Сценарий праздника для учащихся 1-ых классов направлен на повторение и закрепление знаний учащихся об изученных звуках и буквах, на развитие речи, памяти, мышления, внимания детей, интереса к книгам, на воспитание чувства коллективизма, сплочённости. В мероприятие включены конкурсы, соответствующие возрастным особенностям младших школьников и посильные для восприятия.
Сценарий праздника
« Прощание с Азбукой »
Цели:
повторить и закрепить изученные звуки и буквы;
развивать речь, память, мышление, внимание детей;
воспитывать уважительное отношение друг к другу, интерес к книгам, бережное отношение к книгам.
Оборудование:
Ход праздника
Учитель:
Сначала маленьким детям сказки рассказывают взрослые. Потом дети учат буквы и начинают читать сами. Так было всегда. Сначала люди не умели читать и писать, и они передавали сказки из уст в уста. Их так и называют – устное народное творчество. Потом появились первые книги. Сначала книги были рукописные и очень дорогие. А когда люди научились печатать книги, одной из первых напечатанных книг стал «Букварь». «Азбуки» и «Буквари» одни из самых древних книг на земле. А для вас первым школьным учебником стала «Азбука». Но еще задолго до школы ваши родители знакомили вас с буквами, и в этом им помогала замечательная книга «Азбука». В жизни каждого человека был свой «Букварь» – ваши мамы и папы, бабушки и дедушки учились по нему читать. Посмотрите, тут представлены разные издания «Букварей», по которым раньше учились дети.(ВЫСТАВКА «БУКВАРЕЙ» )
Учитель:
Вы в школе пол года уже отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
Старшеклассница в роли Азбуки.
Азбука:- Здравствуйте, дети! Узнали меня?
Я - Азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо,
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.
А в книжках есть про всё, про всё: (показывает на энциклопедии )
Про реки и моря,
И что у неба нет конца,
И круглая Земля.
Учитель - Дорогая, Азбука! Мы рады тебя приветствовать на нашем празднике. Мы можем показать, чему научились за этот год. Будь нашей гостьей!
Азбука: - Спасибо за приглашение! Но я пришла не с пустыми руками, хочу загадать вам загадки
- Дайте правильные ответы на вопросы и мы начнем наш праздник.
Чёрные, кривые, от рождения немые.
А как только встанут в ряд сразу все заговорят. /Буквы/.
Чудесные! Прекрасные! Гласные! Согласные!
Звонкие! Глухие! Разные такие!
Без них нельзя постичь науки! Вы догадались? Это…(звуки).
Учитель:
На какие три группы можно разделить буквы русского алфавита?
- Буквы, обозначающие гласные звуки ,
- Буквы, обозначающие согласные звуки ,
- И буквы, которые не обозначают звука (они указывают на мягкость и твёрдость согласных).
Разные буквы есть в алфавите,
И ни одной вы не пропустите.
Учитель:
Начинаем парад букв.
-Гласные! (Выходят дети с эмблемами букв, обозначающие гласные звуки )
1ученик.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Буква А
Абрикос, арбуз, айва –
Очень сладкие слова.
И все на букву А.
Буква Е
Енотик в зеркало смотрел,
О букве Е он песню пел,
Соседей всех к себе позвал,
Всем букву Е он показал!
Буква Ё
Ель на ёжика похожа –
Ёж в иголках, ёлка – тоже.
Буква И
Индюк гордится сам собой.
Смотри, забавный он какой!
Ириску индюк
Проглотил и икает.
Индюшка, наверно,
Его вспоминает
Буква О
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
Посмотри на колесо-
И увидишь букву О.
Буква У
У пруда утёнок-крошка
В страхё кличет утку-мать:
« Кря, боюсь!
Укусит мошка,
Помоги мне убежать!»
Буква Ы
Бедняжка буква Ы
Ходит с палочкой, увы.
Но обойтись без буквы «ы»
Было бы не просто:
С мылом руки не помыть
Малышам и взрослым.
Буква Э
Экскаватор землю роет,
это школу детям строят
Буква Ю
Юла - забавная игрушка.
Играть с ней радостно Ванюшке.
Буква Я
Всем на свете буква Я
Доложить готова:
- А вы знаете, кто я?
Вы не знаете, кто я.
Я не только буква Я!
Я - буква, слог и слово!
Учитель:
-Звонкие согласные!
2 ученик.
Звонкие согласные рычат, жужжат,
Мычат, комариком звенят.
Буква Б
Бабочка присела на былинку,
Букву Б к нам в гости принесла.
- Бу-бу-бу - букашка ей сказала, -
Слезь с былинки, буква Б моя!
Буква В
Ворона в воскресенье
Взялась варить варенье.
Но… Слопала все вишни-
И ничего не вышло.
Буква Г
Гриб растёт среди дорожки,
Голова на тонкой ножке.
Буква Д
Дятел в дубе выдолбил дупло-
В нём букве Д уютно и тепло.
Буква Ж
Жук жужжит: "Жу-жу-жу-жу!
Я с букашками дружу!
Я с букашками дружу!
Букву Ж им покажу!»
Буква З
За забором зайка скачет,
В лапках букву З он прячет,
Зайка, зайка, выходи,
Деткам букву З верни!
Буква Й
Йогурт очень любит Маша,
Йогурт - это вам не каша.
Буква Л
Ой, лимончики, вы мои лимончики,
Вы растёте у Лиды на балкончике.
Очень полезен кислый лимон!
Все болезни прогонит он.
Буква М
Мышка буквы изучает,
"Ма-ма" по слогам читает,
Буква М так хороша,
В букве мамина душа!
Буква Н
Носорог бодает рогом,
Не шутите с носорогом!
Носорог кричит друзьям:
"Букву Н принёс я вам!
Буква Р
Раки плавают в пруду,
Буду плавать - их найду.
Но не дразните рака!
Рак затеет драку!
Учитель:
-Глухие согласные!
3 ученик.
Глухие согласные... согласны шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.
Буква К
Курочка росою умывается,
В гости букву К дожидается,
"Ко- ко- ко мне спешите все, друзья,
С буквой К знакомлю я".
Буква П
Петя, Петя, Петушок,
С буквой П знакомится,
Чтобы "Папа" прочитать,
Букву П всем надо знать.
Буква С
Снегирю свисток подарила синица.
Снегирь свистит, - но никак не свистится.
Снегирю свисток совершенно не нужен,
Рябину он поклюёт на ужин.
Буква Т
Тигрица тигрёнку купила на лапки
Тёплые тапки, домашние тапки.
Очень тигрёнок нравится маме, -
В тапочках и в полосатой пижаме.
Буква Ф
Фокусник во фрак одет,
Факел превратил в букет,
Фея выскочит оттуда.
Фокус это или чудо?
Буква Х
Хомячок привык к порядку, -
Хорошо подмёл он хатку.
Хлеба крошки за щекой -
Он хозяйственный такой!
Буква Ц
Цветёт у птичника цветок –
Цветёт на паре тонких ног.
Цветок пушист и звонок…
- Цветок, ты кто?
- Цыплёнок!
Буква Ч
Чайник и чайные чашки в печали,
Стуча и бренча закричали:
« Дайте калача и чаю!»
Буква Ш
Шар воздушный, непослушный
Вместе с ветром убежал.
Шарик - маленький щенок,
Красный шар поймать не смог.
Буква Щ
Щука добрая была,
Дружбу с рыбами вела.
Из морской капусты щей
Щука наварила,
Окуньков, бычков, лещей
Щами угостила.
Учитель:
- Буквы, которые не обозначают звука!
4 ученик.
Твёрдый знак и мягкий знак
Не произносятся никак.
Они не произносятся,
Но в слово часто просятся.
Буква Ъ
Твёрдый знак собою горд:
Он на самом деле твёрд.
Может всех разъединить,
А потом - объединить!
Буква Ь
Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой
Вот так:
Букву капелька смягчит –
Слово мягко прозвучит.
5 ученик.
Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишком,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
6 ученик.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку,
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.
7 ученик.
Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края откроет
Путь от “А” до “Я”.
Азбука. Я рада, что вы, ребята, так хорошо знаете все 33 буквы. Отныне и навсегда они – ваши верные друзья и помощники.
8 ученик.
Буквы, слоги и загадки,
В доброй Азбуке живут,
По ступенькам постепенно
В царство сказок нас ведут
9 ученик.
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
Учитель:
-Ребята, нам на праздник прислали сообщения сказочные герои. Послушайте и отгадайте, кто же их отправил.
1. Опаздываю на ваш праздник. Был в Африке, лечил больных обезьян. («Доктор Айболит» К. Чуковский).
2. Приехать не могу. Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко… (мышка из народной сказки «Курочка Ряба»).
3. Попал в неприятную историю. Всё закончилось благополучно, только мой хвост остался в поруби… (Волк из народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк »).
4. Поздравляю с праздником. Приехать не могу, так как по дороге, потеряла туфельку. («Золушка» Ш.Перро.)
5.Шлю привет из замка Людоеда. Если одолею его, то с маркизом Карабасом прибудем на ваш праздник. («Кот в сапогах» Ш. Перро.)
6. Нет возможности к вам приехать, я снова осталась у разбитого корыта. (Старуха «Сказка о рыбаке и рыбке» А.Пушкин.)
7. Не приеду. Жду посылку с шоколадом для слонёнка. ( Слон «Телефон» ,К. Чуковский)
8. Поздравляю с праздником. Немного задерживаюсь. У меня свадьба. Комар–победитель сделал мне предложение. ( «Муха-цокотуха», К.Чуковский.)
9.Я круглый и румяный, я ловкий и упрямый, в лесу я задержался, с лисою разбирался. («Колобок» русская народная сказка)
Азбука. Молодцы ребята!
Учитель:
А сейчас поиграем в игру «Живые буквы». У каждого из вас есть буква. Я называю вам слово, у кого буква из названного слова тот выбегает и с остальными буковками из слова собирают слово. ( Зима, азбука, портфель буква, тетрадь, школа, пенал).
Конкурс “Фразеологический зверинец”
Добавить недостающее слово – название животного.
Голоден как…(волк) | Хитёр как…(лиса) |
Труслив как…(заяц) | Нем как…(рыба) |
Колючий как…(ёж) | Здоров как…(бык) |
Конкурс “Собери пословицу”
На одной половине доски записаны начала пословиц, а на другой – их продолжения в произвольном порядке. Дети должны собрать половинки.
С книгой жить – век не тужить.
Книги читай, а дела не забывай.
Мало уметь читать - надо уметь думать.
Лучший подарок - хорошая книга.
Книга мала, а ума придала.
10 ученик.
Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке спасибо
Расставаться нам пора!
11 ученик.
Нам она свои страницы открывала,
Обучая, развлекая, веселя.
Нужных знаний нам дала немало!
И теперь мы лучшие друзья!
12 ученик.
Мы хотим сказать тебе спасибо,
Мы тебя за все благодарим !
Говорим мы тебе - до свидания!
Здравствуй - новой книге говорим!
Учитель:
Ребята сегодня мы прощаемся с вашей первой книгой «Азбукой».
Азбука:
Теперь вам интересно будет знакомиться и читать новые книги. И сегодня они у вас появятся, но прежде я хочу в последний раз вас испытать сегодня. Я задаю вам вопрос, а вы отвечаете «Нет» или «Да».
Азбука дала вам знания,
Они с вами навсегда.
Помнить будет, вы? (Да)
Впереди ребята ждут вас книги,
Знаний принесут вам свет.
Они любят аккуратность.
Будете вы рвать их? (Нет)
Книги многое расскажут,
Не обманут никогда.
Нужно только быть прилежным.
Будете лениться? (Нет)
Будь ты с книгой аккуратен,
Сохрани на много лет.
Не рисуй, не ставь в ней пятен.
Все тебе понятно? (Да)
Прочти книгу с интересом,
В каждой книге есть совет.
Книга станет лучшим другом.
Друга бросите, вы? (Нет)
Знайте, каждая из книжек,
Словно яркая звезда.
Книги знайте и любите.
Будете беречь их? (Да).
Слово для поздравления и вручения подарков предоставляется учителю класса и родителям.
Учитель:
В добрый путь по дороге знаний! Подружитесь с новыми книгами, читайте, растите умными детьми.