СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарии классного часа "Разговор о вежливости"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "Разговор о вежливости"

Просмотр содержимого документа
«Сценарии классного часа "Разговор о вежливости"»

Разговор о вежливости.

Ведущий: Уважаемые гости, сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о самых важных качествах человека: о доброте, вежливости, дружбе. Поговорим вначале о доброте. Дмитрий Сергеевич Лихачев в своей книге «Письма о добром и прекрасном» пишет…

Чтец (1): «А в чём самая большая цель в жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро-это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решить. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком».

Ведущий: Ребята, что значит быть добрым?

(Ребята отвечают)

Доброта – это стремление человека сделать счастливым других людей.

(звучит песня «Доброта)

Чтец (2):

Если друг твой в словесном споре

Мог обиду тебе нанести,

Это горько, но это не горе,

Ты потом ему все же прости.

В жизни всякое может случиться,

И коль дружба у вас крепка,

Из-за глупого пустяка

Ты не дай ей зазря разбиться.

Чтец (1):

И чтоб после себя не корить

В том, что сделал кому-то больно,

Лучше добрым на свете быть,

Злого в мире и так довольно.

Э. Асадов. Доброта.

Ведущий: Давайте споем чудесную песню о доброте.

(Звучит песня «Если добрый ты» из мультфильма «День рождения кота Леопольда»)

Доброта – это лекарство от многого и в первую очередь от всего дурного. Как же возникает в человеческом сердце это чудесное, светлое чувство, помогающее жить, творить, делать жизнь прекрасной? Ведь в сердце человека не заглянешь. Нет прибора, который мог бы определить, чего там больше – добра или зла. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта, которая начинается с любовью к живому. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им, кто любит природу и сохраняет ее. А любовь и доброта согревают, как солнце.

(Звучит «Песня дружбы»)

В одной из своих сказок великий русский писатель Л.Н.Толстой очень хорошо и убедительно рассказал о добре и зле.

(Инсценировка сказки «Белка и Волк». На сцене Волк и Белка. Сбоку сцены – автор).

Автор: Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного Волка. Волк вскочил и хотел ее съесть.

( Волк хватает белку).

Белка: Пусти меня.

Волк: Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там на самом верху все играете и прыгаете.

Белка: Пусти меня прежде на дерево, а оттуда я тебе скажу, а то я боюсь тебя.

( Волк отпускает белку, та убегает к краю сцены)

Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

( Уходят).

Ведущий: Ребята, какова главная мысль сказки?

( Ребята отвечают).

Чтец (2): «Большая цель добра начинается с малого – желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов. Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее» (Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном»).

Ведущий: Что такое дружба?

(Ребята отвечают).

В словаре С.И.Ожегова дается такое определение дружбы – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Сейчас мы исполним песню, в которой поётся, каким бывает друг.

(Звучит песня «Вот что значит настоящий, верный друг» из мультфильма «Тимка и Димка»)

Дружба и доброта идут рука об руку. «Сейте разумное, доброе, вечное…» - сказал когда-то поэт Н.А.Некрасов. Эти слова могут стать прекрасным девизом для вас.

Д.С.Лихачев в своей книге «Письма о добром и прекрасном», продолжая тему дружбы пишет…

Чтец (1): «Подлинные друзья приобретаются в молодости. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба помогает и в горе, и в радости. В радости тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один».

Ведущий: А сейчас поговорим о вежливости. Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям. Какие правила вежливости вы знаете?

(Ребята отвечают).

Чтец (2): В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Чтец (1): Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.

Чтец (2): Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Чтец (1): Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость

Чтец (2): Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.

Чтец (1): «Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими и с младшими годами и по положению» (Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном»).

Ведущий: Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости.

«Вежливо – невежливо»

Ведущий: Я буду называть ситуацию, а вы должны определить, вежливыми или нет были действия в ней. Если вежливыми – вы хлопаете в ладоши, а если нет – качаете головой.

Задание

  1. Поздороваться при встрече.

  2. Толкнуть, не извиниться.

  3. Помочь подняться, поднять упавшую вещь.

  4. Не встать, обращаясь к учителю.

  5. Не уступить место пожилому человеку.

Не только слова должны быть у нас вежливыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям.

А сейчас выясним, знаете ли вы вежливые слова.

« Словарь вежливых слов»

(Ведущий читает стихотворение, а ребята продолжают его.)

  1. Растает даже ледяная глыба

От слова теплого… (Спасибо)

  1. Зазеленеет старый пень,

Когда услышит… (Добрый день)

  1. Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы … (Спасибо)

  1. Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь… (Здравствуйте)

  1. Когда нас бранят за шалости,

Говорим… (Прости, пожалуйста)

  1. И во Франции и в Дании

На прощанье говорят … (До свидания)

Ведущий: У каждого народа обязательно принято при встрече приветствовать друг друга. Так они показывают свое дружелюбие, расположение к собеседнику. Хотя здороваются люди в странах по-разному.

(Ученики (1) и (2) показывают, как здороваются люди в разных странах)

  • Японцы при встрече кланяются.

  • В Тунисе принято сначала поклониться, поднести правую руку ко лбу, затем к губам , затем к сердцу. «Я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя» - таков смысл этого приветствия.

  • Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо и при этом высовывают язык.

  • Жители острова Тонго при встрече останавливаются, покачивают головой, топают ногами и пощелкивают пальцами.

А сейчас мы вам покажем сказку о том, что вежливость может помочь и даже спасти от опасности.

(Инсценировка мексиканской сказки «Вежливый кролик». (На сцене ширма, за которой Змея. Сбоку- автор. Выходит Кролик).

Автор: Жил-был Кролик. Он был очень воспитанный, вежливый. Однажды он шел из чащи леса домой, как вдруг небо потемнело, надвинулись тучи, закрывая солнце, полил дождь. На пути была огромная пещера. Кролик решил там переждать дождь. Но он не знал, что в пещере жила старая ядовитая Змея. Она редко выползала из пещеры, потому что не любила солнце, свет, зелень, красоту вокруг. Кролик не вошел сразу в пещеру.

Кролик: Уважаемая пещера, разрешите мне войти и переждать дождь?

Змея (радостно): Заходи, Кролик.

Кролик: (испуганно) Простите, я не знал, что здесь занято, и кто-то живет, всего доброго, до свидания, не смею вас беспокоить. (Убегает).

Змея: (Злобно, выходя из-за ширмы) Ох уж мне эти вежливые кролики.

(Уходят).

Ведущий: А вас выручала когда-нибудь вежливость? (Ребята отвечают)

Как вы поступите в следующих ситуациях?

  • Как вы попрощаетесь с учителем при выходе из школы?

  • Утро. Вы идете в школу. По дороге встречаете одноклассников. Как вы поздороваетесь с ними?

  • Вы уходите из школы домой. Как вы попрощаетесь с ребятами?

  • Вы вошли в школу, увидели учителя. Кто должен поздороваться первым?

  • Вечер. Мама и папа приходят с работы. Как вы будете приветствовать их? Какие слова помогут показать, что вы рады их видеть?

(Ребята отвечают).

Чтец (2):

Ежели вы

Вежливы

И к совести

Не глухи,

Вы место

Без протеста

Уступите

Старухе.



Ежели вы

Вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус

Вы поможете

Взобраться

Инвалиду.



Ежели вы

Вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете

С товарищем

Трещать, как две сороки.



Чтец (1):

Ежели вы

Вежливы,

Поможете

Вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы-

То есть сами.



Чтец (2):

Ежели вы

Вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой,

И с бабушкой

Вы их не перебьете.



И ежели вы вежливы,

То в библиотеке

Некрасова и Гоголя

Возьмете не навеки.



И ежели вы вежливы,

Вы книжечку вернете

В опрятном, не измазанном

И целом переплете.



Чтец (1):

И ежели вы вежливы, -

Тому, кто послабее,

Вы будите защитником,

Пред сильным не робея.



Знал одного ребенка я.

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое

Ребенку

Воспитание.

Был вежлив

Этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших

Мячик,

Он их благодарил,

«Спасибо!» - говорил.



Нет, ежели вы

Вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика

У мальчика

Без спросу

Не берите!

С.Маршак. Ежели вы вежливы.

Ведущий: Вежливыми нужно быть всегда! Давайте посмотрим следующую сценку.

(На сцену выходят Рита и Алеша с портфелями.)

Алеша: Добрый день, Риточка!

Рита: Добрый день, Алешенька! Что это с тобой?

Алеша: Надо же быть вежливым. А что это ты без шапочки? Ты же недавно болела.

Рита: Я тебя не узнаю, Алеша.

Алеша: Как не узнаешь? С уроками справилась? А то помогу!

Рита: Справилась, спасибо!

Алеша: А ты салфетку вышила?

Рита: Даже несколько.

Алеша: Риточка, дай мне одну. Я учительнице сдам. Перехитрим!

Рита: Это будет не хитрость, а обман.

Алеша: Тебе жалко! Я с тобой здоровался, о здоровье интересовался, а ты…

Рита: Теперь мне понятно, почему ты был таким вежливым.

Алеша: Ну, Ритка, жадина! На перемене получишь!

Рита:

Тогда лишь вежливые жесты хороши,

Когда они у человека от души.

(Уходят)



Чтец (2): «Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и … у самого себя. Надо только знать, что такое воспитанность. В хороших манерах всегда есть глубокий смысл. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах: бережное отношение к миру – к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь. Не надо запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим» (Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном»).



Ведущий: Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем незнакомых нам людей, наших домашних животных, да и самой природы. Давайте дарить людям добро, и нам всем вместе будет жить лучше.

Я надеюсь, что благодаря этому интересному мероприятию, в ваших сердечках добра стало немного больше, и вы станете относиться бережно не только к близким, но и ко всему живому. И не останетесь равнодушными к чужой беде.

Давайте подарим частичку тепла – улыбку друг другу и споем песню «Улыбка»

(Звучит песня «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот»).