Структура урока по окружающему миру
Тема урока «В мире растений"
Современный урок в рамках ФГОС призван формировать знания обучающихся по средствам группового или индивидуального дифференцированного обучения с опорой на проблемное решение задач через самостоятельное добывание знаний.
Цель:
- Познакомить детей с основной классификации растений (деревья, кустарники, травы), с растениями, относящимися к той или иной группе.
- Рассмотреть особенности каждой группы растений.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес, формировать умение делать выводы. - Воспитывать культуру общения в группах, в парах. - Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
карточки с изображением растений,
карточки с названиями групп растений,
схематическое изображение существенных признаков каждой группы растений,
презентация.
Ход урока
Этап урока
Содержание
Организационный момент.
Примечание
Цель: настроить детей на плодотворную работу на уроке.
- Начинаем урок окружающего мира. Мы покажем, как научились работать на уроках, но самое главное, мы должны поработать на себя, узнать что-то новое на уроке.
- У каждого на парте сигнальная карточка. Эта карточка для меня. В конце урока с помощью шкалы вы покажете мне, как усвоили тему урока. И в то же время вы проконтролируете себя.
Подготовка к восприятию нового материала.
Цель: создание ситуации успеха, подвести детей к постановке новой учебной задачи.
Урок начнем с загадок:
Русская красавица Стоит на поляне В зеленой кофточке, В белом сарафане
(По мере отгадывания карточки с ответами появляются на доске).
(На данном этапе урока создается ситуация успеха – дети с интересом выполняют предложенное задание, а главное – сейчас дети уверенны в своих знаниях).
(береза)
Низок, да колюч, Сладок, да не пахуч. Ягоды сорвешь - Все руки обдерешь.
(крыжовник)
- Прочитайте еще раз отгадки и подумайте, каким одним словом можно все это назвать?
/Растения/
Только тронь –
Отдернешь ладонь
Обжигает трава,
Как огонь!
(крапива)
Сообщение темы урока:
- На уроке мы будем говорить о растениях , выясним, какие бывают растения.
Тема урока отражается на слайде.
ЖИВАЯ ПРИРОДА
ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ
ЦАРСТВО ЖИВОТНЫХ
ГРИБЫ
БАКТЕРИИ
Работа над новой темой.
Цель: постановка новой учебной задачи, ее решение.
- Вы быстро и правильно отгадали загаданные растения, а видели ли вы их?
- Предлагаю вам поработать в группах. Ваша задача – соотнести названия растения с его изображением.
Используется групповая форма работы.
Одна группа работает на доске, остальные готовятся проверять.
(Наглядное представление растений поможет детям в дальнейшем исследовании).
Проводится проверка. Сравнение результатов работы.
- Знания внешнего облика растений поможет вам конкретнее разобраться – какие бывают растения.
Мир растений очень разнообразен и представленные на доске растения тоже разные.
- Можно ли растения по каким либо признакам распределить на группы?
Дети в группах должны попытаться выявить группы растений – деревья, кустарники, травы по их существенным признакам.
- Вам предстоит еще раз поработать в группах.
/Если появились сомнительные варианты, откладываем их в сторону, их рассмотрим после вычленения существенных признаков каждой группы растений/.
Попробуем распределить растения на группы.
/Появляется схематическое изображение/
Проверка. 1 человек от группы работает у доски
/Появляется карточка с названием данной группы/.
Анализ:
- Почему береза и ель попали в одну группу?
Анализ:
- Почему береза и ель попали в одну группу?
- У них есть один твердый, покрытый корой ствол . Это отличает их от остальных растений.
Знания внешнего облика растений – деревьев должны помочь сориентироваться, что деревья бывают лиственные и хвойные.
Как можно назвать эту группу растений?
/Появляется схематическое изображение/.
- У них есть один твердый, покрытый корой ствол . Это отличает их от остальных растений.
- Как назовем эту группу растений? – Деревья.
Появляется карточка с названием над данной группой.
- Все ли деревья одинаковы? Какие среди них можно выделить? /Лиственные, хвойные/.
- Все ли деревья одинаковы? Какие среди них можно выделить? /Лиственные, хвойные/.
/На данном этапе урока важно дать детям поработать самостоятельно, порассуждать, сделать выводы, сравнить свои предположения с другими мнениями/.
- Как их распознаем? /Лиственные деревья имеют листы в виде пластинок, хвойные – иголки , т.е. хвоинки/.
- Как их распознаем? /Лиственные деревья имеют листы в виде пластинок, хвойные – иголки , т.е. хвоинки/.
- Итог: одну группу растений мы выделили – деревья.
- Почему в одну группу попали крыжовник и малина?
- У них есть несколько тонких стеблей – стволиков. Это их отличает от других групп растений.
- Как назовем эту группу растений? – Кустарники .
- Мы выделили еще одну группу растений – кустарники.
- Почему в одну группу попали крыжовник и малина?
- У них есть несколько тонких стеблей – стволиков. Это их отличает от других групп растений.
Дети еще раз подытоживают полученные знания, обобщают.
- Как назовем эту группу растений? – Кустарники .
/Если имелись сомнительные варианты растений при работе в группах, рассматриваются их существенные признаки и растение заносится в определенную группу/.
- Мы выделили еще одну группу растений – кустарники.
Аналогично проводится работа с группой “травы”.
- Итак, ребята, какие три группы растений вы выделили? Назовите отличительные признаки каждой группы.
Физминутка.
Цель: дать передышку детям, отдохнуть, реализовывается здоровьесберегающий компонент.
Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише, Деревцо все выше, выше.
Закрепление нового материала.
Цель: проверить, как дети усвоили тему урока, самоконтроль.
- Давайте проверим, верны ли наши изыскания. Поможет нам учебник. прочитать параграф. /Читает один ученик/.
- Верны ли оказались наши выводы?
/С помощью учебника –достоверного источника, дети сверяют полученные самостоятельно, выводы, заключают, правы ли они были в своих предположениях/.
- Проверим, как усвоили материал. Работать будем в рабочих тетрадях.
/Задания даются дифференцировано/. Ребята в классе рассажены по рядам – по “возможностям”.
Задание по рядам или по группам.
/Работа осуществляется в парах/.
Взаимопроверка.
/сомнительные варианты рассматриваются/
Анализ выполненного задания.
Итог урока.
- Что нового узнали о растениях?
- На какие группы делятся все растения?
Вопросы на слайде.
- Назовите существенные признаки каждой группы растений.
- Положите перед собой сигнальные карточки и отметьте при помощи шкалы, как вы поняли тему урока
Цветковые растения
Группа цветковых растений самая многочисленная и разнообразная, почти 250 тысяч видов. Они имеют корни, стебли, листья, цветы и плоды.
ЧАСТИ РАСТЕНИЙ
ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ
Можжевельник
Кедр
Хвойных растений всего около 600 видов. У них не бывают цветов, а вместо плодов у них шишки
Кипарис
ЛИСТВЕННИЦА
Растет в Сибири. Не боится морозов. Живёт 400-500 лет.
Лиственница – удивительное дерево. Благодаря своим уникальным свойствам оно используется в различных сферах, вот уже на протяжении нескольких сотен лет, например при строительстве дворцов, свай, и даже в кораблестроении.
ПАПОРОТНИК
В мифологии папоротник цветет в ночь на Ивана Купала, и тот кто найдет цветок папоротника сможет исполнить любое свое желание. На самом деле размножаются они крошечными спорами , которые развиваются на обратной стороне листьев.
СПОРЫ ПАПОРОТНИКА
ВОДОРОСЛИ
ВОДОРОСЛИ – самые многочисленные водные растения
Они выделяют в атмосферу более половины всего кислорода
Закрепление знаний. (поставьте «+», «-»)
Заполнение таблицы
Часть растения
Лист
Значение
Стебель
Особенность
Изображение
Корень
Цветок
Плод
Цветковые
Лист
Хвойные
+
Стебель
Споровые
+
Корень
+
+
+
Водоросли
Цветок
+
+
+
-
+
Плод
-
-
+
-
-
-
-
-
-
-
Обобщение знаний по итогам заполнения таблицы
Листья : Значение: кормит клетки растения, фотосинтез
Особенность: части листа защищены кожицей
Стебель: Значение: связывает части растений, опора листьев, преодолевает земное притяжение
Особенность: покрыт защитной корой
Корень: Значение: удерживает растение, всасывает воду и вещества
Особенность: находится в почве, разветвлен, есть выросты-волоски
Цветок: Значение: размножение растений
Особенность: яркий цвет, сладкий запах
Плод: Значение: распространение растений
Особенность: разнообразие способов распространения
Самые необычные растения
КРОВАВЫЙ ЗУБ Этот милый грибок похож на пожеванную жевательную резинку, сочащуюся кровью и пахнущую клубникой. Но не вздумайте его съесть, ибо это будет последним «лакомством», которое Вы отведаете в своей жизни.
КУКОЛЬНЫЕ ГЛАЗКИ
В лучшем случае, эта «красота» похожа на инопланетный сорняк, а в худшем на вкопанный в землю тотем с насаженными на него человеческими глазами, которым серийный убийца пометил место погребения всех своих 666 жертв.
РУКА БУДДЫ
На поверку мерзкие щупальца оказываются довольно-таки съедобным, можно даже сказать вкусным, цитрусовым фруктом, который невероятно популярен в Китае и Японии.
КИТАЙСКИЙ РУНИЧЕСКИЙ ЦВЕТОК
Плоды “рунического цветка” обладают пугающими формами, благодаря которым они похожи на маленьких картофельных людей.
Домашнее задание.
Учебник с. 48 -49 читать о красоте растений. Подготовить интересное сообщение о каком либо растении
Задание записано на доске.