный урок в рамках ФГОС  призван формировать знания обучающихся по средствам группового или индивидуального дифференцированного обучения с опорой на проблемное решение задач через самостоятельное добывание знаний.

Современный урок в рамках ФГОС  призван формировать знания обучающихся по средствам группового или индивидуального дифференцированного обучения с опорой на проблемное решение задач через самостоятельное добывание знаний.

Цель: Познакомить детей с основной классификации растений (деревья, кустарники, травы), с растениями, относящимися к той или иной группе. Рассмотреть особенности каждой группы растений. Задачи: - Развивать познавательный интерес, формировать умение делать выводы.  - Воспитывать культуру общения в группах, в парах.  - Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Оборудование: карточки с изображением растений, карточки с названиями групп растений, схематическое изображение существенных признаков каждой группы растений, презентация.

Цель:

  • Познакомить детей с основной классификации растений (деревья, кустарники, травы), с растениями, относящимися к той или иной группе.
  • Рассмотреть особенности каждой группы растений.

Задачи:

- Развивать познавательный интерес, формировать умение делать выводы. - Воспитывать культуру общения в группах, в парах. - Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

карточки с изображением растений,

карточки с названиями групп растений,

схематическое изображение существенных признаков каждой группы растений,

презентация.

Ход урока Этап урока Содержание Организационный момент. Примечание Цель: настроить детей на плодотворную работу на уроке. - Начинаем урок окружающего мира. Мы покажем, как научились работать на уроках, но самое главное, мы должны поработать на себя, узнать что-то новое на уроке. - У каждого на парте сигнальная карточка. Эта карточка для меня. В конце урока с помощью шкалы вы покажете мне, как усвоили тему урока. И в то же время вы проконтролируете себя.  

Ход урока

Этап урока

Содержание

Организационный момент.

Примечание

Цель: настроить детей на плодотворную работу на уроке.

- Начинаем урок окружающего мира. Мы покажем, как научились работать на уроках, но самое главное, мы должны поработать на себя, узнать что-то новое на уроке.

- У каждого на парте сигнальная карточка. Эта карточка для меня. В конце урока с помощью шкалы вы покажете мне, как усвоили тему урока. И в то же время вы проконтролируете себя.

 

Подготовка к восприятию нового материала. Цель: создание ситуации успеха, подвести детей к постановке новой учебной задачи. Урок начнем с загадок: Русская красавица  Стоит на поляне  В зеленой кофточке,  В белом сарафане (По мере отгадывания карточки с ответами появляются на доске). (На данном этапе урока создается ситуация успеха – дети с интересом выполняют предложенное задание, а главное – сейчас дети уверенны в своих знаниях). (береза)     Низок, да колюч,  Сладок, да не пахуч.  Ягоды сорвешь -  Все руки обдерешь.  (крыжовник) - Прочитайте еще раз отгадки и подумайте, каким одним словом можно все это назвать? /Растения/  Только тронь –   Отдернешь ладонь  Обжигает трава,  Как огонь!  (крапива)

Подготовка к восприятию нового материала.

Цель: создание ситуации успеха, подвести детей к постановке новой учебной задачи.

Урок начнем с загадок:

Русская красавица Стоит на поляне В зеленой кофточке, В белом сарафане

(По мере отгадывания карточки с ответами появляются на доске).

(На данном этапе урока создается ситуация успеха – дети с интересом выполняют предложенное задание, а главное – сейчас дети уверенны в своих знаниях).

(береза)

Низок, да колюч, Сладок, да не пахуч. Ягоды сорвешь - Все руки обдерешь.

(крыжовник)

- Прочитайте еще раз отгадки и подумайте, каким одним словом можно все это назвать?

/Растения/

Только тронь –

Отдернешь ладонь

Обжигает трава,

Как огонь!

(крапива)

Сообщение темы урока: - На уроке мы будем говорить  о растениях , выясним,  какие бывают растения. Тема урока отражается на слайде.   ЖИВАЯ ПРИРОДА  ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ  ЦАРСТВО  ЖИВОТНЫХ  ГРИБЫ БАКТЕРИИ

Сообщение темы урока:

- На уроке мы будем говорить  о растениях , выясним,  какие бывают растения.

Тема урока отражается на слайде.

 

ЖИВАЯ ПРИРОДА

ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ

ЦАРСТВО ЖИВОТНЫХ

ГРИБЫ

БАКТЕРИИ

Работа над новой темой.

Цель: постановка новой учебной задачи, ее решение.

- Вы быстро и правильно отгадали загаданные растения, а видели ли вы их?

- Предлагаю вам поработать в группах. Ваша задача – соотнести названия растения с его изображением.

Используется групповая форма работы.

Одна группа работает на доске, остальные готовятся проверять.

(Наглядное представление растений поможет детям в дальнейшем исследовании).

Проводится проверка. Сравнение результатов работы.

 

 

  • Знания внешнего облика растений поможет вам конкретнее разобраться –  какие бывают растения. 

 

Мир растений очень разнообразен и представленные на доске растения тоже разные.

 

  

- Можно ли растения по каким либо признакам распределить на группы?

Дети в группах должны попытаться выявить группы растений – деревья, кустарники, травы по их существенным признакам.

- Вам предстоит еще раз поработать в группах.

/Если появились сомнительные варианты, откладываем их в сторону, их рассмотрим после вычленения существенных признаков каждой группы растений/.

Попробуем распределить растения на группы.

/Появляется схематическое изображение/

Проверка. 1 человек от группы работает у доски

/Появляется карточка с названием данной группы/.

Анализ:

- Почему береза и ель попали в одну группу?

Анализ:

- Почему береза и ель попали в одну группу?

- У них есть один  твердый, покрытый корой ствол . Это отличает их от остальных растений.

Знания внешнего облика растений – деревьев должны помочь сориентироваться, что деревья бывают лиственные и хвойные.

Как можно назвать эту группу растений? 

/Появляется схематическое изображение/.

- У них есть один  твердый, покрытый корой ствол . Это отличает их от остальных растений.

  • - Деревья.

- Как назовем эту группу растений?  – Деревья.

Появляется карточка с названием над данной группой.

- Все ли деревья одинаковы? Какие среди них можно выделить? /Лиственные, хвойные/.

- Все ли деревья одинаковы? Какие среди них можно выделить? /Лиственные, хвойные/.

/На данном этапе урока важно дать детям поработать самостоятельно, порассуждать, сделать выводы, сравнить свои предположения с другими мнениями/.

- Как их распознаем? /Лиственные деревья имеют листы в виде пластинок, хвойные – иголки , т.е. хвоинки/.

- Как их распознаем? /Лиственные деревья имеют листы в виде пластинок, хвойные – иголки , т.е. хвоинки/.

- Итог: одну группу растений мы выделили – деревья.

- Почему в одну группу попали крыжовник и малина?

У них есть несколько тонких стеблей – стволиков.  Это их отличает от других групп растений.

- Как назовем эту группу растений?  – Кустарники .

- Мы выделили еще одну группу растений – кустарники.

- Почему в одну группу попали крыжовник и малина? -  У них есть несколько тонких стеблей – стволиков.  Это их отличает от других групп растений. Дети еще раз подытоживают полученные знания, обобщают. - Как назовем эту группу растений? – Кустарники . /Если имелись сомнительные варианты растений при работе в группах, рассматриваются их существенные признаки и растение заносится в определенную группу/. Мы выделили еще одну группу растений – кустарники.  Аналогично проводится работа с группой “травы”. - Итак, ребята, какие три группы растений вы выделили? Назовите отличительные признаки каждой группы.

- Почему в одну группу попали крыжовник и малина?

У них есть несколько тонких стеблей – стволиков.  Это их отличает от других групп растений.

Дети еще раз подытоживают полученные знания, обобщают.

- Как назовем эту группу растений? – Кустарники .

/Если имелись сомнительные варианты растений при работе в группах, рассматриваются их существенные признаки и растение заносится в определенную группу/.

  • Мы выделили еще одну группу растений – кустарники.

Аналогично проводится работа с группой “травы”.

- Итак, ребята, какие три группы растений вы выделили? Назовите отличительные признаки каждой группы.

Физминутка. Цель: дать передышку детям, отдохнуть, реализовывается здоровьесберегающий компонент. Ветер дует нам в лицо,  Закачалось деревцо.  Ветер тише, тише, тише,  Деревцо все выше, выше.

Физминутка.

Цель: дать передышку детям, отдохнуть, реализовывается здоровьесберегающий компонент.

Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише, Деревцо все выше, выше.

Закрепление нового материала. Цель: проверить, как дети усвоили тему урока, самоконтроль. - Давайте проверим, верны ли наши изыскания. Поможет нам учебник. прочитать параграф. /Читает один ученик/. - Верны ли оказались наши выводы? /С помощью учебника –достоверного источника, дети сверяют полученные самостоятельно, выводы, заключают, правы ли они были в своих предположениях/. - Проверим, как усвоили материал. Работать будем в рабочих тетрадях. /Задания даются дифференцировано/. Ребята в классе рассажены по рядам – по “возможностям”. Задание по рядам или по группам. /Работа осуществляется в парах/. Взаимопроверка. /сомнительные варианты рассматриваются/ Анализ выполненного задания.

Закрепление нового материала.

Цель: проверить, как дети усвоили тему урока, самоконтроль.

- Давайте проверим, верны ли наши изыскания. Поможет нам учебник. прочитать параграф. /Читает один ученик/.

- Верны ли оказались наши выводы?

/С помощью учебника –достоверного источника, дети сверяют полученные самостоятельно, выводы, заключают, правы ли они были в своих предположениях/.

- Проверим, как усвоили материал. Работать будем в рабочих тетрадях.

/Задания даются дифференцировано/. Ребята в классе рассажены по рядам – по “возможностям”.

Задание по рядам или по группам.

/Работа осуществляется в парах/.

Взаимопроверка.

/сомнительные варианты рассматриваются/

Анализ выполненного задания.

Итог урока. - Что нового узнали о растениях? - На какие группы делятся все растения? Вопросы на слайде. - Назовите существенные признаки каждой группы растений. - Положите перед собой сигнальные карточки и отметьте при помощи шкалы, как вы поняли тему урока

Итог урока.

- Что нового узнали о растениях?

- На какие группы делятся все растения?

Вопросы на слайде.

- Назовите существенные признаки каждой группы растений.

- Положите перед собой сигнальные карточки и отметьте при помощи шкалы, как вы поняли тему урока

Цветковые растения Группа цветковых растений самая многочисленная и разнообразная, почти 250 тысяч видов. Они имеют корни, стебли, листья, цветы и плоды.

Цветковые растения

Группа цветковых растений самая многочисленная и разнообразная, почти 250 тысяч видов. Они имеют корни, стебли, листья, цветы и плоды.

ЧАСТИ РАСТЕНИЙ

ЧАСТИ РАСТЕНИЙ

ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ Можжевельник Кедр Хвойных растений всего около 600 видов. У них не бывают цветов, а вместо плодов у них шишки Кипарис

ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ

Можжевельник

Кедр

Хвойных растений всего около 600 видов. У них не бывают цветов, а вместо плодов у них шишки

Кипарис

ЛИСТВЕННИЦА Растет в Сибири. Не боится морозов. Живёт 400-500 лет. Лиственница – удивительное дерево. Благодаря своим уникальным свойствам оно используется в различных сферах, вот уже на протяжении нескольких сотен лет, например при строительстве дворцов, свай, и даже в кораблестроении.  

ЛИСТВЕННИЦА

Растет в Сибири. Не боится морозов. Живёт 400-500 лет.

Лиственница – удивительное дерево. Благодаря своим уникальным свойствам оно используется в различных сферах, вот уже на протяжении нескольких сотен лет, например при строительстве дворцов, свай, и даже в кораблестроении.  

ПАПОРОТНИК В мифологии  папоротник цветет в ночь на Ивана Купала, и тот кто найдет цветок папоротника сможет исполнить любое свое желание. На самом деле размножаются они крошечными спорами , которые развиваются на обратной стороне листьев.    СПОРЫ ПАПОРОТНИКА

ПАПОРОТНИК

В мифологии папоротник цветет в ночь на Ивана Купала, и тот кто найдет цветок папоротника сможет исполнить любое свое желание. На самом деле размножаются они крошечными спорами , которые развиваются на обратной стороне листьев.

СПОРЫ ПАПОРОТНИКА

ВОДОРОСЛИ ВОДОРОСЛИ – самые многочисленные водные растения Они выделяют в атмосферу более половины всего кислорода

ВОДОРОСЛИ

ВОДОРОСЛИ – самые многочисленные водные растения

Они выделяют в атмосферу более половины всего кислорода

Закрепление знаний. (поставьте «+», «-») Заполнение таблицы Часть растения Лист Значение   Стебель Особенность Изображение     Корень     Цветок       Плод                 Цветковые Лист Хвойные + Стебель Споровые + Корень + + + Водоросли Цветок + + + - + Плод - - + - - - - - - -

Закрепление знаний. (поставьте «+», «-»)

Заполнение таблицы

Часть растения

Лист

Значение

 

Стебель

Особенность

Изображение

 

 

Корень

 

 

Цветок

 

 

 

Плод

 

 

 

 

 

 

 

 

Цветковые

Лист

Хвойные

+

Стебель

Споровые

+

Корень

+

+

+

Водоросли

Цветок

+

+

+

-

+

Плод

-

-

+

-

-

-

-

-

-

-

Обобщение знаний по итогам заполнения таблицы Листья : Значение: кормит клетки растения, фотосинтез Особенность: части листа защищены кожицей Стебель:  Значение: связывает части растений, опора листьев, преодолевает земное притяжение Особенность: покрыт защитной корой Корень:  Значение: удерживает растение, всасывает воду и вещества Особенность: находится в почве, разветвлен, есть выросты-волоски Цветок:  Значение: размножение растений Особенность: яркий цвет, сладкий запах Плод:  Значение: распространение растений Особенность: разнообразие способов распространения

Обобщение знаний по итогам заполнения таблицы

Листья : Значение: кормит клетки растения, фотосинтез

Особенность: части листа защищены кожицей

Стебель:  Значение: связывает части растений, опора листьев, преодолевает земное притяжение

Особенность: покрыт защитной корой

Корень:  Значение: удерживает растение, всасывает воду и вещества

Особенность: находится в почве, разветвлен, есть выросты-волоски

Цветок:  Значение: размножение растений

Особенность: яркий цвет, сладкий запах

Плод:  Значение: распространение растений

Особенность: разнообразие способов распространения

Самые необычные растения КРОВАВЫЙ ЗУБ  Этот милый грибок похож на пожеванную жевательную резинку, сочащуюся кровью и пахнущую клубникой. Но не вздумайте его съесть, ибо это будет последним «лакомством», которое Вы отведаете в своей жизни.

Самые необычные растения

КРОВАВЫЙ ЗУБ Этот милый грибок похож на пожеванную жевательную резинку, сочащуюся кровью и пахнущую клубникой. Но не вздумайте его съесть, ибо это будет последним «лакомством», которое Вы отведаете в своей жизни.

КУКОЛЬНЫЕ ГЛАЗКИ В лучшем случае, эта «красота» похожа на инопланетный сорняк, а в худшем на вкопанный в землю тотем с насаженными на него человеческими глазами, которым серийный убийца пометил место погребения всех своих 666 жертв.

КУКОЛЬНЫЕ ГЛАЗКИ

В лучшем случае, эта «красота» похожа на инопланетный сорняк, а в худшем на вкопанный в землю тотем с насаженными на него человеческими глазами, которым серийный убийца пометил место погребения всех своих 666 жертв.

РУКА БУДДЫ На поверку мерзкие щупальца оказываются довольно-таки съедобным, можно даже сказать вкусным, цитрусовым фруктом, который невероятно популярен в Китае и Японии.

РУКА БУДДЫ

На поверку мерзкие щупальца оказываются довольно-таки съедобным, можно даже сказать вкусным, цитрусовым фруктом, который невероятно популярен в Китае и Японии.

КИТАЙСКИЙ РУНИЧЕСКИЙ ЦВЕТОК Плоды “рунического цветка” обладают пугающими формами, благодаря которым они похожи на маленьких картофельных людей.

КИТАЙСКИЙ РУНИЧЕСКИЙ ЦВЕТОК

Плоды “рунического цветка” обладают пугающими формами, благодаря которым они похожи на маленьких картофельных людей.

Домашнее задание. Учебник с. 48 -49 читать о красоте растений. Подготовить интересное сообщение о каком либо растении Задание записано на доске.

Домашнее задание.

Учебник с. 48 -49 читать о красоте растений. Подготовить интересное сообщение о каком либо растении

Задание записано на доске.